Порядок обеспечения налогового обязательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние несколько лет в нашей стране налоговая политика проводится с учетом направленности на упрощение налоговой системы, в том числе путем снижения налогового бремени с физических лиц, малого и среднего бизнеса. В условиях реформирования, «послабления» нагрузки является важным, чтобы реализация данного направления в государственном регулировании сферы налогообложения осуществлялась в условиях повышения общего уровня собираемости налогов и сборов, уменьшения прироста недоимок по данным платежам. Исходя из этого, ключевым моментом реформирования российской налоговой системы является вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется ее важной составляющей - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов.[15]

Вложенные файлы: 1 файл

правовое регулир.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

Введение.

В последние несколько  лет в нашей стране налоговая  политика проводится с учетом направленности на упрощение налоговой системы, в том числе путем снижения налогового бремени с физических лиц, малого и среднего бизнеса. В  условиях реформирования, «послабления»  нагрузки является важным, чтобы реализация данного направления в государственном  регулировании сферы налогообложения  осуществлялась в условиях повышения  общего уровня собираемости налогов  и сборов, уменьшения прироста недоимок по данным платежам. Исходя из этого, ключевым моментом реформирования российской налоговой  системы является вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние  которой определяется ее важной составляющей - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов.[15]

В связи с вышеизложенным, важно знать условия возникновения  и прекращения налоговых обязательств, прописанных в законодательстве на сегодняшний день, а также способы  их обеспечения и ответственность  за неисполнение (ненадлежащее исполнение), чем и объясняется актуальность  выбранной темы.

Под способом обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов понимаются правовые средства, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов или иным обязанным лицом) налоговой обязанности, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговым органам осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства.[12,c.105] Способы обеспечения исполнения обязанности носят исключительно имущественный характер и призваны гарантировать государству реальное безусловное исполнение обязательство налогообязанного лица, ориентируя последнего к надлежащему исполнению  своего соответствующего обязательства по уплате налога и сбора.

Предметом и главным источником изучения и анализа в рамках данной работы являются нормы законодательства о налогах и сборах, предусматривающие  способы обеспечения налоговых  платежей – Налоговый Кодекс, а  также сопутствующие кодексу  нормативно-правовые акты Российской Федерации – Гражданский Кодекс, Кодекс об Административных правонарушениях, Уголовный кодекс.

 

1. Налоговое обязательство.

1.1 Налоговое обязательство и его признаки.

Как и гражданское право, налоговое право призвано регулировать отношения, возникающие в ходе воспроизводственного оборота — в процессе производства, обмена, распределения и производственного  потребления. Как справедливо отмечает М.В. Карасева, «главным доказательством  возможности существования юридической  категории „налоговое обязательство“ наряду с гражданско-правовым обязательством является их общая экономическая  основа».[12,c.115] Экономическая функция налогового обязательства состоит в опосредованном распределении имущества (в стоимостной форме), созданного в производстве и реализованного в процессе обмена, в то время как гражданско-правового — «в опосредованном перемещении имуществ и иных результатов труда из сферы производства в сферу обращения и через последнюю — в сферу потребления».

Речь идет не о распространении  на налоговые обязательственные  отношения норм о гражданско-правовых обязательствах, а о разработке отраслевого  понятия «налоговое обязательство». Обязательство как правовая форма  может использоваться для регулирования иных общественных отношений. Более широкое использование обязательственно-правовой формы, распространение ее за рамки гражданско-правовых отношений возможно при определенных объективных и субъективных условиях. В подобных случаях происходит не расширение сферы действия норм гражданского законодательства, а использование формы, сложившейся в области гражданского права и получившей относительную самостоятельность. Не распространение обязательств как институтов гражданского права на иные общественные отношения, а использование обязательства как особой правовой категории, правовой формы… Правовая категория — более широкое и в то же время абстрактное понятие, выражающее определенную закономерность в правовой организации общественных отношений. Правовой институт тесно связан с отраслью права. Правовая категория стоит как бы над системой отраслей права.[9,c.300] Так, в административном праве немало внимания уделяется проблеме административного договора в системе административного права.

