Проблемы налоговой системы РФ на современном этапе. Основные причины уклонения от уплаты налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и роль налогов,
ввести элементы закона о налоге,
выделить виды и функции налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Сущность налога……………………………………………………………...
1.1. Понятие и роль налогов…………………………………………………….
1.2. Виды налогов………………………………………………………………..
1.3. Функции налогов……………………………………………………………
2. Налоговая система…………………………………………………………….
2.1. Налоговая система и ее задачи……………………………………………..
2.2. Виды налоговых систем……………………………………………………
2.3 Принципы налогообложения……………………………………………….
3. Действующая налоговая система Российской Федерации в настоящее время……………………………………………………………………………...
4. Проблемы налоговой системы РФ на современном этапе. Основные причины уклонения от уплаты налогов……………………………………….........
5. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты……..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТ Налоговая система 2010 2.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Если взять эти базовые принципы налогообложения за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае, очевидно, основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

 

3. Действующая налоговая  система Российской Федерации в настоящее время.

 

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения.

Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков;
  • четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
  • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
  • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
  • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, с другой.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему России. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.

С введения Налогового Кодекса РФ начался новый этап налоговой реформы.

Налоговый кодекс РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и становится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В основе Налогового кодекса – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории Российской Федерации. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.

Однако актуальным вопросом является распределение налоговых полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов и сборов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов будет препятствовать созданию несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что будет способствовать сохранению единого Российского государства.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджет. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль предприятия; подоходный налог с физических лиц; налоги – источники образования дорожных фондов; государственная пошлина; таможенный тариф; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; сбор за использование названия «Россия»; налог с наследства, переходящего в порядке наследования или дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; сбор за регистрацию банков и их филиалов; налог на игорный бизнес.

Налоги субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К налогам субъектов РФ относятся: налог на имущество предприятия; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К ним относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство, образование и другие цели; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; сбор за право торговли; лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за открытие игорного бизнеса, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; курортный сбор; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; сбор на право использования местной символики; сбор за парковку автотранспорта; сбор за уборку территории населенных пунктов; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор с владельцев собак.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Российской Федерации; другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправления.

Немаловажным фактом является значительное сокращение Налоговым кодексом РФ количества возможных налогов. Перечень налогов действующих на территории Российской Федерации утвержденный Законом «Об основах налоговой системы» сильно урезан, что позволит налогоплательщикам упростить налоговый учет на предприятиях, бухгалтерам «расслабиться» - пропадет необходимость помнить огромное количество законов, инструкций и иных нормативных документов регулирующих уплату этих налогов.

Налоговый кодекс решил следующие важнейшие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;
  • снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 28);
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

Налоговое законодательство РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (в необходимых условиях). Аналогичный порядок устанавливается и к установлению сборов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налогоплательщики и плательщика сборов в соответствии с Налоговым кодексом имеют право:

  1. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  2. получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налоговых сборах;
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  6. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей;
  7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования по уплате налога;
  10. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Кодексу или иным федеральным законам;
  12. обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действий (бездействие) их должностных лиц;
  13. требовать соблюдения налоговой тайны;
  14. требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

В то же время налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная судебная защита их прав и законных интересов.

Налогоплательщики и плательщики сборов обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в органах Государственной налоговой службы РФ, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
  4. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  5. представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  7. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;
  8. в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги;
  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Информация о работе Проблемы налоговой системы РФ на современном этапе. Основные причины уклонения от уплаты налогов