Роль римского права в истории развития частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 03:21, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Вложенные файлы: 1 файл

римское право.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

Римское право, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, есть "частное право в его классическом выражении"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль римского права в истории развития частного права.

 

1.1 Понятие и предмет римского права

 

Римское право - это ряд правовых систем, которые сменяли друг друга на протяжении 13-вековой истории Рима (VIII в. до н.э. - VI в. н.э.). Из этого следует, что это не одно римское право, а ряд следовавших друг за другом юридических систем, накладывающихся во времени одна на другую, постоянно связанных между собой и последовательно сменяющих одна другую с историческими законами развития.

Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права периода принципата (I-III в. н.э.) и периода абсолютной монархии - домината (с конца III в. до середины VI в.).

Принципат (от лат. principatus, от princeps - наипервейший) - это форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, но ему помогают управлять выборные государственные органы, избираемые народом.

Доминат (от лат. dominatus, от dominus - господин, хозяин) - форма государственного устройства, при котором у власти стоит один человек, управляет без ограничения.

За свою более чем тысячелетнюю историю римское право с развитием общества не раз претерпевало глубокие структурные изменения. Выделяют несколько этапов развития римского права. Достаточно распространенной периодизацией является разделение истории права на четыре периода.

1.   Архаический период (753-367 гг. до н.э.). Римское право служило в основном для регулирования патриархальных общественных отношений.

2.   Предклассический период (367-27 гг. до н.э.).

3.   Классический период (27 г. до н.э. -284 г. н.э.). Римское право достигает наивысшего развития и приспосабливается для регулирования развитых товарно-денежных отношений.

4.   Постклассический период (284-565 гг. н.э.). Происходила систематизация и кодификация норм римского права.

 

 

1.2. Периоды истории римского права.

 

Перед всяким историческим рассмотрением, в первую очередь возникает проблема периодизации. Достаточно распространенной периодизацией является разделение римской истории на 4 периода:

1. архаический – 6в. до н.э.- серед. 5в. до н.э. или 754-367 до н.э.

2. предклассический - серед. 5в. до н.э.-1 в. до н.э. или 367-27 до н.э.

3. классический – конец 1 в. до н.э.- 3в. н.э. или 27 до н.э. – 284 н.э.

4. постклассический – 3 в. н.э. – 6 в. н.э. или 284 – 565 н.э.Однако такая периодизация не вполне удовлетворительна с точки зрения эволюции римского частного права. Наиболее подходящей, как считает Ч. Санфилиппо является периодизация, основанная на последовательности «великих кризисов и трансформаций римского общества»

Таким образом, в ходе эволюции римского частного права выделяют 3 главнейших этапа:

1) От основания Рима (754 до н.э.) до разрушения Карфагена и Коринфа (146 до н.э.)

В этот период право целиком основывается на обычаях предков, а законы XII таблиц являются кодификацией, которая собирает главнейшие нормы частного, публичного, уголовного, процессуального права.

Этот правопорядок называют «квиритским гражданским правом». Этот порядок проникнут требованиями устности, торжественности. Ошибка в употреблении одного слова используемой формулы лишает юридической силы совершенное действие.

Внутри отдельной семьи какие-либо разногласия тоже отсутствуют, а если и возникают, то тотчас же гасятся властью pater familias.Женщины, дети, рабы – это подвластные лица, лишенные личной и имущественной самостоятельности. Лишь pater familias обладает абсолютным господством.

2. От разрушения Карфагена и Коринфа (146 до  н. э.) до прихода к власти Диоклетиана (284 н. э.)

Квиритское гражданское право – Ius civile Quiritium, удовлетворявшее условиям примитивной римской земледельческой общины, становится совершенно неподходящим ввиду новых требований общественной жизни.

После Пунических войн и победы над Карфагеном Рим стремительно превращается в центр и столицу обширнейшей организации народов, представляющих все расы, языки, культуры. В итоге общество превращается из аграрного в товарное, расцветают промышленность и торговля.

Такие изменения в социальной жизни Рима не могли не вызвать и изменения права. Наряду с существованием Ius civile , появляются ius honorarium и uis gentium.

ius honorarium ( преторское право)

Должность претора введена с 367 до н.э. Претор при своем вступлении в должность издает эдикт – edictum. В эдикте содержится программа, которой будет следовать претор при исполнении своей судебной функции. Претор не является законодателем и потому не может изменять нормы Ius civile. Однако, пользуясь данным ему imperium – верховной властью претор в своем эдикте останавливается на следующих вопросах:

-  на вопросах, которые недостаточно регулируются Ius civile

-  на вопросах, вообще не предусмотренных в Ius civile, в отношении которых он обещает защиту или санкции

-  на вопросах, приводящих при условии применения Ius civile к последствиям, которые воспринимаются новым общественным сознанием как несправедливые. Здесь претор обещает поступить образом, не предусмотренным нормой права из соображений справедливости.

Юрист Папиниан очень четко обобщает все сказанное: « Преторское право – это право, которое введено преторами для общественой пользы, с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить» ( D 1.1.7.1.)

Ius gentium – право народов

Наряду с городским претором в 240 г. до н.э. была учреждена вторая должность – претор по делам чужестранцев-перегринов – praetor peregrinus. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей.

Praetor peregrinus основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех, то есть основаны на естественном разуме – naturalis ratio.

Спорным является выделение в римском праве, наряду с ius civile, ius honorarium и  ius gentium также ius naturale (У С. Н. Медведева Римское частное право Ставрополь.1994).

«В большей части произведений юристов классического периода мы не обнаруживаем даже следа этой трихотомии ( civile-gentium-naturale), - пишет Ч. Санфилиппо. Еще в «Институциях» Гая (II в н.э.) ius gentium и ius naturale отождествлялись. Просто ius gentium основывается на  naturalis ratio. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где ius naturale проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. – «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам».

