Понятие, задачи, права и обязанности налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РФ
1.1 Понятие, задачи, права и обязанности налоговых органов
1.2 Функции и права обязанности налоговых органов
1.3 Полномочия налоговых органов
1.3.1 Полномочия по учету налогоплательщиков
1.3.2 Полномочия по налоговому контролю

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Структура налогообложения РФ
2.2 Показатели эффективности налоговой системы

ГЛАВА 3. НЕДОСТАТКИ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Недостатки налоговой системы России
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право (Автосохраненный).docx

— 55.12 Кб (Скачать файл)

    Но поскольку главная задача всех звеньев одна — контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции, а именно: 

• учет налогоплательщиков;

• контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; 

• определение в установленных  случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; 

• ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

• возврат или зачет  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, пеней и  штрафов; 

• разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; 

• применение мер ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

• взыскание недоимок, пеней  и штрафов с нарушителей налогового законодательства; 

• контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

 

          Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам Федерации выполняют наряду с перечисленными следующие функции: 

• организация, координация  и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций; 

• аналитическая и статистическая деятельность;

• разработка и издание  инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства; 

• контроль за изданием актов, связанных с налогообложением, выпускаемых федеральными, региональными, местными органами власти и другими организациями; 

• участие в выработке  налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных  договоров о налогообложении; 

• сотрудничество с зарубежными  и международными налоговыми организациями.

   

    Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Для правильного понимания прав налоговых органов необходимо учитывать следующее.  Во-первых, к налоговым органам и их должностным лицам неприменим принцип диспозитивности — основной принцип, в частности, гражданско-правовых отношений: «разрешено все, что не запрещено законом».        

    Наоборот, они должны руководствоваться императивным принципом, присущим административным отношениям: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т.е. действует в рамках установленной ему компетенции.  Во-вторых, права налоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных лиц [1 Об этом прямо говорится в ст. 33 НК РФ: «Должностные липа налоговых органов обязаны... реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов».]. Например, закрепленное в НК РФ право налоговых органов предъявлять иски о взыскании сумм финансовых санкций подразумевает и обязанность налоговых органов предъявлять такие иски для контроля соблюдения налогового законодательства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.3 Полномочия налоговых органов

 

   1.3.1 Полномочия по учету налогоплательщиков

 

    Учет налогоплательщиков является непременным условием выполнения основной функции налоговых органов — контроля за соблюдением налогового законодательства. Очевидно, что такой контроль невозможен, если нет хотя бы формальных сведений о налогоплательщике — его наименовании, организационно-правовой форме, юридическом адресе и фактическом местонахождении, должностных лицах и т.п. Не случайно в прошлом налоговые органы нередко выполняли и функции статистического учета, проведения переписей [2 См.: Буламже М. Служба государственной важности // Налоговый вестник. 1995. № I.C. 25.], а во Франции, например, и сейчас Государственное налоговое управление обеспечивает ведение кадастровой документации, оценки и переоценки недвижимого имущества. 

    Учет налогоплательщиков позволяет получить сведения, необходимые для решения и иных задач: например, сведения об общем числе налогоплательщиков и их налоговых обязательствах дают возможность прогнозирования налоговых платежей, данные о видах хозяйственной деятельности и налогах, которые уплачивают соответствующие предприятия, могут быть использованы при разработке налоговой политики государства, анализе ее эффективности и т.д.  Основные правила, касающиеся учета налогоплательщиков, содержатся в ст. 83—86 НК РФ и в постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» [3 Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков»// Российская Газета. 1999. 24 марта.]. 

    Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по местонахождению недвижимости и транспортных средств, подлежащих налогообложению. 

    Важной нормой, обеспечивающей надлежащий налоговый контроль, представляется положение п. 2 ст. 83 НК РФ: организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков независимо от того, повлечет их деятельность в дальнейшем обложение теми или иными налогами или нет. Отсутствие этой нормы позволило бы уклоняться от учета тем организациям и предпринимателям, у которых, как они считают, нет налоговых обязательств перед бюджетом, и затруднило бы налоговым органам выявление истинного положения.  При постановке на учет налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН) и его вносят в Единый государственный реестр налогоплательщиков.  Порядок и условия присвоения, применения и изменения идентификационного номера налогоплательщика утверждены приказом Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г, № ГБ-3-12/309 [4 Приказ Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г, № ГБ-3-12/309 // Российская Газета. 1999. 14, 21 янв.]. ИНН представляет собой десятизначный (для организаций) или двенадцатизначный (для физических лиц) номер налогоплательщика, единый для него на всей территории Российской Федерации при уплате всех видов налогов и сборов. Этот номер указывается на всех уведомлениях, направляемых налоговым органом налогоплательщику, и на всех документах (декларациях, отчетах, заявлениях и др.), которые представляются налогоплательщиком налоговому органу.  ИНН, присвоенный налогоплательщику, не подлежит изменению, за исключением строго оговоренных случаев (например, при изменении местонахождения и соответственно места постановки на учет). С ликвидацией налогоплательщика ИНН признается недействительным без последующей передачи другому налогоплательщику. Ошибочное присвоение одинаковых ИНН нескольким налогоплательщикам влечет признание недействительными всех, кроме одного, идентификационных номеров. 

    Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, которые ведутся налоговыми органами на основе поступающей к ним документированной информации.  Реестр содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц. Документированная информация о них поступает аналоговые органы от различных государственных регистрирующих органов, органов опеки и попечительства, нотариальных органов, других организаций и учреждений.  Реестр содержит и иную информацию об объектах учета, поступающую в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изменение данных об объектах учета влечет обновление сведений, содержащихся в реестре. Сведения о налогоплательщиках, снятых с учета, исключаются из реестра и хранятся в архиве.  Для ведения реестра используются средства вычислительной техники. В реестре государственные базы данных формируются по территориальному признаку с последующим автоматизированным объединением их в единый банк данных.  

 

    1.3.2 Полномочия по налоговому контролю

 

    Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства. Эта задача может быть решена и иными способами, с использованием иных полномочий, та как понятие «контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль, формы которого определены в ст. 82 НК РФ.

    Согласно этой статье налоговый контроль может выполняться должностными лицами налоговых органов посредством:

      • налоговых проверок;

      • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; 

      • проверки данных учета и отчетности;

      • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных НК РФ. 

    Основной способ налогового контроля — налоговые проверки; они позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки.  Лица, подлежащие проверке.

    В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят проверку налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Таким образом, круг лиц, подлежащие проверке, ограничен теми организациями и физическими лицами, на которые законом непосредственно возложены обязанности уплаты, удержания и перечисления в бюджет сумм налоговых платежей.  Налоговые органы вправе проводить проверки на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки последних в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы или выделяются соответствующие специалисты (группы специалистов).  Документы, связанные с уплатой налогов, представляются таким проверяющим в полном объеме, проверка проводится с соблюдением режима секретности.  Документы, подлежащие проверке. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль (и соответственно налоговые проверки как форма такого контроля) проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. Статья 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предусматривает право налоговых органов проводить проверки «денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, танов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет».  Таким образом, предметом налоговой проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением. Но исчисление облагаемой базы многих налогов прямо или косвенно связано с различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому под «документами, связанными с налогообложением», может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующей гражданско-правовые отношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами, — учредительные документы, договоры, акты сдачи-приемки, накладные, банковские выписки, отчеты исполнителей и т.д.

    В качестве гарантии прав налогоплательщиков в ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном законодательством.  В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, по существу, только налогоплательщик может определить, какие из его документов содержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано в предоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а он считает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказать отсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.  Однако в постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» [5 Собрание постановлений Правительства РФ. 1998. № 1. Ст. 7.] указан весьма обширный перечень документов, содержащих информацию, которая не может составлять коммерческую тайну, в том числе: учредительные документы и уставы; документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; документы об уплате налогов и др.  Кроме того, дополнительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, предусмотрен этим постановлением Правительства РФ для государственных и муниципальных предприятий до и в процессе их приватизации.  Указание в приведенном перечне на «сведения... необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет» не может трактоваться как право налогового органа проверять любые документы, которые он сочтет необходимыми. Как уже говорилось, предмет налоговой проверки ограничен документами, связанными с налогообложением. И хотя круг таких документов широк, он должен определяться не субъективным усмотрением налогового инспектора, а с помощью норм налогового законодательства, что в каждом конкретном случае позволит установить, связан ли документ с налогообложением. Так, в большинстве случаев, и правильно указывают некоторые авторы, не влекут налоговых последствий и соответственно не связаны с налогообложением предварительные договоры, решения органов управления предприятия о коммерческих перспективах, предполагаемой стратегии и тактике предпринимательской деятельности и т.п. [6 Вас проверяет налоговая инспекция / Под ред. М.А. Похмелкиной. М.: Центр экономико-правовых исследований научно-промышленного союза, 2000. С. 17 — 18.]  Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну конкретного предприятия, закрепляется приказом его руководителя. Отсутствие такого приказа на момент проверки лишает предприятие возможности ссылаться на коммерческую тайну как на основание отказа представить тот или иной документ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

    2.1 Структура налогообложения

 

    РФ  С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему [7 Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4. – С. 45-48]. 

    Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. 

    Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.  Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.  Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. [8 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное жительство в названные регионы // Российская газета. 1996. 17 апреля.] указал, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти» (п. 4 Постановления).  Таким образом, понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.  Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.  Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. 

Информация о работе Понятие, задачи, права и обязанности налоговых органов