Производство по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:33, аттестационная работа

Краткое описание

Целью данной аттестационной работы является рассмотрение сущности и порядка производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть суть производства по делам о налоговых правонарушениях;
- определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
- рассмотреть права, обязанности и порядок действий налоговых органов, налогоплательщиков, а также иных лиц в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам
о налоговых правонарушениях
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях
2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении
2.2. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении
2.3. Обеспечение исполнения решения
2.4. Порядок взыскания налоговых санкций
2.5. Обжалование решений налогового органа, принимаемым по
результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

70699.rtf

— 927.83 Кб (Скачать файл)

Согласно ст.ст.101, 101.2., 139 НК РФ апелляционная жалоба может быть подана только на два вида решений налогового органа:

- на решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- на решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

На другие виды актов и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается жалоба.

Апелляционная жалоба должна быть подана в письменном виде до момента вступления в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности (абз. третий п.2 ст.139 НК РФ), то есть в течение десяти рабочих дней со дня вручения его соответствующему лицу (п.9 ст.101 НК РФ).

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 27.07.2007г. № 03-02-07/1-35070 подчеркнул, что в соответствии с п.9 ст.101 НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении десяти дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Согласно ст.6.1 НК РФ в этом случае применяется общий срок - десять рабочих дней.

Таким образом, срок на подготовку и подачу апелляционной жалобы для налогоплательщика не превышает десять рабочих дней со дня вручения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности. В случае отправления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения71.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Технически апелляционная жалоба подается в вынесший обжалуемое решение налоговый орган, который обязан в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направить ее в вышестоящий налоговый орган.

Эта норма НК РФ повторяет норму Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно п.2 ст.257 которого апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в вышестоящий судебный орган через суд, принявший оспариваемый судебный акт. Собственно основной смысл подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение, и состоит в том, чтобы налоговая инспекция отправила материалы дела на рассмотрение вышестоящего органа.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что с точки зрения финансовых органов нарушение порядка подачи апелляционной жалобы, например, её отправление непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования72.

Соответственно пропуск срока на апелляционное обжалование приведет либо к необходимости его восстановления, либо к изменению процедуры защиты прав налогоплательщика. При этом, если до 01.01.2009г. налогоплательщик мог в случае пропуска срока на подачу апелляционной жалобы прямо обратиться в суд, то с 01.01.2009г. вступила в действие норма (п.5 ст.101.2. НК РФ), согласно которой оспаривание решения налогового органа в судебном порядке возможно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Пока не вполне ясно, как в этом случае будет восстанавливаться право на апелляционное обжалование, по-видимому, в порядке исполнения п.2 ст.139 НК РФ по усмотрению вышестоящего налогового органа или его должностного лица, либо будет только применяться абз. четвертый п.2 ст.139 НК РФ, согласно которому на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подаётся жалоба в течение одного года с момента его вынесения.

В силу п.1 ст.101.2. НК РФ к апелляционной жалобе применяются правила, содержащиеся в ст.ст.139 - 141 НК РФ, регламентирующие порядок, сроки рассмотрения и принятие решений по ней.

Правда, п.2 ст.101.2. НК РФ не конкретизирует, что понимается под порядком - порядок рассмотрения жалобы или порядок ее подачи и рассмотрения. Но по смыслу перечисления следует, что речь идет именно о порядке рассмотрения жалобы.

Таким образом, можно сделать вывод, что НК РФ не предусматривает возможности отзыва апелляционной жалобы73.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

- отменить или изменить решение налогового органа полностью либо в части и принять по делу новое решение;

- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В п.3 ст.140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Вышеуказанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.

Решение о приостановлении исполнения акта (действия) может быть принято либо руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Следует отметить, что остается неясным, применимы правила ст.141 НК РФ к апелляционным жалобам (данный вопрос следует из системного толкования статей 138-141 НК РФ, которые, в принципе, разграничивают жалобы и апелляционные жалобы).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как видно, НК РФ содержит серьезные недостатки в том, что касается процессуально-правового регулирования производства по делам о налоговых правонарушениях. Следует констатировать, что законодатель не смог четко развести в НК РФ, как того требуют правила законодательной техники, два вида производств: производство по налоговому контролю и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В отличие от НК РФ, КоАП РФ подробно регламентирует производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, определяя поводы для возбуждения дела; моменты, с которых дело считается возбужденным; перечень и полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; процессуальные документы и сроки. Важным достижением явилось введение института административного расследования (ст.28.7.). КоАП РФ достаточно чётко регламентирует порядок рассмотрения дела (гл.29).

Таким образом, КоАП РФ в значительной степени лишён тех недостатков, которые свойственны рассматриваемому производству в рамках НК РФ. В то же время, как отмечает Панова И. В.74 , критерий разграничения двух производств (в рамках НК РФ и КоАП РФ) весьма зыбок, что лишний раз позволяет поставить под сомнение позицию законодателя, сохранившего в НК РФ нормы, регулирующие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Исправление выявленных недостатков правового регулирования рассмотренного производства возможно путем реализации провозглашенной законодателем в п.1 ст.1.1. монополии КоАП РФ на правовое регулирование института административной ответственности. Для этого необходимо перенести все материальные нормы об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах из НК РФ в КоАП РФ (причем возможно их выделение в самостоятельную главу), а процессуальное производство по делам о привлечении к ответственности за указанные правонарушения осуществлять в порядке, определяемом КоАП РФ. НК РФ же должен четко регулировать производство по налоговому контролю, поскольку именно в ходе контрольных мероприятий (в большинстве случаев) устанавливаются факты, свидетельствующие о совершенных правонарушениях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Конституция РФ // Система ГАРАНТ.

2. Налоговый кодекс РФ // Система ГАРАНТ.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях // Система ГАРАНТ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Система ГАРАНТ.

5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ // Система ГАРАНТ.

6. Закон РФ от 27.12.1999г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ.

7. Закон РФ от 21.03.1991г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» // Система ГАРАНТ.

8. Федеральный закон от 08.05.1994г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Система ГАРАНТ.

9. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ // Система ГАРАНТ.

10. Положение о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 // Система ГАРАНТ.

11. Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке. Утв. приказом МНС России от 17.08.2001г. № БГ-3-14/290 // Система ГАРАНТ.

12. Приказ Минфина РФ от 09.08.2005г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» // Система ГАРАНТ.

13. Приказ ФНС от 13.12.2006г. № САЭ-3-06/860@ «Об утверждении формы акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению» // Система ГАРАНТ.

14. Приказ ФНС от 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» // Система ГАРАНТ.

15. Приказ ФНС от 07.05.2007г. № ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» // Система ГАРАНТ.

16. Приказ ФНС от 31.05.2007г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» // Система ГАРАНТ.

17. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21.09.2004г. № 03-02-07/39 // Система ГАРАНТ.

18. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25.07.2007г. № 03-02-07/1-346 // Система ГАРАНТ.

19. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27.07.2007г. № 03-02-07/1-350 // Система ГАРАНТ.

20. Письмо Управления ФНС по г. Москве от 11.07.2007г. № 09-10/065649@ // Система ГАРАНТ.

21. Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 г. № 130-О «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» // Система ГАРАНТ.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005г. № 9-П «По делу о проверке конституционных положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждански Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Система ГАРАНТ.

23. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвёртой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Система ГАРАНТ.

24. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Система ГАРАНТ.

25. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.1994г. № С1-7/ОП-370 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства» // Система ГАРАНТ.

26. Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.06.2000г. № А29-3305/99 // Система ГАРАНТ.

27. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2002г. № Ф03-А51/02-1/1846 // Система ГАРАНТ.

28. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2004г. № Ф08-2724/2004-1056А // Система ГАРАНТ.

29. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2005г. № А42-9863/04-23 // Система ГАРАНТ.

30. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2005г. № Ф04-3467/2005 // Система ГАРАНТ.

31. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.11.2005г. № А64-1427/05-8 // Система ГАРАНТ.

32. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2006г. № А56-15868/2005 // Система ГАРАНТ.

33. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.05.2006г. № А57-6726/05-33 // Система ГАРАНТ.

34. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.07.2006г. № Ф03-А51/06-2/1766 // Система ГАРАНТ.

35. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2006г. № Ф09-9577/06-С1 // Система ГАРАНТ.

36. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.06.2008г. № КА-А40/4615-08 // Система ГАРАНТ.

37. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2008г. № А57-4045/08 // Система ГАРАНТ.

Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях