Роль римского права в истории развития частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 03:21, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Вложенные файлы: 1 файл

римское право.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

«Понятие обязательства представляет собой правовые оковы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить согласно законам нашего государства. Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-либо телесный предмет или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил». (Павел, Дигесты Юстиниана, 44.7.3).

Если по Законам XII таблиц должника связывали веревками и цепями (весом в 15 фунтов), убивали или продавали в рабство, то в IX в. уже запретили убивать, а за долги стали отвечать имуществом. Оковы стали правовыми, юридическими.

В содержание обязательства вкладывались три понятия: дать, сделать (в понятии действия или воздержания от него), предоставить (в понятии оказать услуги или принять ответственность), и еще одно дополнительное понятие -- следовать в определенном направлении. Действие, представляющее предмет обязательства, должно было представлять интерес для кредитора.

«Каждый должен приобретать то, что представляет интерес для кредитора, и каждый должен приобретать то, что представляет для него интерес, а между тем для меня нет интереса, что было дано по договору другому» (Ульпиан, Дигесты Юстиниана). Если приведенное определение Институций Юстиниана воскрешает старинное понятие обязательства на ранних стадиях рабовладельческого общества, то ближе придвигает нас к сути дела определение Павла: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

Обязательства возникали четырьмя способами:

А) из договора;

В) как бы из договора;

С) из деликта;

Д) как бы из деликта.

Данная классификация -- из двух основных и двух дополнительных оснований возникновения обязательств, -- предполагала возможность маневра в договорной практике, исходя из духа закона (как бы из договора и как бы из деликта). Это не определение, а сравнение для случаев из практики деловой жизни, когда возникали обстоятельства, напоминающие договорные обязательства. Например, лицо берется за управление чужим имуществом, хотя ему это не поручалось, по своей инициативе, при определенных обстоятельствах. Тут и возникает обстоятельство, аналогичное устанавливаемому обычным договором поручения.

Таким образом:

Основаниями возникновения обязательств являлись далеко не всякие действия людей в отношении друг друга: "основное деление обязательств сводится к двум видам, а именно всякое обязательство возникает либо из контракта, либо из деликта".

Контрактом (по терминологии классического права) считался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой. В эту категорию были отнесены лишь известные виды договоров, в древнейшую эпоху - исключительно формальные, в классическую эпоху также и некоторые ненормальные договоры.

Гай в своих Институциях говорит: «…рассмотрим обязательства, возникающие из контракта. Таких обязательств четыре вида: ибо обязательство возникает, или посредством передачи вещи, или путем произнесения слов, или на письме (путем письменного акта) или вследствие самого соглашения». Отсюда - четыре основных вида контрактов: реальные (т.е. устанавливающие обязательство с передачей вещи), вербальные (или словесные, устные), литеральные (т.е. письменные) и консенсуальные (при которых обязательство возникает вследствие одного consensus, соглашения, без каких-либо формальностей).

Необходимо иметь в виду, что без consensus вообще не может быть договора; особенность консенсуальных договоров, в отличие от других видов, заключается в том, что в то время как при всех других категориях контрактов для установления обязательства требуется, помимо соглашения сторон, еще какой-то момент (verba, literate, res), при консенсуальных контрактах consensus (выраженное вовне) является не только необходимым, но и достаточным моментом для установления обязательств.

В приведенную классификацию Гаем не включен древнейший формальный контракт - nexum. Надо думать потому, что в ту эпоху, когда жил Гай эта форма контрактов утратила всякое практическое значение.

С другой стороны, в классификацию Гая не вошли так называемые contract us innominati (безыменные контракты), первые следы, признания которых относятся к I в.н.э. (юрист Лабсон) и которые окончательно сложились в законодательстве Юстиниана. Под названием безыменных контрактов разумеют некоторые договоры о взаимных представлениях, принятые под защиту цивильным правом тогда, когда перечисленные выше категории контрактов уже сложились в виде определенного исчерпывающего перечня, а между тем развивающийся оборот не удовлетворялся этим замкнутым кругом договоров и требовал допущения новых видов договоров. Такого рода договоры, в качестве общей категории, не получили у римских юристов определенного названия (no men), вследствие чего в средние века эту группу контрактов назвали «безыменными».

В праве Юстиниана безыменные контракты были сведены к четырем группам: do ut des (передаю тебе вещь с тем, чтобы ты, в свою очередь передал мне вещь), do ut facias (даю тебе вещь, чтобы ты совершил для меня определенное действие), facio ut des (совершаю для себя определенное действие с тем, чтобы ты дал мне вещь), facio ut facias (совершаю для тебя известное действие с тем, чтобы ты совершил для меня определенное действие).

Римские юристы не могли не подметить того факта, что кроме обязательств, возникающих из договоров, а также из деликтов (правонарушений), в жизни возникают обязательства и в ряде других, самых разнообразных случаев. Но, подметив этот факт, римские юристы не выработали определенной классификации всех разнообразных случаев.

Позднее (в эпоху Юстиниана) эти дополнительные основания были отнесены к так называемым "квази-контрактам" (как бы контрактам) и "квази-деликтам" (как бы деликтам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, значение римского права в истории права состоит в его рецепции - восприятии основных норм и институтов римского права в последующие века другими народами и государствами.

 

О значении римского права для мировой цивилизации и культуры замечательно сказал Р.Иеринг: "Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него - вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права нового мира"3.

 

Ответы знатоков права, мнения, суждения римских юристов являлись источником римского права.

 

Расцвет римской юриспруденции приходится на период принципата (классические юристы, когда некоторым из них официально предоставляется право давать обязательные для судей заключения). Упадок римской юриспруденции относится к периоду домината, когда абсолютная монархия не нуждается в помощи юристов как творцов права, а единственным законодателем становится император.

 

Все, кто исследовал и исследует римское право, единодушны во мнении, что деятельность юристов (их знаменитые респонсы и сентенции) вместе с преторским правом превратила архаическое право римских граждан в "абстрактное право абстрактной личности", победоносно прошедшее через века по всем континентам земного шара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Астапенко П.Н. Римское частное право. М., 2001.

 

 

Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения).- М. 2006.

 

 

Дождев Д.В. Практический курс римского права. Ч. 1. М., 2000.

 

 

Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов. М.: ИКД ЗЕРЦАЛО, 2003.

 

 

Омельченко О.А. Римское право: Учебник. М., 2006.

 

 

Памятники римского права: Законы XII Таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.

 

 

Римское частное право: Учебник / Под.ред.проф. И.Б.Новицкого и проф. И.С.Перетерского. М.: Юристъ, 2004.

 

 

Стучка П.И. Энциклопедия государства и права. М., 1930.

 

 

КАЗУСЫ

 

1. Раб Стих был пойман с поличным за кражей плодов из сада Тирция. Какое наказание ожидает его по Законам ХII таблиц?

 

Решение:

 

По Закону ХII таблиц (согласно таблицы VIII, пункт 14) раб, пойманный на краже, должент быть наказан кнутом и сброшен со скалы.

 

2. Марк Маиллий, добросовестно считая зашедшего мула бесхозным, завладел им, а через полтора года продал мула своему соседу Луцию Ливию. Вскоре обнаружился прежний хозяин мула и потребовал его у Ливия. Как решится спор на основании Закона ХII таблиц?

 

Решение:

 

Давность  владения земельным участком устанавливалась  в два года, в отношении других вещей в один год. По давности владения (согласно таблицы VI, пункт 3) Марк Маилий являлся собственником мула по этому мул останется у Луция Ливия.

 

3. Авл Тиций, взяв из сада Луция Лициния жерди, употребил их на постройку дома. На требование Лициния вернуть жерди Тиций ответил отказом. Как должен быть разрешен спор по Законам ХII таблиц?

 

Решение:

 

Согласно  таблицы номер VI пункт 7, 8 Авл Тиций не должен возвращать жерди Лицинию, так как он использовал их для постройки дома. Закон ХII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку дома или для посадки виноградника, но предоставлял при этом право представлять иск в двойном размере стоимости этих материалов против того, кто обвинялся в использовании их.

 

Несмотря  на содержавшиеся в них требования об уравнении прав («Привилегий пусть  не испрашивают»), Законы XII Таблиц распространяли их только на отношения между римскими гражданами. Всеми имущественными правами и обрядами: манципиум, манципация, нексум, спонсия – могли пользоваться в свою пользу только полноправные граждане Рима; если приезжий или перегрин заключал сделку через манципацию, никаких прав он затем требовать не мог и защиты в суде не получал бы. Это было не его право. Законы XII Таблиц заключали в себе право-привилегию, квиритское право древних римлян, которое в итоге стало важнейшим источником формирования гражданского права (jus civile) Древнего Рима.

 

 

Таблица " Правовое положение человека в римском праве "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль римского права в истории развития частного права