Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только по

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…...……………………………………………………………3 - 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.……………………………………………5
1.1Плательщики налогов ……….…………………..…..…………………….5 - 8
1.2 Субъекты налоговых отношений……………………...……………………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ……….. 9
2.1Права налогоплательщика …………..…………...……………………... 9 - 10
2.2 Обязанности налогоплательщика ……….………………………..…10 - 13
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКА ……………………………………………………………………………………14
3.1 Виды налогоплательщиков ……………………………………………14 - 19
ГЛАВА 4. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………….. 20
4.1 Налоговые агенты …………………………………………………… 20 - 23
4.2 Налоговые представители ……………….…………………………… 23 - 24
ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА …………………25
5.1 Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности ………………………………………… 26 - 27
5.2 Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности....27-28
5.3 Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций …..28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………31 - 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое пр.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Обязанности  налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан:

- своевременно и в  полном объеме уплачивать налог  на прибыль в установленном  порядке (авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли);

- вести бухгалтерский  учет в соответствии с действующими  нормативными документами; применительно  к налогу на прибыль особо  важное значение имеет соблюдение  требований Положения о составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в редакции дополнений и изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661);

- составлять отчеты  о своей финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

- представлять налоговым  органам необходимые для исчисления  и уплаты налогов документы  и сведения;

- вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

- в случае несогласия  с фактами, изложенными в акте  проверки, произведенном налоговым  органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

- выполнять требования  налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

- в случае ликвидации  или реорганизации предприятия  сообщать налоговым органам о  принятом решении о ликвидации или реорганизации предприятия независимо от того, кем принято это решение. В случае ликвидации предприятия обязанность по уплате недоимки этого предприятия (неуплаченного или уплаченного не полностью налога) возлагается на ликвидационную комиссию. В соответствии с письмом Центрального банка РФ № 298 от 5 июля 1996 года предприятия, учреждения и организации, осуществляющие платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, должны сдавать соответствующие платежные поручения не позднее дня, предшествующего наступлению срока платежа. Если средств на счете не хватает или они отсутствуют, на платежном поручении делается отметка об очередности платежа.

На своевременность  внесения налоговых платежей большое  влияние оказывает система расчетов между предприятиями, порядок осуществления платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В связи с этим Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что в соответствующих договорах должны быть определены сроки исполнения обязательств покупателями, заказчиками по расчетам за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги и что предельный срок исполнения таких обязательств три месяца с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот срок по соглашению сторон может быть меньше трех месяцев, но не может быть больше. Так, за занижение суммы прибыли или сокрытие части прибыли от налога, за завышение себестоимости продукции, приведшие к занижению прибыли с предприятия взыскивается вся сумма сокрытой или заниженной прибыли и штраф в таком же размере, а при повторном аналогичном нарушении штраф взимается в двукратном размере этой суммы. Кроме того, за отсутствие учета затрат на производство и финансовых результатов или за ведение такого учета с нарушением установленного порядка, что привело к занижению или сокрытию прибыли за проверяемый налоговыми службами период, предприятие наказывается штрафом в размере 10 % до начисленных сумм налога. Пример. На предприятии затраты на строительство гаража в сумме 140 млн руб. ошибочно отнесены на себестоимость продукции, что было обнаружено при проверке налоговой инспекцией (затраты на строительство гаража- это капитальные вложения, осуществляемые за счет амортизационных отчислений или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль).В данном случае имеет место занижение прибыли на 140 млн руб., соответственно не учтен налог с этой суммы прибыли. С предприятия взыскивается сумма заниженной прибыли - 140 млн руб. и штраф в таком же размере, - всего 280 млн руб. Но уплата штрафа не освобождает от уплаты налога в сумме 49 млн руб. (140 млн руб. х 35%). Кроме того, за неправильное ведение учета (в данном случае - нарушение установленного порядка учета затрат на производство) взыскивается штраф в размере 10 % до начисленной суммы налога, то есть 4,9 млн руб. (49 млн руб. х 10%). При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения прибыли приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы прибыли. При этом факт умышленного сокрытия прибыли или занижения с целью неуплаты налога на прибыль или неполной его уплаты может быть установлен только в судебном порядке. За несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов по налогам с предприятия взыскивается штраф в размере 10% от причитающихся по расчету сумм налога, а на соответствующих должностных лиц предприятия налагается административный штраф в размере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда; при повторном нарушении административный штраф налагается в размере от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда. За задержку уплаты налога в бюджет - с предприятия взыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности за нарушения налогового законодательства. Недоимки по налогу на прибыль и другим обязательным платежам, а также штрафы, пени и иные санкции, предусмотренные законодательством, взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. Налогоплательщик не несет ответственность за налоговые нарушения, если они явились следствием задержки финансирования из бюджета или оплаты государственного заказа, арифметической ошибки в документах, неправильных действий налогового агента, выполнения плательщиком указаний налоговых органов, стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). В исключительных случаях налогоплательщик вправе обратиться с просьбой об отсрочке или рассрочке уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства. По решению руководителя налогового органа такая отсрочка или рассрочка может быть предоставлена при сложном финансовом положении плательщика, когда взыскание штрафов может привести к прекращению его производственной деятельности. Отсрочка или рассрочка предоставляется только в пределах текущего бюджетного года и на срок не более шести месяцев. Что касается отсрочек и рассрочек самих налоговых платежей, то они по просьбе плательщиков могут предоставляться соответствующими финансовыми органами (по платежам в ФБ Минфином РФ), которые уведомляют налоговые органы о принятых решениях. Права и обязанности налогоплательщиков определены законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.91г., другими нормативными актами, а также более подробное соотношение обязанностей налогоплательщиков и ответственность за нарушение налогового законодательства отображено в приложении № 1.

