Основные направления налоговой политики на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты возникновения и развития налогообложения в России……………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое содержание налогов………………………………………..5
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….11
1.3 Элементы налогов и принципы налогообложения………………………..13
2 Налоговая политика государства……………………………………………..16
2.1 Сущность и значение налоговой политики………………………………...16
2.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики……………………………………………………………..29
2.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..36
3 Основные направления налоговой политики на перспективу……………...40
3.1 Налоговое планирование и оптимизация……………………………. ……40
3.2 Совершенствование системы налогообложения…………………………..50
3.3 Налоговая политика и экономическое развитие России………………….58
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Во избежание этих случаев, а также в целях профилактики и предупреждения налоговых правонарушений немаловажную роль в сфере налоговых правоотношений играет правомерная оптимизация налоговых платежей.

Поэтому наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Налогоплательщикам предоставлены широкие возможности в решении вопросов минимизации налогового бремени, поэтому главной задачей остается изучение законодательства РФ и выбор направлений и методов, оптимальных для конкретной организации и ее специфики деятельности.[5]

 

 

 

 

1.2 Функции налогообложения

 

Значение налогов заключается в их функциях:

1) Фискальная – является основной функцией налогообложения через эту функцию реализуется главное предназначение налогов. Это формирование государственных ресурсов. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо, прежде всего, анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.

Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработки налоговой  политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

2) Социальная – ее  назначении состоит в перераспределении  доходов между различными категориями  населения. С помощью налогов  происходит передача средств  в пользу слабых и незащищенных  категорий граждан за счет  возложения налоговой нагрузки на более богатые категории населения.

3) Регулирующая – через  налоги можно решать задачи  государственной политики. Эта функция  действует через следующие подфункции:

- стимулирующая –  т.е. используя систему налогообложения  можно через налоги поддерживать развитие экономических процессов, используя систему льгот и освобождений.

- дестимулирующая –  напротив направлена на установление  через налоги препятствий для  развития каких-либо экономических  процессов.

- воспроизводственная  – предназначена для формирования средств на восстановление используемых природных ресурсов.

4) Контрольная – через  налоги государство имеет возможность  осуществить контроль за финансовой, хозяйственной деятельностью организаций  и граждан, а также за источников  их доходов и расходов.

5) Поощрительная –  через налоги можно выражать  признание государством особых  заслуг определенных категорий  граждан пред обществом, предоставляя  им налоговые льготы или полностью  освобождать от уплаты налогов.

 

1.3 Элементы налогов принципы налогообложения

 

Налог – это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное  юридическое значение. Положение  о выделении этих элементов отраженно  в части первой НК РФ. В совокупности все элементы эти элементы образуют определённую структуру налогов.

Существенные или обязательные элементы – те элементы, без которых  налоговое обязательство и его  исполнение не могут считаться определёнными:

- объект (предмет) налогообложения — представляет собой события или явления материального мира, на которые направлен налогооблагаемый процесс, т.е. это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

- налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

- источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

- налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы. Может выражаться в рублях или процентах.

- налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Факультативные элементы – те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определённости налогового обязательства:

- налоговые льготы - снижение  размера налогообложения или  предоставление субъекту налога  преимущества по отношению к  другому плательщику налога;

- порядок исчисления налога определяется законом конкретно по каждому виду налога, т.е. налог может быть исчислен налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом.

- срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно произойти

- форма отчетности  по этим налогам;

 Дополнительные элементы  налогов – те, которые не предусмотрены  законодательно для установления  налога, но полнее характеризуют  налоговое обязательство и порядок его исполнения:

- предмет налогообложения,  который означает признаки физического  характера (а не юридического), которые обосновывают взимание  соответствующего налога;

- единица (масштаб)  налога — единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения;

- налоговый оклад — сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет;

- сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:

- зависимостью экономики  (бюджета) от налогов на различные виды доходов;

- влиянием налогов  (сборов) на доходы субъектов налога;

- зависимостью колебания  цен на товары (продукты) от налогов  (сборов);

- зависимостью колебания  самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов  налога и т. д.

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов налогообложения). Наиболее ярко и точно они были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790) в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в 1776г. Эти принципы налогообложения прошли испытание временем, актуальны и сегодня, их по праву называют классическими. При формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принципом справедливости;
  • принципом определенности;
  • принципом удобства;
  • принципом экономии.

Со временем перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности налогов и подвижности налогов, выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога.

Исключительно важным, особенно в условиях федерального государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделен конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и иных его элементов.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения.

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Разработаны 4 метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.[10]

2 Налоговая политика государства

 

2.1 Сущность и значение налоговой политики

 

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был немецкий экономист А. Вагнер (1835-1917). Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. [8]

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится  к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые  системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывают влияние на экономические и социальные условия развития, приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

В основном формы и  методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными  интересами и целями, административно-территориальным  устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по опpeдeлeнию важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство  считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.

Одной из форм налоговой  политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:.

Информация о работе Основные направления налоговой политики на перспективу