Понятие налогового преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в обобщении нормативно-правового и литературного опыта в области правового понятия и ответственности за налоговое преступление.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика налогового преступления 4
1.1. Понятие и признаки налогового преступления 4
1.2. Состав налогового преступления 6
Глава 2. Классификация налоговых преступлений 12
Глава 3 Порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства 14
Заключение 23
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки (или с выводами и предложениями проверяющих) вправе в двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий  налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт  или возражения по акту в целом  или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Согласно  п. 5 ст. 101.1 по истечении установленного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты  нарушения законодательства о налогах  и сборах, а также документы  и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

В случае представления лицом, совершившим  нарушение законодательства о налогах  и сборах, письменных объяснений или  возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии  этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение  законодательства о налогах и  сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в  его отсутствие.

По  результатам рассмотрения акта и  приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении  лица к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и сборах указываются:

  • обстоятельства допущенного нарушения,
  • документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства,
  • доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту,
  • результаты проверки этих доводов,
  • решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности.

На основании  вынесенного решения о привлечении  лица к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней.

Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему  законодательство о налогах и  сборах, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о  дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом.

Несоблюдение  должностными лицами налоговых органов  требований ст. 101.1 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом  или судом.

По  выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и  сборах, за которые лица подлежат привлечению  к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном преступлении. Рассмотрение дел об этих преступлениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных преступлениях.

В соответствии со ст.104 НК РФ после вынесения решения  о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности  за совершение налогового преступления соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового преступления, налоговой санкции, установленной Налоговым Кодексом.

До  обращения в суд налоговый  орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой  санкции.

В случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Налоговым Кодексом, за совершение данного налогового преступления.

Исковое заявление о взыскании налоговой  санкции с организации или  индивидуального предпринимателя  подается в арбитражный суд, а  с физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, – в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению прилагаются решение  налогового органа и другие материалы  дела, полученные в процессе налоговой  проверки.

В необходимых  случаях одновременно с подачей  искового заявления о взыскании  налоговой санкции с лица, привлекаемого  к ответственности за совершение налогового преступления, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключение

Налоговое преступление – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность

Признаки  налогового преступления: противоправность, виновность, наказуемость. Нормы, гарантирующие взаимную ответственность как налоговых органов, так и налогоплательщиков за нарушение своих обязательств, составляют институт ответственности участников налоговых отношений.

Состав  налогового преступления – совокупность установленных Налоговым Кодексом РФ объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания деяния налоговым преступлением и применения мер налоговой ответственности.

Элементами состава налогового преступления являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Принципы  привлечения к ответственности  в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. В ряде случаев  совершение налогового преступления влечет за собой не только взыскание штрафа, но и другие негативные последствия, например необходимость уплаты пеней.

Нарушения налогового законодательства удобно подразделять по различным признакам для различных  целей.

Можно подразделять нарушения налогового законодательства:

  • по степени общественной опасности и юридическому оформлению
  • по нормативно-правовому акту, устанавливающему ответственность
  • в зависимости от направленности противоправных деяний

Последняя классификация подразделяет нарушения налогового законодательства на следующие группы:

1. Правонарушения против системы налогов.

2. Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.

3. Правонарушения против исполнения доходной части бюджета.

4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.

5. Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.

6. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.

7. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Выполнение  конституционной обязанности платить  законно установленные налоги и  сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть:

  • право-восстановительными – обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанностей (взыскание недоимки и пеней);
  • карательными – возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания (штраф)

Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства – это комплекс принудительных мер воздействия  карательного характера, применяемых  к нарушителям в качестве наказания  в установленных законодательством  случаях и порядке.

Процессуальный  механизм привлечения налогоплательщика  к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах установлен ст. 101.1 НК РФ и в  общем виде выглядит следующим образом:

  • при обнаружении фактов свидетельствующих о совершении налоговых преступлений, составляется акт. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, который его составил и лицом, совершившим нарушение;
  • акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями проверяющих лиц, отраженных в акте, то он может в двухдневный срок предоставить свои объяснения в налоговый орган;
  • в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт о налоговом нарушении и выносит решение;
  • на основании вынесенного решения лицу, указанному в акте, как правонарушитель, направляются соответствующие требования.

Несоблюдение  должностными лицами налоговых органов  требований ст. 101.1 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом  или судом.

После вынесения решения о привлечении  лица к ответственности за совершение налогового преступления соответствующий налоговый орган обращается:

  • сначала к налогоплательщику с предложение добровольно уплатить сумму налоговой санкции
  • в случае отказа с исковым заявлением в суд о взыскании с лица налоговой санкции.

Список литературы

  1. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30 декабря 2008) // Российская газета. 1993.25 декабря.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// СЗ РФ. 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3. Действует в редакции от 29 февраля 2012 г.
  3. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31 ст. 3824. Действует в редакции от 3 декабря 2011г.
  4. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32 ст. 3340. Действует в редакции от 7 декабря 2011г.
  5. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 23 ноября 1992 г. № С-13/ОП-329 «О практике разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1993. № 1.
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. по делу № А26-7054/2005-22 // СПС «Гарант»
  7. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2011 г. № 7864/11 // СПС «Гарант»
  8. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июня 2011 г. № 8352/11 // СПС «Гарант»
  9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2011 г. № 3339/11 // СПС «Гарант»
  10. Абелева Г. А. Административная ответственность. М.: Вершина, 2010
  11. Борьян Ю.Б. Налоговые правонарушения и ответственность. М.: Статут, 2011
  12. Брызгалин А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. – М.: Налоги и финансовое право, 2011
  13. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель – налогоплательщик – государство. М.: Юнити. 2011
  14. Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф.  
    Р.Л. Хачатуряна. Тольятти: ВУит, 2003.
  15. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. – ЗАО Юстицинформ, 2010.
  16. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М. Престиж, 2011.
  17. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д. 2009.
  18. Передернин А.В. Налоговое преступление как основание административной ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 1997.
  19. Петрова Г.В. Нарушение налогового законодательства. М.: Норма. 2009
  20. Практическая налоговая энциклопедия. Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 НК РФ (под ред. Брызгалина А.В. – 2009 – 2011 г.) // СПС «Гарант»
  21. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред.  
    В.Д. Перевалов. М.: 2009.
  22. Федоров А.Ю. Правовая охрана корпоративных отношений: актуальные проблемы, противодействие современным криминальным угрозам, зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. – "Юстицинформ", 2012 г.
  23. Хаменушко И.В. О правовой природе финансовых санкции / Финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. № 2.

Информация о работе Понятие налогового преступления