Производство по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:33, аттестационная работа

Краткое описание

Целью данной аттестационной работы является рассмотрение сущности и порядка производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть суть производства по делам о налоговых правонарушениях;
- определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
- рассмотреть права, обязанности и порядок действий налоговых органов, налогоплательщиков, а также иных лиц в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам
о налоговых правонарушениях
1.1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие
1.2. Задачи производства по делам о налоговых правонарушениях
1.3. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях
Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях
2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении
2.2. Рассмотрение дела о налоговом правонарушении
2.3. Обеспечение исполнения решения
2.4. Порядок взыскания налоговых санкций
2.5. Обжалование решений налогового органа, принимаемым по
результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

70699.rtf

— 927.83 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду: круг доказательств, используемых в налоговом контроле, не ограничен документами, полученными в ходе контрольных мероприятий, которые непосредственно касаются данной налоговой проверки, проводимой в отношении конкретного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Доказательствами могут служить любые документы, которые имеются у налогового органа, в частности:

- налоговые декларации (расчёты), представленные в установленном порядке в налоговый орган по месту учета (пп.4 п.1 ст.23 НК РФ);

- сообщения налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п.п.2, 3 ст.23 НК РФ);

- сообщения налоговых агентов (пп.2 п.3 ст.24 НК РФ);

- иные сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, указанные в части второй НК РФ;

- информация банка (п.3.1 ст.60 НК РФ);

- сообщения банка об остатках денежных средств налогоплательщика-организации, полученные в порядке, установленном в п.5 ст.76 НК РФ;

- документы, представленные органами, учреждениями, организациями и должностными лицами и содержащие сведения, которые связаны с учётом налогоплательщиков (ст.85 НК РФ);

- информация, полученная в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля (в том числе налоговых проверок);

- сведения, выявленные в результате мероприятий налогового контроля в отношении иных лиц;

- материалы, которые получены вне рамок налогового контроля в соответствии с полномочиями налоговых органов, прямо предоставленными налоговым органам законодательством РФ, не относящимся к законодательству о налогах и сборах;

- письменные сообщения лиц, у которых отсутствует обязанность представления документов (информации), но предоставленные ими в добровольном порядке либо на основании соглашений, совместных приказов с органами государственной власти и по иным основаниям.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться:

- ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированные факты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выездной налоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте «г» пункта 1.8.2. Требований;

- материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля;

- иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговой проверки имеются ссылки.

Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, содержится в пункте 1.14. Требований. Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке. Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.

Кроме того, к акту выездной налоговой проверки могут прилагаться решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, если на момент составления акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями ст.21 НК РФ.

Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель (п.2 ст.100 НК РФ). Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись. Следует помнить: факт подписания акта проверки не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание52.

Акт налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку. В случае если в выездной налоговой проверке участвовали сотрудники милиции, дополнительно оформляется третий экземпляр акта проверки, который направляется в соответствующий орган внутренних дел.

В п.п.1, 3 ст.26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п.3 ст.29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации, законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, уполномоченным представителям налогоплательщика, если имеется документальное подтверждение их полномочий согласно установленному законом порядку.

Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его законный (уполномоченный) представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, то данный факт отражается в акте. Уклонение от получения акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган для получения акта (при наличии документа, подтверждающего вызов налогоплательщика в налоговый орган). Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма (п.5 ст.100 НК РФ).

Фактическое время доставки почтового отправления может превысить установленные законом шесть рабочих дней. Несмотря на это, юридически акт будет считаться врученным53.

Из п.5 ст.100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки может быть вручен не только лицу, в отношении которого проводилась проверка, но и его представителю. Однако при направлении акта по почте заказным письмом адресатом почтового отправления выступает только лицо, в отношении которого проводилась проверка.

В соответствии с п.5 ст.100 НК РФ налоговые органы направляют акт выездной или камеральной налоговой проверки по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения). Обычно под местом нахождения понимается адрес организации, приведенный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Но нередко место нахождения налогоплательщика, указанное в уставе, не совпадает с его фактическим адресом. Особенно это актуально для крупных городов. Тем более что различные районы (округа) в пределах одного города могут быть подведомственны нескольким налоговым органам.

Если у налогового органа имеется информация о фактическом адресе налогоплательщика (например, он содержится на фирменном бланке писем налогоплательщика либо последний сам обратился с просьбой вести с ним переписку по какому-либо конкретному адресу), документы, которые согласно налоговому законодательству могут быть направлены по почте, отправляются по этому адресу.