ГЛАВА 3.

Финансово-правовой статус налогоплательщиков. 

3.1 Виды налогоплательщиков.

Главным признаком налогоплательщиков, отличающих их от всех иных лиц, является наличие обязанностей уплачивать налоги и сборы. В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами  налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход либо иное экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности о уплате налога.

Следовательно, обязанности  по уплате налогов возникают при наличии у лица объекта налогообложения. Например, плательщиком подоходного налога является физическое лицо, получившее доход. Определение в качестве налогоплательщиков только физических лиц и организаций соответствует общепринятому пониманию субъектов гражданского права.

Налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с НК Российской Федерации   возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

К организациям согласно НК Российской Федерации относятся:

Российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Иностранные организации  – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Проблема участия в  налоговых отношениях филиалов и  других обособленных подразделений юридических лиц решена в налоговом кодексе следующим образом: обособленные подразделения лишь исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные  подразделения осуществляют функции юридических лиц (статьи 11 НК Российской Федерации). Субъектами же налоговых отношений остаются юридические лица.

Что касается юридических  лиц, то это понятие охватывает как  обычных граждан (в том числе  иностранцев и лиц без гражданства), так и индивидуальных предпринимателей (в том числе не зарегистрированных в качестве таковых, но осуществляющих деятельность, на систематическое получение дохода от оказания платных услуг) (статьи11 НК Российской Федерации).

По законодательству некоторых зарубежных стран в  качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин. В соответствии с положениями российского законодательства семья налогоплательщиком не является.

НК Российской Федерации  содержит достаточно подробный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов (статьи 21 НК Российской Федерации). Эти права можно условно разделить на три группы.

Первые группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащие исполнение обязанностей по уплате налогов. К этой категории можно отнести:

1.     право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, в налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2.     право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Последнее право обращает на себя внимание в связи с положением  статьи 111 НК Российской Федерации, согласно которому выполнение налогоплательщику или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении  налогового правонарушения.

Вторая группа прав обеспечивает учёт экономических интересов налогоплательщика  при уплате налогов. В частности:

1.     право использовать налоговые льготы при наличии на оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2.     право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК Российской Федерации;

3.     право на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.

Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля. Сюда включены:

1.     право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

2.     право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок;

3.     право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

4.     право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а так же требования об уплате налога;

5.     право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

6.     право не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие  НК Российской Федерации  или иным федеральным законам;

7.     право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

8.     право требовать соблюдения налоговой тайны;

9.     право требовать возмещения убытков причиненными незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц.

Из перечня процессуальных прав, которые, что вполне естественно, так же призваны защищать экономические интересы налогоплательщиков, следует особого выделить право не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК Российской Федерации или иным федеральным законом. Однако только окончательную оценку правомерности может давать только суд.

Помимо основной обязанности  налогоплательщика – существуют и иные установленные законом  налоги – существуют и иные призванные обеспечить налоговым органам  возможность осуществлять контроль за правильностью и полнотой уплаты налогов (статьи 23 НК Российской Федерации), в частности налогоплательщики обязаны:

1.     находится на учёте в подразделения Министерства по налогам и сборам, если такая обязанность предусмотрена НК Российской Федерации;

2.     вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

3.     представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4.     выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

5.     предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК Российской Федерации.

6.     В течение трёх лет обеспечивать сохранность данных бух. Учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а так же документы, подтверждающие полученные доходы и уплаченные налоги;

7.     Нести иные обязанности предусмотренные в законодательстве о налогах и сборах. На организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность, сообщать в соответствующий налоговый орган:

а)   об открытии или закрытии счетов;

б)   обо всех случаях участи я в российских и иностранных организациях;

в)    обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации;

г)    о прекращении своей деятельности, объявление о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;

д)    об изменении своего местоположения.

Статья 20 НК Российской Федерации  определяет особую категорию лиц. Это  так называемые взаимозависимые лица – лица, отношения между которыми "могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности подставляемых ими лиц".

Взаимозависимость лиц устанавливается  в определённых случаях:

1. если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, а суммарная доля составляет 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяет в виде произведения долей, непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2. если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (так, взаимозависимыми лицами являются директор предприятия, начальник отдела и.д.р.);

3. если лиц состоят в отношениях брака, родства, свойства усыновителя и усыновлённого, а так же попечителя и опекаемого;

4. суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров и.т.д.

Таким образом, при совершении вышеуказанными лицами сделок следует учитывать, что  они могут оказаться не только родственниками, но и взаимозависимыми лицами.

В соответствии со статьёй 40 НК Российской Федерации налоговые органы вправе контролировать правильность определения  цен (в целях налогообложения) на  товары (работы, услуги) по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Категория "участия  в имуществе" применяется в  основном только в момент учреждения юридических лиц, а так же в  отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в форме товарищества, общества с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов. Для акционерных обществ категория "участие" не применяется, поскольку согласно статьи 96 ГК Российской Федерации и статьи 2 Закона  Российской Федерации  "Об акционерных обществах" уставной капитал разделён на определённое количество акций, удостоверяющий обязанности и права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. 

Информация о работе Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей