Основные направления налоговой политики на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты возникновения и развития налогообложения в России……………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое содержание налогов………………………………………..5
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….11
1.3 Элементы налогов и принципы налогообложения………………………..13
2 Налоговая политика государства……………………………………………..16
2.1 Сущность и значение налоговой политики………………………………...16
2.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики……………………………………………………………..29
2.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..36
3 Основные направления налоговой политики на перспективу……………...40
3.1 Налоговое планирование и оптимизация……………………………. ……40
3.2 Совершенствование системы налогообложения…………………………..50
3.3 Налоговая политика и экономическое развитие России………………….58
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

В состав обязанностей налоговых органов входят:

- соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

- проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе:

- бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

- бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

- возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

- соблюдение налоговой тайны;

- направление налогоплательщику или налоговому агенту копий:

- акта налоговой проверки;

- решения налогового органа;

- налогового уведомления;

- требования по уплате налога и сбора;

- сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Министерство финансов

Пунктом 2 Положения  о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. М 984) установлено, что Министерство финансов РФ (Минфин РФ), министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов по государственного управления финансами в Российской Федерации.

Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Взаимоотношения Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности.

Основными задачами Минфина РФ являются разработка и  реализация стратегических направлений  единой государственной финансовой политики, а также составление проекта и исполнение федерального бюджета, в частности его доходной части,

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ осуществляет следующие функции  в налоговой сфере:

- разработку мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране;

- разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

- разработку с участием ФНС РФ, ФСНП РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

- участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;

- проведение по поручению Правительства РФ с участием ФНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ;

- участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;

- методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принятие мер по его совершенствованию, утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности;

- обобщение практики применения законодательства по вопросам. входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов. [12]

 

2.3 Нормативно-правовые  акты, определяющие основные направления налоговой политики

 

Нормативно-правовыми  актами, определяющими основные направления  налоговой политики являются официально определенные внешние формы, в которых  содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников нормативно-правовых актов выглядит следующим образом:

1 Конституция РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

2 Специальное налоговое законодательство, которое включает:

 а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее:

- НК РФ

- Иные федеральные законы о налогах и сборах, к ним относятся:

Федеральные законы о  налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в  настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Наиболее важные положения  об организации и осуществлении  налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной.

В соответствии с положениями  Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001г.

В первой части НК РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

 б) региональное законодательство о налогах и сборах:

- Законы субъектов РФ

- Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

3 Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.

4 Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

- Акты органов общей компетенции:

 А) Указы Президента  РФ, которые не должны противоречить  Конституции РФ и налоговому  законодательству и имеют приоритетное  значение по отношению к другим  подзаконным актам.

Б) Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

В) подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)

Г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

- Акты органов специальной компетенции. К этой группе относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

5 Решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

6 Нормы международного  права и международные договора  РФ.

 

 

3 Основные направления налоговой политики на перспективу

 

3.1 Налоговое  планирование и оптимизация

 

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении  различных законных схем снижения налоговых  отчислений, за счет применения методов  стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием  понимаются способы выбора “оптимального” сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов  их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

История налогов стара  как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики  предпринимают множество усилий по снижению их выплаты.

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги — это плата за цивилизованное общество и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ.

Перед многими организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность, встает проблема налогового планирования. Налоговое планирование является составной частью финансового планирования.

Основной целью налогового планирования является оптимизация  налоговых платежей, и, как следствие, увеличение реальных возможностей для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей и минимизации налоговых потерь, повышения объема оборотных средств, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения эффективности ее работы. [7]

Иногда налоговое планирование переходит грань допустимого  и оборачивается уклонением от уплаты налога. Граница между планированием  и уклонением определяется целями налогоплательщика. Если налоговая экономия сопутствует хозяйственному результату, то налоговые последствия следует устанавливать исходя из формы сделки. Но если налогоплательщик действовал не для достижения хозяйственного результата, а исключительно в целях уменьшения налоговых платежей, то это свидетельствует о несоответствии сделки законодательству по мотивам заключения ее с целью уклонения от уплаты налога.

Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежание двойного налогообложения.

Основной задачей является организация системы правильного  и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства.

Процент экономии, который  предприятие получает, применяя разработанную  в процессе налогового планирования схему, можно рассчитать по следующей формуле:

 

Кэ = Сумма налогов / Объем  реализованной продукции *100%

 

Кэ – показатель налоговой  экономии предприятия. Рассчитать его  можно и за год, и за каждый отчетный период.

Возможные результаты налоговой экономии предполагают следующее:

- если налоговая экономия  предприятия за отчетный период  составляет 20-25 %, значит, система налогового  планирования работает эффективно  и не нуждается в корректировке.  Предприятию можно ограничится  анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.

Информация о работе Основные направления налоговой политики на перспективу