Оценка практики контрольной работы налоговых органов и направления ее совершенствования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое право курсовая.docx

— 131.71 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ контрольной работы  инспекции Министерства по налогам  и сборам по N-скому району

Согласно Положению об инспекции Министерства по налогам и сборам по N-скому району, утвержденному 22.01.2010 г., инспекция Министерства по налогам и сборам по N-скому району (далее ИМНС по N-скому району) является органом государственного управления, входящим в структуру Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) и подчиняется МНС и ИМНС по M-ской области.

ИМНС по N-скому району в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства. а также данным Положением.

Одними из важнейших функций инспекции являются:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, а также взыскание не внесенных в установленные сроки налогов в бюджет;

- контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

- контроль за соблюдением установленного  порядка приема наличных денежных  средств при реализации продукции (работ, услуг).

На текущий момент численность работников инспекции составляет 68 человек. Данные о численности и образовании специалистов ИМНС по N-скому району представлены в таблице 1, составленной автором на основе отчета по труду формы N 2-труд по состоянию на 01.11.2010 года. Как видно из таблицы, свыше половины работников имеют высшее образование, и при этом 76% данных специалистов имеют высшее экономическое образование. Это свидетельствует, в целом, о высокой квалификации государственный налоговых инспекторов ИМНС по N-скому району. Анализируя вышеупомянутую отчетность, можно отметить, что в инспекции занято достаточно большое количество молодых специалистов: 39% общей численности инспекторов составляют специалисты в возрасте до 29 лет.

Таблица 1. Распределение государственных служащих ИМНС по N-скому району по образованию

 

Наименование показателя

Факт. численность, чел.

С высшим образ., чел.

Из них с высш. экономич., чел.

Со сред. специальным образ., чел.

Доля служащих с высшимобраз., %

Уд. вес экономического образ., %

 

Всего госслужащих, в т. ч.

59

33

25

25

56

76

 

- руководитель инспекции и его  заместители;

3

3

3

-

100

100

 

- руководители отделов и их  заместители;

4

4

2

-

100

50

 

- главные инспекторы;

13

9

8

4

69

89

 

- старшие инспекторы;

32

15

10

16

47

67

 

- инспекторы

7

2

2

5

29

100

 
               

Примечание. Источник: собственная разработка.

Контрольную работу в инспекции осуществляют три основных отдела:

- отдел предварительного контроля, учета и взыскания платежей;

- отдел контроля за налогообложением юридических лиц;

- отдел контроля за налогообложением физических лиц, индивидуальных предпринимателей, декларированием доходов и имущества.

По состоянию на 01.01.2011 г., на учете в ИМНС по N-скому району состоит 28193 налогоплательщика, в том числе 475 юридических лиц (1,7% от общего числа), 1407 индивидуальных предпринимателей (5,1%) и 26311 физических лиц (93,2%) [50].

Удельный вес плательщиков-предприятий государственного сектора составляет 34,1%, на негосударственные юридические лица приходится 65,9%. Среди юридических лиц государственной формы собственности наибольшую долю занимают унитарные предприятия - 44%. Учреждения и акционерные общества составляют соответственно 29% и 12%.

В негосударственном секторе значителен удельный вес индивидуальных предпринимателей - 62%.

Таким образом, выглядит структура налогоплательщиков по состоянию на начало текущего года.

Анализируя структуру налоговых платежей в районе, можно отметить, что здесь наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость. Велика также и доля платежей в государственные целевые бюджетные фонды, производимые от выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также налогов на фонд оплаты труда. В связи с наличием в районе предприятия по производству алкогольной продукции значительное место в структуре налоговых доходов занимают акцизы (4,4%). Налог на прибыль предприятий составляет 5,2%. При таком количестве плательщиков-предприятий это довольно низкий показатель. Данное обстоятельство связано с низкой рентабельностью и убыточностью многих предприятий района.

Обратимся к анализу контрольной работы инспекции за два предыдущих года. Для оценки деятельности ИМНС в области налогового контроля целесообразно рассмотреть соответствующие формы отчетности, в которых отражены результаты контрольной работы инспекции. Основой для анализа здесь являются отчеты формы 2-Н и приложения к ним.

В 2009 году инспекцией осуществлялся ряд мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, снижению или недопущению роста задолженности по каждому плательщику. С этой целью работниками инспекции проводилась методологическая и консультационная работа с налогоплательщиками. Так, за год было проведено 16 семинаров-совещаний, опубликовано в печати 25 статей, по местному радио прозвучало 2 выступления. В отделах инспекции с целью более глубокого изучения налогового законодательства и практических методов работы проводилась экономическая учеба и производственные совещания.

Результаты контрольной работы инспекции в 2009 году отражены в Приложении 2. По предприятиям государственного сектора проверено более половины и здесь в целом отмечается достаточно высокий процент нарушений у проверенных плательщиков - 91,5%. В негосударственном секторе в отношении налоговых проверок охвату подлежала меньшая часть плательщиков, и процент нарушителей законодательства о налогах и сборах оказался несколько ниже - 82,1%. То есть, в целом, результативность проверок в плане выявления нарушений достаточно высока. Это свидетельствует не только о низкой налоговой дисциплине налогоплательщиков, но и достаточно высокой квалификации налоговых инспекторов, осуществляющих проверки.

В результате проводимой работы в 2009 году доначислено налогов и финансовых санкций на сумму 562609,8 тыс. руб., в том числе по негосударственному сектору 58164,5 тыс. руб. и по государственному сектору 504445,3 тыс. руб.

Взыскано за 2009 год по результатам проверок 277205,5 тыс. руб., в том числе финансовых санкций 157235,6 тыс. руб. Процент взыскания к доначислениям с учетом остатков невзысканных сумм и освобождения от финансовых санкций составил 76,0%. К сожалению, среди аналогичных данных по остальным ИМНС M-ской области это далеко не самый высокий показатель. Необходимо отметить, что проблема взыскания задолженности является одной из самых сложных для инспекции в настоящее время. Анализируя данные Приложения 2, можно сказать, что более высокий процент взыскания отмечался среди плательщиков негосударственного сектора. Также важным является тот факт, что в общей сумме взысканных платежей львиная доля (91,4%) приходится на юридические лица. То есть на данной категории плательщиков базируется не только поступление текущих налоговых платежей в бюджет, но и основной объем доначислений и взысканий по итогам мероприятий налогового контроля.

За 2009 год за нарушение налогового законодательства составлено 489 протоколов об административной ответственности, по которым привлечено к ответственности 189 граждан, прекращено делопроизводством 197, в том числе по юридическим лицам составлено протоколов 215, привлечено к ответственности 88 человек.

Общая сумма штрафов по делам об административной ответственности составила 6321,3 тыс. руб., по которой взыскано 6098,0 тыс. руб., или 96,5%.

В 2009 году консолидированный бюджет выполнен инспекцией на 85,6% к плану. Задолженность по платежам в бюджет составила 247571,8 тыс. руб. , по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается некоторое ее снижение. Задолженность составила 1,0% к плану поступлений в бюджет. В разрезе министерств наибольшая недоимка имеется у Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Отделом контроля за налогообложением юридических лиц за 2009 г. проведены налоговые проверки у 119 плательщиков, из которых у 109 установлены нарушения. В итоге было взыскано с учетом сальдо на начало года 182,7 млн. руб.

Значительный вклад в контрольную работу инспекции был внесен отделом предварительного контроля, учета и взыскания платежей в процессе принятия расчетов, проведения проверок изучения причин образования недоимки, а также в процессе контроля за своевременностью поступления авансовых платежей. В результате за год отделом составлен 381 акт и доначислено санкций на сумму 202774,1 тыс. руб. Необходимо отметить, что несколько лет назад в отделе был создан сектор информационно-аналитической работы, который постоянно осуществляет как анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и контроль динамики поступлений по каждому виду налоговых платежей. Это несколько увеличило роль отдела в контрольной работе инспекции.

