Оценка практики контрольной работы налоговых органов и направления ее совершенствования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое право курсовая.docx

— 131.71 Кб (Скачать файл)

Контроль с выездом на место осуществляется обычно при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода не проводятся.

Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в основе лежит анализ риска. Во-первых, выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями, и во-вторых, используется информация от осведомителей.

Необходимо отметить, что выездные налоговые проверки подчиняются строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быт предупрежден о проверке минимум за 8 дней. Внезапная выездная налоговая проверка может быть проведена только при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.

Длительность процедуры проверки зависит от размера проверяемого предприятия: для малых предприятий--не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 месяцев. В ходе проверки проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков, что требует ответных действий: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом данных замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением плательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем, при неудовлетворительном решении, - в суд.

Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей защиты.

В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется. что декларации небезупречны. В результате налоговые органы применяют соответствующие санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80% суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.

Санкции зависят от того, были ли действия плательщика умышленными или неумышленными, а также от того, помогает ли налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок применяются более мягкие наказания. Доначисление налогов осуществляется в основном в административном порядке. При выявлении особо изощренных способов уклонения от налогов, при противодействии проверке со стороны плательщика и других серьезных нарушениях налоговая администрация применяет значительные штрафные санкции и может выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают все чаще, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов предъявляется лично руководителю.

Говоря об организации налогового контроля в зарубежных станах, следует отметить, что во многих странах (в том числе и в Российской Федерации) действует институт налоговой полиции. Например, в Германии налоговая полиция (служба, проводящая налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет единого закона о налоговой полиции. Она подчиняется административным предписаниям. В целом деятельность данной службы регламентируется налоговым законодательством, касающимся общего порядка налогообложения.

Согласно этому закону, к основным задачам налоговой полиции в Германии относятся:

- расследование налоговых преступлений  и нарушений порядка исчисления  и уплаты налогов;

- определение базы налогообложения  в случаях налоговых преступлений  и нарушений порядка исчисления  и уплаты налогов;

- выявление неизвестных налоговых  преступлений и обстоятельств, являющихся  основанием для возникновения  обязанности уплаты налога.

Основаниями для начала деятельности налоговой полиции могут быть налоговые проверки налогоплательщиков и третьих лиц. а также самостоятельные проверки, проводимые налоговой полицией в связи с расследованием других преступлений, инициатива прокуратуры.

В Германии четко выделяются две области деятельности налоговой полиции:

- уголовное преследование;

- налоговый розыск.

Функции налоговой службы в Германии выполняют федеральное ведомство по финансам, а также земельные финансовые ведомства, подчиняющиеся соответственно федеральному Министерству финансов страны. Управление таможенными пошлинами, фискальными монополиями, налогом с оборота импорта и выплатами в рамках ЕС осуществляют федеральные финансовые органы, прочими налогами--земельные органы. Контроль за уплатой налогов осуществляют в основном земельные финансовые органы. То есть, специального налогового ведомства в ФРГ не существует.

Немалый интерес представляет организация налогового контроля в США.

Важным направлением налоговой реформы 80-х гг. в США было ужесточение законов в отношении налогоплательщиков, укрывающих свои доходы, и мер по совершенствованию механизма контроля, за правильностью уплаты налогов.

В налоговом законодательстве США и других стран с рыночной экономикой, не действует принцип презумпции невиновности в отношении налоговых нарушений, и обязанность доказательства при рассмотрении судебных исков по налоговым делам всегда лежит на налогоплательщике.

При этом он лишен права на отказ в предоставлении сведений, которые могут быть использованы против него в ходе судебного разбирательства. Такие правовые нормы действуют не только в США, но и в ФРГ, Франции, Швейцарии и других странах.

В налоговом законодательстве предусмотрено «изъятие» из гражданских прав и свобод неприкосновенности жилища, тайны переписки и других.

Таким образом, действия органов финансового сыска, которые в иных случаях классифицировались бы как «вторжение в частную жизнь», в налоговом праве рассматриваются как норма. При заполнении налоговой декларации налогоплательщик обязан сообщить сведения не только о финансовом положении своей семьи, но также и о состоянии здоровья, взносах в фонды различных общественных и политических организаций и любые другие сведения, если налоговые органы считают их необходимыми для исчисления суммы налога.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой налоговые судебные иски исключены из сферы имущественных исков и, по существу, приравнены к уголовным делам. Соответственно за умышленное сокрытие дохода от налогообложения законодательством предусмотрены такие же суровые наказания, как за уголовные преступления. Так, в США налогоплательщик по решению суда может быть подвергнут штрафу до 100 тыс. долл. (для корпораций - до 500 тыс. долл.) или тюремному заключению до 5 лет, в ФРГ злостное уклонение от уплаты налогов карается лишением свободы до 10 лет.

В некоторых странах (США, ФРГ) действует институт налоговых судов, рассматривающих исключительно иски по налоговым спорам.

Органы финансового сыска представляют собой - специализированные полицейские службы, укомплектованные профессионалами высокой квалификации, которые используют при проведении расследований такие специфические методы, как:

негласное наблюдение;

опрос свидетелей из окружения подозреваемого лица;

перлюстрация почтовых отправлений и прослушивание телефонных разговоров;

привлечение платных информаторов.

Сотрудники финансового сыска нередко проводят расследование негласно, используя документы различных правительственных и даже частных организаций.

Одним из распространенных приемов, применяемых для выявления фактов сокрытия доходов, является сопоставление декларированных доходов с реальными расходами налогоплательщика. Для этого его крупные приобретения за ряд лет сравниваются с указанными в налоговой декларации официальными доходами за тот же период. Расхождение между суммами доходов и расходов может служить основанием для проведения финансового расследования и возбуждения судебного дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов.

Примером тщательно организованной системы государственного финансового сыска может служить служба сбора налогов и финансового контроля в США, ядром которой являетсяСлужба внутренних доходов (СВД) Министерства финансов США, состоящая из центрального аппарата, штатных и местных налоговых служб. Центральному аппарату СВД подчинено 9 региональных служб, 58 налоговых округов и 900 местных налоговых бюро. Каждое налоговое бюро состоит из 6 отделов, в том числе следственного и отдела по контролю за правильностью уплаты налогов.

Интересующая СВД информация поступает из следующих источников: каждый налогоплательщик обязан ежегодно (к 15 апреля) направлять в СВД декларацию установленной формы о своем совокупном доходе, включая дивиденды и проценты на капитал и ценные бумаги; одновременно все государственные учреждения, банки, биржи, фирмы и т. д. в обязательном порядке предоставляют в СВД подробные сведения о выплаченных тому или иному лицу денежных суммах в виде зарплаты, процентов на вклады, дивидендов, выигрышей, гонораров и т.д., а также о совершенных данным лицом финансовых сделках, торговых и других операциях, связанных с получением доходов.

Другим источником необходимых сведений СВД являются - получившие распространение за последние 15 лет информационные кредитные бюро - частные фирмы, специализирующиеся на сборе и анализе данных, характеризующих финансовое положение частных лиц. В трех крупнейших кредитных бюро в США (всего их более двухсот) имеется более 400 млн. досье на 160 млн. человек - практически на все взрослое население страны.

Все поступающие в СВД из указанных источников сведения вводятся в компьютерную учетную систему, обрабатываются и сопоставляются с данными, содержащимися в налоговых декларациях. Применение при обработке информации специальных секретных математических моделей, позволяет отбирать налоговые декларации с «повышенным потенциалом для тщательной проверки». Ежегодно проверяется 2,2 млн. деклараций, что составляет около 2% от их общего числа.

По официальным данным СВД США, в начале 90-х гг. на одну проверку в отношении лиц, имеющих доход менее 10 тыс. долл., приходилось 4 проверки в отношении лиц с доходом от 25 до 100 тыс. и 16 - с доходом свыше 100 тыс. долл.

В результате работы СВД, как свидетельствуют данные, только 85% населения США добросовестно и правильно платят налоги. По данным СВД, объем налоговых недоплат постоянно растет. Если в 1973г. он составил более 28 млрд. долл., то в 1994г.- около 140 млрд. долл.

К середине 80-х гг. в США сложился общенациональный информационный комплекс, в рамках которого осуществляется непрерывный мониторинг кредитно-финансового положения и денежных операций практически всего населения страны, на базе которого был создан крупнейший межведомственный центр по сбору, хранению и обработке финансовой информации.

2. Оценка практики контрольной  работы налоговых органов и  направления ее совершенствования  в современных условиях

2.1 Организация налоговой  службы в Республике Беларусь

Основным источником доходов бюджета любого государства являются налоги и сборы, взимаемые с субъектов хозяйствования и физических лиц. Поэтому государство заинтересовано в строгом контроле за правильностью и полнотой исчисления и уплаты налогоплательщиками обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Для этой цели создаются специальные контролирующие органы, следящие за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, уплатой их в бюджет и внебюджетные фонды и, наконец, за соблюдением налогового законодательства республики.

В условиях перехода к рынку возникли субъекты негосударственной формы собственности, что повлекло объективную необходимость адекватного изменения структуры органов, осуществляющих финансовый контроль в республике. Также возникает потребность в создании специальных налоговых органов. В мае 1990 года в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной налоговой инспекции Минфина БССР, 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

Постановлением Совета Министров РБ «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

Указом Президента Республики Беларусь Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

Приказом ГГНИ при Кабинете Министров РБ 14 городских инспекций объединены с районными и общая численность инспекций составила 171.

Указом Президента Республики Беларусь Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь при Государственном налоговом комитете РБ создан комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

Указом Президента Республики Беларусь “О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления” Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. Кроме того, Государственный комитет финансовых расследований включен в состав Комитета госконтроля в качестве соответствующего департамента.

Информация о работе Оценка практики контрольной работы налоговых органов и направления ее совершенствования в современных условиях