Совершенствования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.
В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание налогов 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 5
1.2 Виды и классификация налогов 8
2 Современная налоговая система и её составляющие 14
2.1 Структура и функции налоговой системы 14
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и
основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы 21
3 Совершенствования налоговой системы России 28
3.1 Недостатки налоговой системы России 28
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги и их роль в экономике.docx

— 127.40 Кб (Скачать файл)

Виды налога по использованию:

    • общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;
    • специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожный налог).

Виды налога по интенсивности  обложения:

    • пропорциональные;
    • прогрессивные;
    • регрессивные;
    • фиксированные налоги.
  1. В зависимости от уровня органов государственного управления:

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации при этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсе акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки — решениями законодательной власти субъектов РФ.

Местными налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

По способу взимания подразделяют:

    • прямые — это налог, который уплачивает получатель дохода, прибыли, то есть источник выплаты и плательщик — одно лицо;
    • косвенные — входят в цену товара, перечисляются в бюджет плательщиком, но принадлежат потребителю, который является источником выплаты. (НДС, акцизы)

Прямые налоги подразделяют на:

    • реальные — налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
    • личные — налоги на доход или прибыль плательщика  (налог на прибыль, НДФЛ).

В зависимости от формы:

    • натуральные — присущи для ранних форм налогообложения;
    • денежные.

В зависимости от субъекта обложения:

    • налоги с юридических лиц;
    • налоги с физических лиц;
    • смешанные — уплачивают и юридические и физические лица.

В зависимости от территориального уровня:

    • федеральные — действуют без изменения на всей территории РФ;
    • региональные — на территории субъекта РФ;
    • местные — на территориях районов, городов, поселков и т. д.

Региональные и местные  называют еще территориальными. По этим налогам существуют правовые акты на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Субъект моет изменять элементы налога.

В зависимости от использования  в качестве метода бюджетного регулирования:

    • закрепленные налоги — это те, которые закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета;
    • регулирующие налоги — налоги, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящие.

В зависимости от характера  использования:

    • налоги общего назначения (абстрактные);
    • целевые (специальные) — для финансирования конкретных мероприятий (ЕСН).

Регулярные налоги — это налоги, которые взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом со времени занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, то есть времени существования объекта обложения.

Разовые налоги — это налоги связанные с определенными событиями (например, налог на имущество).

Региональные  налоги. В состав региональных налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Региональными налогами признаются те, которые устанавливаются НКРФ и законами субъектов РФ о налогах  и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НКРФ и законами субъектов РФ о налогах. Элементы налогов, ставки, порядок и сроки уплаты, льготы могут меняться в соответствии с законами субъектов РФ, иные элементы устанавливаются НКРФ. Не могут устанавливаться региональные налоги не предусмотренные НКРФ.

Местными признаются налоги устанавливаемые НКРФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в  действие и отменяются на основании  НКРФ и  нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления. При этом местные органы имеют право менять налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты.

Федеральными признаются налоги и сборы установленные НКРФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Они могут устанавливаться и отменяться только на основании НКРФ. К ним относятся: НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц; ЕСН; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. [14] 1

В рационально построенной  системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

 

 

 

 

 

2 Современная налоговая система и её составляющие

2.1 Структура и функции налоговой системы

 

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

Понятие «налоговая система» было впервые  введено Законом РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Основные принципы налоговой системы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей,  равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района.

3. Из местных налогов общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. [15]

И еще один важный в условиях рынка  налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию  по ставке до 5% от стоимости услуг  по рекламе.

 

Рис.1 Структура налоговой системы РФ

 

В соответствии с законом под  налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

По своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том  числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме  того, НК РФ предусмотрена возможность  применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

Налоговая система страны включает совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

    • субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
    • носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
    • объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т.д.);
    • ставка налога – величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (твердые ставки или в процентах).

Величина налоговой суммы (налоговое бремя), которую платит налогоплательщик, зависит прежде всего от налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Налоговая база – это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка – это размер, в котором взимается налог.

Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации. [7. с.66-68]

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что «Установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти». [1]

Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

 

Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система  налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения — это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, действующая система налогообложения дает представление о  полноте  использования  присущих  налогообложению  функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная  результативность  системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и  «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним  потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности  экономической действительности  категорию    «налогообложение»  мы  уже  воспринимаем  как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить  цели  –  значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей   категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения  может  существенно  различаться.  Исходя  из  экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе следующие функции:

Информация о работе Совершенствования налоговой системы России