Использование обязательства  в качестве правовой формы для  отношений, не регулируемых гражданским  законодательством, связано с определенным преобразованием этой формы, появлением признаков, которые отличаются от признаков  гражданско-правовых обязательств. Так, в Бюджетном кодексе РФ установлены  расходные и бюджетные обязательства.

Отрасли публичного права, в  том числе финансового, в последнее  время все активнее используют понятия, свойственные частному праву. Однако это  не свидетельствует о том, что  финансовое право стремится к  стиранию различий отраслей права, напротив, использование категорий частного права позволяет увидеть, уяснить  эти различия.

В обязательственном правоотношении обязательство и обязанность  соотносятся как целое и его  часть. Основанием для отнесения  того или иного правоотношения к  обязательству служит наличие определенных характерных черт обязательства  как межотраслевой категории. Обязательство  — это всегда имущественное правоотношение относительного характера, в рамках которого должник обязан совершить  определенные действия в пользу кредитора, а последний имеет право требовать  исполнения этих обязанностей должником. Обязательство всегда гарантировано  мерами государственного принуждения. Для правового регулирования  обязательства используются определенные технико-юридические приемы, связанные  с порядком исполнения, обеспечения  обязательства и его прекращением.

Признаки обязательства  свойственны и определенным видам  налоговых правоотношений, прежде всего  основному, в рамках которого публично-территориальное  образование реализует свое право  на получение суммы налога. Обязательственный характер имеют следующие производные налоговые правоотношения:

·  обеспечительные —  правоотношение, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный  возврат излишне полученных налоговых  платежей, и правоотношение, основанное на заключении договоров залога или  поручительства;

·  возникающие в связи  с излишним получением публично-территориальным  образованием сумм налогов, пеней, штрафов.

Обязанность по уплате налога, на которой построен Налоговый кодекс РФ, касается только одной стороны  налогового правоотношения — налогового должника. Государство, используя термин «налоговая обязанность», регулирует налоговые обязательственные отношения  односторонне, определяя только обязанности  налогоплательщика и иных лиц, оставляя, однако, в правовом вакууме другую сторону — само государство.[10,c.418]

Налоговое обязательство  — урегулированные нормами налогового права общественные отношения, в  силу которых налогоплательщик обязан уплатить налог, а публичный субъект  вправе требовать от налогоплательщика  исполнения своих обязанностей.

Некоторые представители  науки финансового права рассматривают  налоговое обязательство как  правоотношение по уплате налога, которое  возникает между налогоплательщиком и государством в лице компетентных органов. Существует также точка  зрения, согласно которой в налоговое  обязательство входят не только действия, направленные на уплату налога, но и  действия организационного характера, связанные с постановкой на учет в налоговом органе, с получением государственными органами информации о налогоплательщике и др. Отдельно можно выделить материальные и организационные  налоговые обязательства.

 

В налоговом праве существуют следующие виды налоговых обязательств:

·  основное, в рамках которого публично-территориальное образование  реализует свое право требования на получение в установленный  законодательством срок суммы налога;

·  обеспечительное, которое  делится на охранительное налоговое  обязательство, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный  возврат излишне полученных публично-территориальным  образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (производно от основного налогового обязательства), и договорное обязательство, вытекающее из заключения договоров  залога или поручительства для обеспечения  основного налогового обязательства  и обязательства по уплате пеней;

·  налоговое, возникающее  в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.[12,c.198]

Важнейшим признаком гражданско-правового  обязательства является его имущественный  характер. В рамках налогового обязательства  частная собственность должника передается кредитору в виде предмета налогового платежа — налога, пеней, а также ему возвращаются излишне  выплаченные денежные средства в  счет уплаты налога, пеней, штрафа. Налоговое  обязательство связано с движением  денежных средств, которое происходит между налогоплательщиком, налоговым  агентом, с одной стороны, и публично-территориальным  образованием — с другой. Налоговое  обязательство имеет имущественный  характер. Цель налогового обязательства  — удовлетворить требования имущественного характера налогового кредитора.