Отделом контроля за налогообложением физических лиц за анализируемый период было проведено 759 проверок у 543 плательщиков. 353 проверки были проведены у 227 индивидуальных предпринимателей, из которых у 137 установлены нарушения налогового законодательства. В итоге отделом было доначислено 20890,6 тыс. руб. финансовых санкций. Основными нарушениями здесь являлись факты непредоставления налоговых деклараций, занижение налогооблагаемой базы, неправильное определение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Постоянно в течение года отделом проводилась работа по выявлению граждан, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

Анализируя работу инспекции в 2009 году, необходимо также отметить, что удельный вес доначисленных сумм ИМНС по N-скому району в общей сумме доначислений в области составил свыше семи процентов. Аналогичный показатель выше только у ИМНС по K-скому району, ИМНС по L-скому району, а также инспекции по г.М. То есть на фоне области итоги работы инспекции выглядят более чем достойно.

Что касается контрольной деятельности инспекции в 2010 году, то и в этом периоде ИМНС проводила определенную работу с плательщиками по поводу разъяснения налогового законодательства с целью укрепления налоговой дисциплины, выполнения плана по доходам, сокращению роста недоимки. Было проведено 11 семинаров-совещаний, 16 занятий в учебных заведениях.

Основная цель была достигнута: план доходов и поступлений по консолидированному бюджету в 2010 году выполнен на 101,4%, в отличие от предыдущего года. Однако при этом отмечается рост задолженности, которая по состоянию на начало 2011 года составила к плану консолидированного бюджета 1,6%, что на 0,6 процентных пункта выше, чем в 2009 году.

Итоги контрольной работы инспекции в 2010 году отражены в Приложении 3. Процент проверенных плательщиков несколько ниже, чем в предыдущем году. В целом, доля нарушений законодательства остается стабильно высокой. Процент взыскания доначисленных сумм с учетом остатков на начало года и освобождением от санкций составил 66,1%, в том числе по государственному сектору 87,1.

В таблице 2 представлены сведения, позволяющие сравнить основные итоги контрольной работы ИМНС за два анализируемых года. Как видно из таблицы, произошло определенное снижение процента нарушений в целом по всем плательщикам, а также по государственному и негосударственному секторам.

Таблица 2. Изменение основных показателей контрольной работы ИМНС по N-скому району в 2010 году по отношению к 2009 году

 

Виды налогоплательщиков

Темп изменения доли нарушений, %

Темп изменения доначисленных сумм на 1 СХ, %

Темп изменения процента взыскания, %

 

1. Государственный сектор

       

1.1 Предприятия с 100 % госсобственностью

-5,9

21

1

 

1.2 Акционерные предприятия

0

4,2

22,3

 

1.3 Бюджетные учреждения

30

332,7

0,6

 

1.4 Совхозы

0

-43,7

14740

 

1.5 Колхозы

0

-83

-61,5

 

1.6 Предприятия потребкооперации

0

17385,3

0

 

1.7 Прочие плательщики

0

-80,5

0

 

Итого по гос. сектору

-8,1

225,7

16,6

 

2. Негосударственный сектор

       

2.1 Банки

0

-42,4

0

 

2.2 Коммерческие структкры

-4,3

245,8

1,4

 

2.3 Общественные организации

-23,7

-61

0

 

2.4 Предприниматели

0,7

121,1

41,4

 

2.5 Прочие плательщики

-18,9

1495,6

-75,2

 

Итого по негос. сектору

-5,1

355,7

-55

 

3. Физические лица

       

Всего

-5,9

201,5

-13

 

в т. ч. юридические лица

-5,6

273,3

-16,3

 
         

Информация о работе Оценка практики контрольной работы налоговых органов и направления ее совершенствования в современных условиях