Порядок обеспечения налогового обязательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние несколько лет в нашей стране налоговая политика проводится с учетом направленности на упрощение налоговой системы, в том числе путем снижения налогового бремени с физических лиц, малого и среднего бизнеса. В условиях реформирования, «послабления» нагрузки является важным, чтобы реализация данного направления в государственном регулировании сферы налогообложения осуществлялась в условиях повышения общего уровня собираемости налогов и сборов, уменьшения прироста недоимок по данным платежам. Исходя из этого, ключевым моментом реформирования российской налоговой системы является вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется ее важной составляющей - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов.[15]

Вложенные файлы: 1 файл

правовое регулир.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

1) исполнение обязанности  по уплате налога и пеней  на основании индивидуально-правового  акта (требования об уплате сумм  налога, пеней);

2) исполнение банком, судебными  приставами индивидуально-правового  акта о взыскании сумм налога, пеней (решения).

 Охранительное правоотношение  по принудительному исполнению  налоговой обязанности направлено  на восстановление нарушенного  права публично-территориального  образования на получение в  установленный законодательством  срок сумм налога, пеней.

Налоговая обязанность исполняется  добровольно. Правоотношения по принудительному  ее исполнению не входят в состав налогового обязательства, а являются способом защиты имущественных прав и направлены на восстановление нарушенного права  требования налогового кредитора.

Налоговое обязательство  имеет односторонний характер. В  гражданско-правовом обязательстве, как  правило, правовые возможности субъектов  имеют двусторонний характер, что  является выражением юридического равенства  субъектов гражданского правоотношения. В финансовом праве налоговое  обязательство ввиду субординационного  характера налоговых правоотношений имеет односторонний характер. Налогоплательщик обязан уплатить налог, а публично-территориальное образование, выступающее на стороне кредитора, не предоставляет ему эквивалента его действиям.

Налоговое обязательство  является срочным, поскольку исполнение субъектами возложенных на них обязанностей, направленных на получение суммы  налога публично-территориальным образованием, осуществляется всегда в установленный  законодательством срок. Так, для  налогоплательщика и налогового агента сроки уплаты налога устанавливаются  отдельно для каждого обязательства  по конкретному виду налога. Сроки  выражены в установлении налогового периода, отчетного периода и  иных сроков уплаты налога в рамках налогового периода. Для сборщиков  налогов установлены и определенные сроки, в которые они обязаны  произвести действия, направленные на перечисление суммы налога. Обязанности  по уплате пеней, возврату, зачету сумм излишне полученных налоговых платежей также исполняются в установленные  законом сроки.

В отличие от гражданско-правового  обязательства любое налоговое  обязательство носит денежный характер — опосредует движение денежных средств  от должника к кредитору. Цель налогового обязательства — получение налоговым  кредитором предмета налогового платежа. В основном налоговом обязательстве  это получение суммы налога; в  обязательстве по уплате пеней —  получение суммы пеней; в договорном налоговом обязательстве, вытекающем из заключения договора залога, поручительства, — получение сумм налога, пеней; в обязательстве, возникшем в  связи с излишним получением сумм налога, пеней, штрафа, — получение  излишне уплаченных (взысканных) сумм; в обязательстве по уплате процентов  за несвоевременный возврат излишне  уплаченных налоговых платежей —  получение суммы процентов.

Таким образом, налоговое  обязательство — это публичное  правоотношение имущественного характера, возникающее в ходе воспроизводственного оборота при формировании налоговых доходов публично-территориального образования, в силу которого обязанное лицо должно совершить определенные действия по передаче управомоченному лицу предмета налогового платежа, а последнее имеет право требования совершения этих действий под угрозой применения мер государственного принуждения в случае неисполнения данных обязанностей.

 

1.2  Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности по оплате налогов и сборов

 

Конституционная обязанность  платить законно установленные  налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов  на налогоплательщика возложена  обязанность уплатить законно установленные  налоги и сборы, а на кредитные  учреждения - обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

Статьей 44 НК РФ установлено  правило, согласно которому обязанность  по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии  оснований, установленных НК РФ или  иным актом законодательства о налогах  и сборах.