«Всякому бросается в глаза неюридический характер представления о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо.

Появление этой третьей категории отвечает требованиям скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это или интерполяция, или личное пристрастие Ульпиана.

Таким образом,ius naturale не есть отдельная, изолированная система. Естественное право – часть и цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз Римское частное право М.,2002 с.21)

Павел считает, что естественное право входит в общее понятие права: «Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» (D 1.1.1.1.) Римские юристы говорят о праве, как о нравственном явлении.

«Изучающему  право,- пишетУльпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право»- jus. Право получило свое название от justitia – справедливость, ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» ( D 1.1.1.)

3.От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.)

В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения различных классических правопорядков.

Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число имперских чиновников, чьи полномочия непосредственно исходили от императора.

Сливаются ius civile и ius honorarium с преобладанием принципов, введенных преторским правом.

 

Источники римского  права

 

Источником в широком смысле слова может оказаться всякое свидетельство, относящееся к Риму (археологическое, художественное и т.д.)

Однако в более специальном смысле « источником римского права» следовало бы называть те документы, которые более или менее сообщают нам римские юридические нормы. Здесь может идти речь о так называемых литературных источниках таких как, надписи, сочинения историков, ораторов, землемеров, поэтов. Но речь может идти и о так называемых юридических источниках таких как, надписи с текстами законов, сочинения юристов, официальные кодексы, частные документы (папирусы, восковые дощечки и др.).

С хронологической точки зрения  юридические источники подразделяются на доюстиниановские и юстиниановские. Первые были собраны и опубликованы в различных изданиях, среди которых в Италии шире всего используется трехтомное собрание, озаглавленное «Fontes iuris romani anteiustiniani» (издатели Риккобоно, Бавьера, Феррини, Фурлани). Оно охватывает нормативные распоряжения, фрагменты юридических произведений, юридические акты частных лиц).

Юстиниановские источники – это не что иное как так называемый Corpus iuris civilis – «Свод гражданского права» Юстиниана, т.е. знаменитое обширное собрание, исполнение которого было возложе­но императором на специально назначенные законодательные комис­сии. Первые три части этого труда, называемые соответственно Digesta, Institutiones и Codex, были созданы с 530 по 534г., между тем как отдельные законы Юстиниана продолжали выходить с 535 по 565 г. (год его смерти) и были собраны усилиями частных лиц в четвертой части Corpus, называемой Novellae (т.е. novellae leges, новые уложения).

Дигесты (Digesta) представляют собой антологию систематически расположенных по темам отрывков (фрагментов), извлеченных из со­чинений римских юристов в 50 книгах.

Институции (Institutiones) представляют собой небольшое сочинение упрощенного характера в 4 книгах, имеющее как законодательное, так и учебное значение. И они также составлены главным образом из отрывков, заимствованных из Institutiones римских юристов, осо­бенно из Гая.

Кодекс (Codex) является собранием законов, изданных императорами классического и послеклассического периода, а также и самого Юстиниана в 12 книгах.

Наиболее современное и важное издание Corpus iuris civilis было осуществлено Моммзеном, Крюгером, Шёллем, Кроллем (Berlin, изд. Weidmann). изданное Феодосией II в 438 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основания возникновения обязательств в римском

частном праве.

 

Обязательственное право является основным разделом римского (и любого другого) гражданского права. Оно регулирует имущественные отношения в сфере производства и гражданского оборота. Предметом обязательственного права являются определенное поведение обязанного лица, его положительные или отрицательные действия.

В источниках римского права обязательство (obligatio) определяется следующим образом. Обязательство представляет собой правовые оковы, вынуждающие нас что-то исполнить согласно законам нашего государства. Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-то телесный предмет или какой-то сервитут, но чтобы связать другого перед нами в том отношении, чтобы он нам что-то дал, сделал или представил.

До возникновения обязательства человек (должник) совершенно свободен. Вступив в обязательство, он определенным образом ограничивает себя, обременяет обещаниями, стесняет свободу, возлагая на себя какие-то правовые обязанности, правовые оковы, юридические путы. Именно поэтому в определениях обязательства римские юристы говорят об оковах, путах и т. п. Согласно Законам XII таблиц в древнейшие времена к неисправному должнику применялись настоящие оковы и путы. Таблица III содержит норму, в соответствии с которой кредитор при неисполнении должником своего обязательства имеет право забрать его в свой дом и наложить на него колодки или оковы весом не менее, а если пожелает, то и более 15 фунтов.

Таким образом, обязательство — это правовое отношение, в силу которого одна сторона (кредитор) имеет право требовать, чтобы другая сторона (должник) что-либо дала (dare), сделала (facere) или предоставила (praestare). Должник обязан выполнить требование кредитора.

Итак, обязательство — сложный юридический состав, правоотношение, сторонами которого являются кредитор и должник, а содержанием — права и обязанности сторон. Сторона, имеющая право требовать, называется кредито ром (creditor), а сторона, обязанная выполнить требование кредитора, — должник (debitor). Содержанием требования кредитора является его право на определенное поведение должника, которое может выражаться в каком-либо положи тельном или отрицательном действии. Следовательно, предметом обязательства всегда является действие, имеющее юридическое значение и порождающее правовые послед ствия. Если действие не носит правового характера, то оно не порождает юридически значимого обязательства. Огромное многообразие хозяйственно-экономических действий римляне сгруппировали в три группы: dare — дать, praestare — предоставить и facere — сделать, которыми и определяется содержание обязательств.

Информация о работе Роль римского права в истории развития частного права