Налоговые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Практика развития отечественного налогового законодательства показывает, что поэтапное введение актов законодательства о налогах и сборах в силу, недостаточная разработанность соответствующей теоретической основы, поспешность законодателя в разработке и принятии налогово-правовых актов, а также отсутствие системности в формировании внутренней структуры налогового закона, служат причиной возникновения конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Именно это факт обуславливает актуальность выбранной автором темы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СПОРОВ 6

1.1. Понятие и признаки налогового спора 6
1.2. Виды налоговых споров 9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ 15

2.1. Досудебное урегулирование налоговых споров 15
2.2. Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Налоговые споры.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

По мнению О.Р. Михайловой, административное обжалование в вышестоящем административном органе, предусмотренное п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, не относится к досудебному порядку урегулирования спора в смысле ч. 5 ст. 4 АПК РФ. Эта процедура ближе к предварительному административному производству, принятому, например, в административной юстиции ФРГ14.

Отсутствие  процессуального законодательства, адекватного правовой природе производства по налоговой жалобе, затрудняет выработку  эффективных решений по ряду существующих вопросов. Один из них - последствия невынесения решения по апелляционной жалобе налогоплательщика в срок. С точки зрения претензионной процедуры (в гражданско-правовом смысле) важен исключительно факт ее соблюдения, отсутствие ответа на претензию не влияет на возможность субъекта в судебном порядке разрешить спор. Пункт 5 ст. 101.2 НК РФ устанавливает, что в случае обжалования решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. При этом до момента рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом обжалуемое решение не вступает в силу.

В зарубежном законодательстве мы наблюдаем различные подходы. Так, во Франции неполучение ответа на жалобу означает ее отклонение. В  Бельгии и ФРГ при неполучении  ответа в положенный срок налогоплательщик может обратиться в суд. В Положении  об административном производстве ФРГ, в частности, установлено, что если по жалобе заинтересованного лица административный орган не выносит решения без уважительных причин и оснований в установленный срок, то иск может быть непосредственно, т.е. без проведения предварительного производства, направлен в суд. Оригинальное правовое решение существует в украинском законодательстве - если в установленный срок налогоплательщику не направляется решение о продлении срока рассмотрения жалобы либо решение о результатах рассмотрения жалобы, считается, что решение по жалобе принято в пользу налогоплательщика.

Последовательный  анализ изменения законодательства и практики дает основания для  вывода, что процедура досудебного  обжалования все более инкорпорируется  в процедуру судебную, все более признается обязательной для обращения к судебной защите. Правила досудебной процедуры формируются под воздействием правил и нужд, перспектив совершенствования судебного производства в единой или, по крайней мере, в стремящейся к единой и взаимосогласованной диалектике развития. Вышеизложенное дает основание для вывода о возможности включения обязательного досудебного производства в понятие налогового судопроизводства (в широком смысле слова).

Как представляется, можно сделать вывод о том, что текущее состояние дел фактически позволяет говорить о созревании внутри судопроизводства в арбитражных судах самостоятельной части - налогового судопроизводства. Председатель ВАС РФ А.А. Иванов считает наиболее целесообразной передачу арбитражным судам всех налоговых дел, за исключением уголовных, поскольку принципы рассмотрения налоговых дел и в отношении юридических, и в отношении физических лиц одинаковы. Теперь, когда накоплен опыт, в целом решены организационные вопросы по построению системы, сосредоточение налоговых споров в системе арбитражных судов представляется целесообразным15.

 

2.2. Защита прав налогоплательщиков  в судебном порядке

 

Термин «налоговое судопроизводство» был введен в  российский научный оборот проф. И.И. Кучеровым, отмечавшим в 2000 г. при анализе тенденций разрешения споров, что большинство судебных исков касается применения законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, обязательных платежей во внебюджетные фонды, местных налогов и сборов. Подобные юридические ситуации, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, стали именоваться налоговыми спорами. Процессуальный порядок их судебного рассмотрения и исполнения, по мнению ученого16, можно условно обозначить как налоговое судопроизводство. В России налоговое судопроизводство возложено на арбитражные суды и суды общей юрисдикции17.

Арбитражные суды рассматривают налоговые споры  с 1992 г. Если в 1992 г. доля административных споров в общем объеме дел, рассмотренных  арбитражными судами, составляла менее 2%, то в 2008 г. - более 60%. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза18.

Специфика налоговых  споров явным образом выделяет их из категории административных дел, рассматриваемых арбитражными судами, не только исходя из количественного параметра, но и качественных характеристик. По справедливому замечанию М.И. Горлачевой, отнесение споров с участием налоговых органов к подведомственности арбитражных судов является главной особенностью развития постсоветского законодательства в области судебной защиты прав налогоплательщиков19. Практика показала, что реализация налогоплательщиками права на судебную защиту происходит преимущественно в системе арбитражных судов.

В правовой литературе отмечается специфика налоговых дел начала 90-х гг., повлиявшая как на содержание судебных споров, так и на рост их численности. Длительное время налоговые  органы выступали в судах преимущественно  в качестве ответчиков. Ситуация в сфере разрешения налоговых споров не могла остаться без соответствующей реакции законодателя, выразившейся в реализации концепции поэтапного освобождения судебной власти от чрезмерной нагрузки по рассмотрению налоговых споров. Учитывая масштаб и характер проблемы, был выбран способ ее нормативного решения, отличительной чертой которого на первоначальном этапе явилось прямое исключение обязательных поводов для обращения в суд за счет расширения компетенции налоговых органов по самостоятельному, без санкционирования суда, взысканию недоимок, пеней и штрафов.

Изменения, внесенные в НК РФ, в первую очередь коснулись системы арбитражных судов, поскольку до настоящего времени в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями, сохранен судебный порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций.

Приведем краткую хронологию основных изменений:

1). С 1 января 2006 г. - установлен внесудебный порядок взыскания недоимок и пеней с индивидуальных предпринимателей и внесудебный порядок взыскания незначительных штрафов (для организаций - 50 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб.). Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ.

2). С 1 января 2007 г. - распространение внесудебного порядка взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей и организаций на все штрафы (без ограничения сумм). Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ.

3). С 1 января 2009 г. - введен обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ.

4) С ноября 2010 г. - изменилась ст. 48 НК РФ, предусматривающая, что в случае, если общая сумма налога, сбора, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, составляет менее полутора тысяч рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с исковым заявлением о взыскании такой суммы только после того, как указанная сумма превысит полторы тысячи рублей. Изменения НК РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ.

Анализ логики и содержания процессуальных изменений  свидетельствует о том, что способы «механической» разгрузки судов практически исчерпали себя. В ближайшей перспективе приоритет развития - за совершенствованием досудебных процедур, качественным изменением процессуального законодательства. В планах ВАС РФ введение так называемого преюдициального запроса, который позволяет нижестоящим судам при возникновении правовой проблемы, требующей толкования высшего суда, приостановить производство по делу и обратиться в высший суд. По оценке Председателя ВАС РФ А.А. Иванова, преюдициальный запрос - «ответ на массовые налоговые и административные дела»20, в отношении гражданского права он найдет применение в меньшей степени.

В ст. 189 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Указанные дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые установлены в разд. 3 АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Дифференциация правил судопроизводства в зависимости от предмета спора или требования и характера правоотношений, из которых данный спор возник, позволяет учесть особенности различных категорий дел в судебном разбирательстве, устанавливая для них «свою» процедуру рассмотрения21.

Как обоснованно отмечает С.В. Овсянников, если материально-правовая специфика налоговых споров нашла отчетливое отражение в законе, то процессуальные особенности до последнего времени могли быть подмечены лишь аналитически, путем исследования огромного массива судебных дел и сложившихся, но формально не закрепленных в правовых актах обыкновений судебной практики22.

Такой «реформированный»  процесс вводится благодаря серии  прецедентных решений ВАС РФ. В  частности, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 декабря 2007 г. № 6523 создал правила, не предусмотренные напрямую законодателем.

В России, не относящейся  к странам с англосаксонской  системой права, при отсутствии законодательно закрепленных понятий «добросовестный налогоплательщик» и «злоупотребление правом» тем не менее широко применяются все доктрины против уклонения от налогообложения: доктрина существа над формой, доктрина сделки по шагам, доктрина деловой цели, доктрина игнорирования правосубъектной организации, доктрина фиктивных и недействительных сделок. В связи с этим, по мнению судьи ФАС Московского округа Э.Н. Нагорной, либо в российской теории права необходимо признать существование судебного прецедента и признаков наряду с континентальной системой права англосаксонской системы права, либо в целях нормализации правоприменительной практики и предупреждения судебного произвола внести изменения в НК РФ, определив такие понятия, как «добросовестный налогоплательщик» и «злоупотребление правом». В противном случае суд присваивает себе не основанные на законе полномочия по игнорированию не признанных в установленном порядке недействительными сделок, актов органов государственной власти (напр., оформленных надлежащим образом таможенными органами грузовых таможенных деклараций, свидетельств о государственной регистрации организаций), по неприменению действующих норм налогового законодательства (например, о сроках давности). Тем самым налогоплательщик ограничивается в использовании предусмотренных законом средств доказывания, при том что бремя доказывания добросовестности переходит именно на налогоплательщика, который одновременно лишается такой возможности при игнорировании судом не признанных недействительными документов24.

Остановимся на некоторых особенностях рассмотрения налоговых споров в арбитражных  судах.

Особенности доказывания. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности (ст. 9 АПК РФ). В налоговых спорах состязательность раскрывается не только путем обеспечения сторонам равных процессуальных возможностей по представлению доказательств, но и распределением между ними бремени доказывания. Закон, компенсируя предполагаемое неравенство участников спора, возлагает на государство обязанность доказывать правомерность совершенных властно обязывающих действий25.

Распределение бремени доказывания. Особенности распределения бремени доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, закреплены в ч. 3 ст. 189 АПК РФ: обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

В США, напротив, по общему правилу бремя доказывания возложено на заявителя-налогоплательщика. Судья Налогового суда США Д. Ларо отмечает, что бремя доказывания состоит из двух частей:

- обязанность  представить доказательство;

- обязанность  доказывания26.

В некоторых  случаях суд может переложить бремя представления доказательств на налоговый орган, но доказывание всегда лежит на налогоплательщике. В 1998 г. после многочисленных жалоб налогоплательщиков законодательство было изменено, и сейчас установлено, что бремя доказывания переходит к налоговой службе, если будет установлено, что налогоплательщик надлежащим образом ведет налоговую отчетность и сотрудничает с налоговым органом в течение всей налоговой проверки.

Правовые презумпции. На правильное распределение бремени доказывания влияют правовые презумпции. В научной литературе под правовой презумпцией, как правило, понимается закрепленное в законе предположение о наличии или отсутствии юридического факта, влекущего за собой определенные материально-правовые последствия. Юридический факт, который предполагается в силу презумпции, становится основой принимаемого судебного решения, если существование этого факта не опровергнуто доказательствами стороны, оспаривающей верность презумпции. Применительно к судебному рассмотрению налоговых споров презумпции обладают определенной спецификой.

Согласно правовой позиции КС РФ  в сфере налоговых  правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, а обязанность доказывать их обнаружившуюся недобросовестность лежит на налоговых  органах27.

Законодательство исходит из презумпции невиновности налогоплательщика во вменяемом ему правонарушении (п. 6 ст. 108 НК РФ): лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана. Необходимо обратить внимание, что вначале арбитражным судам пришлось, по выражению О. Бойкова, «осваивать разрешение практически новой для них задачи: установление вины (особенно юридического лица) в совершении налогового правонарушения». С категорией вины как таковой арбитражные суды сталкивались. Но по преимуществу - с презумпцией виновности правонарушителя. Речь идет о гражданско-правовой ответственности, где лицо, не исполнившее обязательство или причинившее внедоговорный вред другому лицу, предполагается виновным, пока не докажет обратное. Более того, в предпринимательских отношениях должник несет ответственность и за случайное неисполнение обязательства28.

Информация о работе Налоговые споры