Обязанность по уплате конкретного  налога или сбора возлагается  на налогоплательщика и плательщика  сбора с момента возникновения  установленных законодательством  о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного  налога (сбора).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность  по уплате налога, если иное не предусмотрено  законом, в срок, установленный законодательством  о налогах и сборах, или досрочно.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена  в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика  по уплате налога считается выполненной  с момента удержания налога налоговым  агентом.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

·  с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или  плательщиком сбора;

·  с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах  и (или) сборах связывает прекращение  обязанности по уплате данного налога и сбора;

·  со смертью налогоплательщика  или с признанием его умершим  в порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации. В этом случае задолженность по имущественным  налогам умершего лица либо лица, признанного  умершим, погашается в пределах стоимости  наследственного имущества;

·  с ликвидацией организации-налогоплательщика  после проведения ликвидационной комиссией  всех расчетов с бюджетами (внебюджетными  фондами).

Перечень оснований, по которым  обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, не является исчерпывающим. Называя конкретные основания, прекращающие данную обязанность (уплата налога, смерть налогоплательщика или признание  его умершим, ликвидация организации-налогоплательщика), законодатель предусматривает также  возможность наличия в актах  законодательства о налогах и (или) сборах иных оснований, по которым обязанность  по уплате налога и (или) сбора может  считаться прекращенной. В действующем  законодательстве, например, таким  основанием является списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ).

Остановимся более детально на основных случаях прекращения  налогового обязательства.

Самым распространенным основанием для прекращения обязанности  по уплате налога является непосредственно  его уплата.

В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается  исполненной налогоплательщиком с  момента предъявления в банк поручения  на уплату соответствующего налога при  наличии достаточного денежного  остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными  денежными средствами - с момента  внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию  связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области  связи.

Конституционное обязательство  по уплате законно установленных  налогов и сборов может считаться  исполненным в тот момент, когда  денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В  соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности  п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации  от 27 декабря 1991 года "Об основах  налоговой системы в Российской" налог считается уплаченным со дня  списания кредитным учреждением  платежа с расчетного счета налогоплательщика  независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или  внебюджетный счет. Однако Конституционный  Суд РФ по ходатайству МНС России вынес определение от 25 июля 2001 г. N 138-О, согласно которому выводы, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда РФ N 24-П, касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов  и других органов государства  осуществлять контроль за исполнением  налоговых обязательств в установленном  порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и, в случаях выявления их недобросовестности, обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты. Таким образом, норма ст. 45 НК РФ рассчитана на добросовестные действия налогоплательщика, направленные на реальное исполнение обязанности по уплате налога, что подтверждено постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику  платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения  на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных  денежных средств на счете для  удовлетворения всех требований.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется  принудительно путем обращения  взыскания на денежные средства налогоплательщика  или налогового агента на счетах в  банке.

Возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах  и (или) сборах связывает прекращение  обязанности по уплате данного налога и сбора. Налоговое обязательство  возникает из закона и носит односторонний  характер. Установить налог или сбор можно только законом и только путем прямого перечисления в  законе существенных элементов налогового обязательства, оговоренных в ст. 17 НК РФ. Кроме этого, законодательством  о налогах и сборах могут вводиться  определенные основания, вызывающие прекращение  обязанности по уплате конкретного  налога и сбора. Установление таких  обстоятельств в законодательстве является основанием прекращения обязанности по уплате данного налога или сбора.

Смерть налогоплательщика  или признание его умершим  в порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 17 ГК РФ способность иметь  гражданские права и нести  обязанности (гражданская правоспособность) у гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Моментом завершения жизни человека считается такое состояние организма, при котором восстановление его  жизнедеятельности уже невозможно. Факт смерти гражданина констатируется соответствующим свидетельством, выданном органами ЗАГСа.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц  признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его  жительства нет сведений о месте  его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного  отсутствующим считается первое число месяца, следующего за тем, в  котором были получены последние  сведения об отсутствующем, а при  невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его  жительства нет сведений о месте  его пребывания в течение 5 лет, а  если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание  предполагать его гибель от определенного  несчастного случая, - в течение 6 месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести  в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим  не ранее чем по истечении 2 лет  со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения  суда об объявлении его умершим. В  случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ).

Ликвидация организации-налогоплательщика  после проведения ликвидационной комиссией  всех расчетов с бюджетами (внебюджетными  фондами). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

·  по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица;

·  по решению суда.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны  незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный  орган для внесения в Единый государственный  реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, назначают  ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и  сроки ликвидации в соответствии с действующим законодательством. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке  очередности, установленной ГК РФ. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Информация о работе Порядок обеспечения налогового обязательства