Вместе с тем соблюдение прав лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обеспечивается лишь при наличии у налоговых органов сведений о фактическом месте нахождения организации. Иначе может быть нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки. Ведь у налогоплательщика, не получившего акт налоговой проверки, отсутствует возможность представить объяснения или возражения по акту.

Надо отметить, что направление акта выездной или камеральной проверки организации только по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ, формально соответствует законодательству о налогах и сборах и является правомерным.

Акт налоговой проверки направляется по месту нахождения головной организации, если проводилась выездная налоговая проверка организации в целом либо камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган по месту нахождения организации. Единственное исключение из этого правила касается крупнейших налогоплательщиков. В соответствии с абз.4 п.3 ст.80 НК РФ они подают налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Камеральная налоговая проверка указанной налоговой отчетности осуществляется, в том числе, иными налоговыми органами, например, по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков.

Акт налоговой проверки высылается по адресу филиала, представительства или обособленного подразделения в случае, если по данному филиалу (представительству) проводилась самостоятельная выездная налоговая проверка, когда налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения, в том числе не имеющего статуса филиала или представительства, проводил камеральную налоговую проверку налоговых деклараций (расчётов).

Действующим законодательством не предусмотрено направлять акты налоговых проверок по месту жительства (месту пребывания) законного или уполномоченного представителя налогоплательщика. Поэтому отправка актов проверок по данному адресу не допускается.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п.6 ст.100 НК РФ). На это отводится пятнадцать рабочих дней со дня получения акта проверки. К письменным возражениям могут прилагаться документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность приведенных возражений. Налогоплательщик имеет право передать указанные документы в налоговый орган отдельно от письменных возражений в согласованный срок.

Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие доказательства все-таки представлять. Дело в том, что согласно п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты их проверки. Доводы проверяют на основе имеющихся доказательств. Если доказательства не представлены, проверка сведется к констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.

Налоговый орган не обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик как на основание своих возражений. Таким образом, задача налогового органа в подобной ситуации - обеспечить налогоплательщику возможность представить доказательства, а не собирать их за него.

Кроме того, исходя из положений ч.2 ст.24 Конституции РФ, налоговые органы обязаны обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Иными словами, при производстве дела в налоговых органах налогоплательщик имеет право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения (пункт 2.4. определения КС РФ от 12.07.2006г. № 267-О54).

Представление в качестве возражений по акту налоговой проверки уточненной декларации55 законодательством о налогах и сборах прямо не установлено, но и запрета нет.

Единственный случай, когда законом в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих при налоговой проверке, предусмотрено представление уточненной налоговой декларации, упоминается в п.3 ст.88 НК РФ и распространяется только на камеральные налоговые проверки. При выявлении в результате камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием дать в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления. Аналогичные действия предпринимаются и при выявлении несоответствия между данными налогоплательщика и информацией, содержащейся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученной им в ходе налогового контроля. Только в случае, оговоренном в п.3 ст.88 НК РФ, уточненная налоговая декларация, по сути, является альтернативой пояснениям налогоплательщика.

Предположим, налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию, в которой отразил результаты, выявленные в ходе выездной налоговой проверки и зафиксированные в акте проверки. Тогда налоговый орган в ходе камеральной проверки данной уточненной декларации констатирует, что налогоплательщик самостоятельно уточнил сумму налоговых обязательств по результатам налоговой проверки. Сумма недоимки, выявленная во время выездной налоговой проверки, в резолютивной части итогового решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности не отражается. Ведь до принятия итогового решения по результатам выездной проверки налогоплательщик самостоятельно уточнил в сторону увеличения (на суммы выявленной недоимки) налоговые обязательства.

Следовательно, в этом случае негативные последствия в виде принудительных процедур взыскания (выставление требования об уплате налога (ст.69 НК РФ), взыскание налога, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (статья 46 НК РФ) и за счет его иного имущества (статья 47 НК РФ), обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках (статья 76 НК РФ) и ареста его имущества (статья 77 НК РФ)) будут отсутствовать.

Кроме того, в связи с отсутствием сумм недоимки в итоговом решении по результатам выездной налоговой проверки и при условии, что до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, требование об уплате налога не выставляется и налогоплательщик, в конечном счете, на законных основаниях избегает уголовной ответственности.

Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях