Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 03:53, контрольная работа

Краткое описание

Государство – это сложное, многофункциональное социальное образование, призванное обеспечить безопасное существование проживающих на его территории людей посредством выполнения возложенных на его функций.

Содержание

1.Сформулируйте понятие налогового права. Охарактеризуйте основной метод правового регулирования налоговых отношений. Каким образом данный метод находит свое отражение в построении налогового законодательства 3
2.Государственная пошлина. Правовая конструкция 10
Задача 18
Список использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 50.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра _____________________________________

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Налоговое право»,

Вариант №2,

 

 

 

Выполнила: студент 5 курса, группы 51ПХ,

Факультета заочного образования,

Специальность Правоведение

Шифр зачетной книжки ФП-ПХ-3202

Вероха Тамара Валерьевна

 

 

 

 

 

Рецензент: ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2012г.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Сформулируйте понятие налогового права. Охарактеризуйте основной метод правового регулирования налоговых отношений. Каким образом данный метод находит свое отражение в построении налогового законодательства                    3

 

2.Государственная пошлина. Правовая конструкция           10

 

Задача                  18

 

 Список использованных  источников              20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сформулируйте понятие налогового права. Охарактеризуйте основной метод правового регулирования налоговых отношений. Каким образом данный метод находит свое отражение в построении налогового законодательства              

Государство – это сложное, многофункциональное социальное образование, призванное обеспечить безопасное существование  проживающих на его территории людей  посредством выполнения возложенных  на его функций.

К функциям государства правомерно отнести:

- защиту и поддержание  государственного суверенитета;

- защиту государственных  границ от внешних врагов;

- обеспечение экономической  безопасности государства;

- издание законов и  обеспечение их единообразного  применения и неукоснительного  соблюдения на всей территории  государства;

- поддержание правопорядка  на суверенной территории;

- осуществление защиты  граждан от противоправных посягательств;

- функцию управления экономикой;

- экологическую функцию;

- международное сотрудничество  в политической, экономической, правовой, экологической и иных сферах жизнедеятельности человека и другие функции.

Для выполнения возложенных  на него задач государство образует различные государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные).

Эффективное функционирование государственных органов и организаций, не приносящих от своей деятельности доходы в материальном выражении, возможно на основе их государственного финансового  обеспечения, что закономерно вызвало необходимость разработки и принятия комплекса нормативных правовых актов, направленных на создание материальной базы для нормального функционирования государства.

Таким образом, возникло налоговое  право, призванное урегулировать общественные отношения по учету, исчислению и уплате в бюджет установленных в законе налоговых платежей между государством в лице его органов и налогоплательщиками, в качестве которых выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность и получающие от нее доход, а также физические лица, имеющие в собственности определяемый в налоговых нормах объект налогообложения.

В настоящее время в  науке вопрос о налоговом праве  как самостоятельной отрасли  права остается дискуссионным. Некоторые  правоведы считают налоговое  право самостоятельной отраслью права, другие – подотраслью финансового права ,третьи – крупным подразделением финансового права. (3, с.18)

До недавнего времени  подавляющее большинство авторов  считали налоговое право одним  из институтов финансового права. Однако с развитием рыночных отношений и приданием налогам, сборам (пошлинам) большей общественной значимости и решающей роли их как основного источника всей бюджетной системы страны налоговое право вместе с бюджетным стало основой существования финансового права. Образно выражаясь, финансовое право базируется на двух китах.

Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что ученые по-разному видят решение этого вопроса.

В научных трудах, издававшихся в советский период, а также  в первой половине 90-х гг. XX в., не только налоговому праву, но и всему блоку правовых норм, предназначенных для правового регулирования государственных доходов ,отводилась роль финансово-правового института, хотя и важнейшего. В последние годы в юридической науке сформировалось мнение (которое в настоящее время доминирует среди представителей науки финансового и налогового права), в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку. Ю.А. Крохина, например, констатирует, что налоговое право – это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством ,налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Отдельные авторы постулируют  самостоятельность налогового права  в системе национального права. Следует отметить, что данная точка  зрения стала складываться еще в  советский период. Так, С.С. Алексеев в работе «Структура советского права» именует налоговое право комплексной  отраслью советского права. Впоследствии некоторые ученые стали допускать  возможность создания на базе большого количества налогово-правовых норм самостоятельной отрасли права – налогового права. Так, Ю.А. Тихомиров указывает, что «в перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль…»

В настоящее время данная точка зрения начинает превалировать  в работах отдельных ученых. В  частности, Д.В. Винницкий, определяя финансовое право как комплексную отрасль права, констатирует, что она «выступает в то же время как надотраслевая система, призванная обеспечить эффективное взаимодействие и координацию охватываемых им самостоятельных основных отраслей (налогового и бюджетного права) и такого института, как правовое регулирование основ денежного обращения (эмиссионное право)». 

А.А. Тедеев, В.А. Парыгина определяют налоговое право в качестве самостоятельной отрасли права в силу наличия взаимосвязанной системы нижеследующих объективных обстоятельств:

1) наличия самостоятельного  предмета правового регулирования, обусловленного спецификой регулируемых данной отраслью общественных отношений;

2) наличия государственной  и общественной потребности в  самостоятельном правовом регулировании налоговой системы и налогообложения;

3) наличия собственного (особого)  метода правового регулирования;

4) наличия особых (специальных)  источников права;

5) конституционного и  (или) законодательного закрепления  принципов отрасли права и  наличия специфической (присущей  только данной отрасли права)  системы понятий и категорий.

Мнение о том, что налоговое  право является самостоятельной  отраслью права, в первую очередь, основано на возрастании роли налогов в  жизни общества в условиях построения рыночной экономики, а также на принятии такого основополагающего акта, регулирующего  налоговые отношения, как Налоговый  кодекс. (7, с.84)

Поскольку налоговое право  – явление относительно новое  в современной финансово-правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода, правовой природы и отраслевой принадлежности представляет собой сложную, но актуальную задачу.

Налоговое право, как и  любое другое правовое образование (отрасль права, правовой институт, и т.д.), имеет свой предмет, в качестве которого традиционно рассматривают  определенный вид общественных отношений.

Предметом налогового права  выступают определенные общественные отношения, имеющие многоаспектный и комплексный характер. Это проявляется  в самых разнообразных социально-экономических  связях, которые обусловлены экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника существования самого государства.

Таким образом, предметом  налогового права являются общественные отношения, которые возникают по поводу налогообложения. Эти общественные отношения по своему содержанию неоднозначны и имеют довольно сложную структуру. Они возникают:

- по поводу установления  налогов, сборов (пошлин);

- по поводу их введения;

- по поводу порядка  исчисления;

- по поводу взимания  налогов. [2, с.122]

На основе анализа налогового законодательства Республики Беларусь весь комплекс общественных отношений в сфере налогообложения можно подразделить на три группы:

1) отношения в сфере  самого налогообложения (основные  отношения);

2) факультативные отношения  в сфере налогообложения;

3) дополнительные отношения  в сфере налогообложения.

Основные положения представляют собой стержень всех налоговых отношений, который пронизывает и предопределяет все функции налогообложения. Через эти отношения выполняется главное экономическое и социальное назначение налогов.

Факультативные отношения  как бы обслуживают основные налоговые  отношения между соответствующими субъектами. Они носят несистемный  и необязательный характер. Они возникают  при осуществлении налогового контроля при привлечении соответствующих  лиц к ответственности за налоговые  правонарушения и их обжалованию.

Дополнительные отношения  в сфере налогообложения –  это общественные отношения, которые  не имеют прямого отношения к  налогообложению, но в определенной мере регулируются налоговым законодательством. Это относится, прежде всего, по взиманию таможенных платежей, взимания взносов в бюджетные фонды. (1, с.203)

Вторым критерием при  определении природы налогового права выступает метод правового регулирования, под которым понимают совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Анализируя систему воздействия  на отношения, регулируемые налоговым  правом, можно сделать вывод о  том, что основным методом, который  используется для регулирования  этих отношений является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что  одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания ,обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщики). Широкое применение императивного метода правового регулирования в налоговой сфере обусловлено спецификой регулируемых посредством данного метода общественных отношений – налоговых, которые опосредуют основанное на властном предписании безвозвратное и безвозмездное изъятие государством части денежных средств у их владельцев.

Указанный метод не может рассматриваться в качестве специфического способа воздействия именно на налоговые отношения, поскольку характерен для публично-правовых отраслей. Большинство представителей теории права придерживаются точки зрения, согласно которой не существует особых «отраслевых» методов правового регулирования, а имеются только императивный и диспозитивный методы, которые являются общеправовыми, применяемыми во всех отраслях (подотраслях) права, с учетом присущих им особенностей в рамках разделения всего правового массива на частные и публичные отрасли права. В связи с этим следует отметить особенности проявления императивного метода в регулировании налоговых отношений:

- доминирование позитивных  обязываний, которые выполняют роль прямого правового регулятора соответствующих общественных отношений, опосредованных социально-экономическими связями в сфере налогообложения. Поведение налогоплательщика и иных участников налоговых отношений обусловлено предписаниями, выраженными в нормативных налогово-правовых актах, принятых государством в лице его уполномоченных органов в одностороннем порядке. В отличие от юридических дозволений и запретов, позитивные обязывания предусматривают определенную модель поведения, которую должен реализовывать субъект налогового права, вступающий в те или иные правовые отношения. Преобладание в системе способов правового регулирования налоговых отношений позитивных обязываний объясняется общественной значимостью данного сегмента общественных отношений;

- ограничение правовой  инициативы субъектов налогового  права, т.е. невозможность ими,  как правило, по своему усмотрению  приобретать права и обязанности,  определять их содержание. В то  же время в налоговых отношениях  не исключается возможность проявления  инициативы со стороны физических лиц и организаций (например, когда налогоплательщик обращается в соответствующие государственные органы с целью предоставления ему отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей);

Информация о работе Налоговое право