В рамках налогового обязательства  зачастую реализуются процедурные  права и обязанности, не имеющие  имущественного характера. Существование  налогового обязательства невозможно без действий по реализации этих прав и обязанностей (например, предоставление документов для проведения камеральной налоговой проверки), а также процедурных правоотношений, в рамках которых они совершаются, являются необходимыми стадиями для достижения цели налогового обязательства. Действия процедурного характера, реализуемые в налоговом обязательстве, не влияют на имущественный характер правоотношения.

И гражданское, и налоговое  обязательство носят относительный  характер. Исполнение должником своих  обязанностей происходит адресно, строго определенным лицам. Налоговое и  гражданское обязательства различаются  статусом кредитора. В налоговом  обязательстве кредитор — это  лицо, обладающее властными полномочиями, установившее обязанность по уплате налога и имеющее право требования исполнения этой обязанности, а также  право требования компенсации имущественных  потерь в случае ненадлежащего исполнения данной обязанности. Исключение составляют обязательства, в которых публично-территориальное  образование выступает в качестве налогового должника, обязанного совершить  определенные действия в пользу налогового кредитора (налогоплательщика, налогового агента). Это обязательства, возникающие  в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов.

Налоговое обязательство, как  и гражданское, — это активное правоотношение. В силу обязательства  одно лицо (должник) обязано совершить  в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного  действия, а кредитор имеет право  требовать от должника исполнения его  обязанности (ст. 307 ГК РФ). Но если в  гражданском праве на должника возлагается  не только обязанность совершения каких-либо действий, но и воздержание от них, то для налогового обязательства  это неприемлемо.

Большинство налоговых обязательств сложные по своей структуре, а  потому обязанности, связанные с  совершением активных действий для  достижения цели обязательства, исполняются не только налоговым должником, но и кредитором. Так, публично-территориальное образование совершает активные действия в основном налоговом обязательстве при проведении зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога, при предоставлении налоговых льгот, исполнении обязанности в случаях, установленных законодательством, по исчислению суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком. Налоговое обязательство реализуется за счет активных действий участников правоотношений, направленных на удовлетворение имущественных прав налогового кредитора.

Налоговое обязательство  является обязательством только с положительным  содержанием, потому как обязанные  субъекты должны совершить в пользу кредитора определенные действия: уплатить сумму налога, перечислить сумму  налога в бюджет (внебюджетный фонд) публично-территориального образования, уплатить пени, возвратить сумму налога и др. Налоговое обязательство  не предусматривает воздержания  от определенных действий в пользу кредитора. В гражданско-правовом обязательстве  присутствует отрицательное содержание — обязанность должника воздержаться от определенных действий. Цели налогового обязательства можно достичь  только активными положительными действиями субъектов правоотношения.[12,c.211]

Налоговое обязательство  всегда обеспечено мерами государственного принуждения. К ним относятся  меры защиты, направленные на восстановление нарушенных прав (взыскание налога, пеней, не уплаченных в установленный  законодательством срок); обязание в судебном порядке произвести зачет  излишне полученных налоговых платежей; взыскание своевременно не возвращенных денежных средств, излишне полученных в качестве налоговых платежей; взыскание  процентов за несвоевременный возврат  излишне полученных налоговых платежей. Мерами принуждения являются меры ответственности, установленные в законодательстве о налогах и сборах в отношении налогового должника в основном налоговом обязательстве.

Меры государственного принуждения  реализуются за рамками налогового обязательства в отдельно возникающих  охранительных правоотношениях. На стадии неисполнения налоговой обязанности  у публично-территориального образования  возникает право-обязанность на принудительное исполнение налоговой  обязанности, заключающееся в необходимости  привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица. Это право-обязанность возникает  и реализуется в рамках охранительного правоотношения по принудительному  исполнению налоговой обязанности. Реализация обязывающих норм происходит в два этапа:

Информация о работе Порядок обеспечения налогового обязательства