Особенности налоговой оптимизации на производственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Краткое описание

Рыночная отношения, сложившиеся в России, оказали влияние на экономическую систему страны на современном этапе развития, став основой развития различных видов производств. Важным фактором в развитии любого бизнеса является налоговая политика государства. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого субъекта хозяйствования, при этом возникает естественное стремление сэкономить, вытекающее из определения предпринимательства. В этих условиях организация может функционировать успешно, только соблюдая правильную, грамотно спланированную налоговую политику предприятия. Обязательным элементом этой политики является оптимизация налогообложения призванная снизить размер налоговых отчислений .

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности налоговой оптимизации на производственных предприятиях.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

     Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация  предполагает применение таких приемов  и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.

     В то же время, текущая налоговая оптимизация  предполагает применение некоторой  совокупности методов, позволяющих  снижать налоговое бремя для  налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

     Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование  совокупности всех методов налоговой оптимизации (перспективная и текущая), составляет так называемое налоговое планирование.

     Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей:

  • нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали;
  • нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве;
  • нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.);
  • при формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права6.

     Существует  несколько групп методов налоговой  оптимизации7:

  • разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;
  • оптимизация через договор;
  • специальные методы оптимизации;
  • применение льгот и освобождений.

     Рассмотрим  их подробнее.

     Формирование  учетной политики предприятия следует  рассматривать как один из важнейших  элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.

     При оптимизации через договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. И на основании этого анализа сделать выбрать наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.

     Специальные методы включают несколько подгрупп методов – метод замены отношений, метод разделения отношений, метод  отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод оффшора.

     Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в Налоговом Кодексе РФ или  в законодательных актах в  области налогообложения законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     Рассмотрим  некоторые схемы, используемые налогоплательщиками  для оптимизации налоговых платежей. Данные схемы можно разделить  на две группы.

     «Простые» схемы, то есть схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д. Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.

       «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т.д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.

     Следует отметить, что использование некоторых  льгот предполагает возможность  создания «серых» схем оптимизации. Законными их не назовешь, так как при их реализации появляются неучтенные наличные денежные средства, которые используются в личных корыстных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконной ее назвать трудно, так как при правильной организации схема выглядит юридически безупречно.

     Такой схемой является возможность пользования  льготой по налогу на прибыль, предоставляемой  некоторыми субъектами РФ, лицами при перечислении средств на благотворительные цели.

     Суть  льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т.д.

     После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств8. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность.

     Конечно, проанализированные способы оптимизации  налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие налогоплательщики  используют иные способы. Некоторые  изобретают свое ноу-хау в этой области.

     МЕТОДЫ  ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ

     Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

     1. Метод замены отношений основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах.

     2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

     3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений.

     Разработка  стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

     При выборе места регистрации ориентируются  не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

     4. Переход организации на упрощенную  систему налогообложения 9.

     Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых  платежей:

  • использование льгот при уплате налогов;
  • разработка грамотной учетной политики;
  • контроль за сроками уплаты налогов(использование налогового контроля).

       Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами.

     «Легальное» или «законное» уклонение от уплаты налогов - весьма сложное явление, в  котором находят свое отражение  многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений «теряется» из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов. Для предпринимателей и организаций же налоговая оптимизация с использованием легальных методов это реальная возможность уменьшить размер налоговых платежей и, следовательно, налоговую нагрузку на предприятие. Что, как правило, улучшает их финансовое состояние и способствует развитию, как отдельным субъектам, так и экономики в целом10.

     АНАЛИЗ  ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

     На  первом этапе анализа важно проверить  правильность определения объекта  налогообложения, налогооблагаемую базу и её составляющие элементы:

  1. установить случаи и причины занижения объектов налогообложения, виновных лиц, допустивших искажение налогооблагаемых баз;
  2. определить экономические санкции, потери и убытки для предприятия; правильно отразить налоги и др. обязательные платежи в бухгалтерском и налоговом учёте; выявить случаи, причины и виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов в бюджет и суммы финансовых санкций за несвоевременность выплат в бюджет;
  3. разработать меры по улучшению расчётно-платёжной дисциплины и другой экономической работы по налогообложению.

     Следует отметить, что отсутствие системного подхода к исследованию различных  факторов на налоги и сборы не позволяет  проводить комплексный и глубокий анализ налогообложения. При проведении факторного анализа налогообложения важно определить и оценить влияние различных факторов на обязательные платежи в бюджет, и рассчитать влияние налогов на результаты хозяйственной деятельности предприятия11.

     С учётом специфики предприятий отрасли  следует подробнее проанализировать динамику налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров.

     Сумма налогов и др. обязательных платежей рассматривается как функция  зависимости величины налоговой  базы, величины льготы по налоговой  базе, ставки обязательного платежа, льгот по ставке и по сумме обязательного платежа. Такая зависимость выражается формулой:

     Н = (НБ - Лнб) Ч (НС - Лнс) - Ли, (1)

     Где Н - сумма налогов и других обязательных платежей; НБ - величина налоговой базы; Лнб - льгота по налоговой базе; НС - ставка налогов и др платежей; Лнс - льгота по ставке обязательного платежа; Лн - льгота по сумме налогов и сборов.

     Влияние величины налоговой базы, ставки налога, налоговых льгот на налоги и сборы  можно определить при помощи приёма цепных подстановок. Далее необходимо изучить влияние на изменение суммы обязательных платежей в бюджет в разрезе отдельных групп налогов следующих факторов: величины налоговой базы, ставки налога.

     Факторная модель:

     i = HEi Ч HCi /100 (2)

     Тогда уровень влияния факторов первого  порядка можно будет рассчитать, используя приём абсолютных разниц:

Информация о работе Особенности налоговой оптимизации на производственных предприятиях