Налоговая система в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.Структура налогов в развитых странах приведена в табл 1.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и функции налоговой системы России……………5
Раздел 2. Налоговая система в экономике РФ…………………………17
Параграф 1.1 Понятие налоговой системы……………………………5
Параграф 1.2 Функции налоговой системы России…………………… 7
Параграф 1.3 Принципы построения налоговой системы…………….15
Параграф 2.1 Элементы российской налоговой системы…………….. 17
Параграф 2.2 Совершенствование налоговой системы России……….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………….…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работы по экономической теории.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Действующая в России налоговая  система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты  Парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений  и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы  в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы: взаимосогласованная  совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов; система  законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и  уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.[3]

В зависимости от характера  государственного устройства налоговая  система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных  образований (или налоги субъектов  Федерации) и местные налоги и  сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов  выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут  быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги административно-территориальных  образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Все налоги и сборы в  РФ распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов и  отражают федеративное устройство государства  Бельский К.С. Указ. статья. С. 55 - 56.. В частности, предусматриваются: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.

  • Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
  • Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
  • Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено пп. 4, 7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.[2]

Не могут устанавливаться  федеральные, региональные или местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

Статья 13 НК РФ предусматривает  следующие федеральные налоги и  сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы; налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;[1]

 

К региональным налогам (ст. 14 НК РФ) относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.[1]

Итак, налоги и сборы устанавливаются  на территории России с учетом принципов  федерализма, ведь главной, стержневой в любой федерации традиционно  остается проблема распределения полномочий между федеральным центром и  составными частями федерации.

Поскольку налогообложение  всегда предполагает определенное ограничение  прав и свобод человека, федеральный  законодатель вправе согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливать общие  пределы такого ограничения, в том  числе и на региональном (местном) уровне. В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов  федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий  перечень региональных (местных) налогов  и сборов, но и прямо устанавливать  общие (стандартные) для всей территории РФ элементы региональных (местных) налогов и сборов. Разумеется, такое федеральное вмешательство должно носить "рамочный характер" и не может быть произвольным. "Федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов Федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой" Налоговое право: учеб. пособие: 2-е изд. / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Изд. дом "ФБК-ПРЕСС", 2007. С. 321..

В 2000-е годы в России был  проведен ряд налоговых реформ, к  позитивным результатам которых  следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам. В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных  налогов, достигнуто определенное упрощение  налоговой системы путем отмены "оборотных" налогов, налога с  продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования Кузулгуртова А.Ш. Налоговая политика как сфера обеспечения ресурсами государственной финансовой политики // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 59; Новосёлов К.В. Новации в налогообложении прибыли // Налоговая политика и практика. 2011. № 3. С. 29..

Принципиальное изменение  роли налоговой системы в экономике, направленное на стимулирование экономического роста, связывается с НК РФ, первая часть которого, закрепившая институциональные правила, вступила в силу в 1999 г., вторая, определяющая порядок взимания конкретных налогов, вводится постепенно, начиная с 2001 г. Для налогообложения на основе НК РФ характерно уменьшение перечня применяемых налогов, снижение ставок основных федеральных налогов, сопровождающееся отменой большинства льгот Скляренко З.А. Права и обязанности участников налоговых правоотношений // Бухгалтер и закон. 2011. № 3. С. 20..

Структура налоговой системы  может рассматриваться с точки  зрения: соотношения прямых и косвенных  налогов; распределения налоговой  нагрузки на физ. и юрлиц; роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы; распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

С точки зрения проблем  макроэкономического регулирования  роль прямых и косвенных налогов  различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют  на смену фаз экономической конъюнктуры  и, таким образом, представляют собой  циклически нестабильный источник налоговых  доходов. В отличие от них косвенные  налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нуля. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут и отставать от темпов инфляции, и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

Следует также отметить, что доминирование тех или  иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Повышение роли косвенных  налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

В рамках российской налоговой  системы в целом хотя и не просматривается  однозначного доминирования косвенных  налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан Васильева А.Г. Оценка результативности налогового регулирования инновационного развития национальной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 15. С. 36..

2.2 Совершенствование налоговой  системы России

Создание эффективной, сбалансированной налоговой системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового времени, предусмотрено Основными направлениями налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством РФ 07.07.2011 г. www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. (далее - Основные направления). Предложенные мероприятия составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, выработанных в предыдущие годы Шаталов С.Д. Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 гг. // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 18. С. 12.

В 3-летней перспективе 2012 - 2014 гг. приоритеты Правительства РФ в  области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и  долгосрочной перспективе. Основными  целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной  деятельности, в том числе и  путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а  также поддержка инвестиций в  области образования и здравоохранения.

Налоговая политика государства  в указанные годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи  важнейшей задачей Правительства  РФ является создание эффективной и  стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе. Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы (повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества). Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений и ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения См. также: Концепция развития финансового рынка до 2020 года - URL: http://www.raexpert.ru/strategy/aksakov.ppt.. Выделены меры:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала. Планируется дальнейшее снижение  тарифов страховых взносов, совершенствование  амортизационной политики, предоставление  налоговых преференций при осуществлении  социально значимых расходов.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот. Необходимо регулярное  проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот. Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

3. Акцизное налогообложение.  В плановом периоде будет проводиться  периодическая индексация ставок  акциза с учетом реально складывающейся  экономической ситуации, при этом  повышение акцизов на алкогольную,  спиртосодержащую и табачную  продукцию будет производиться  опережающими темпами по сравнению  с уровнем инфляции (приведены  конкретные цифры ставок акцизов,  планируемые к введению в период  до 2015 г.).

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями. Планируется принять ряд решений,  направленных на совершенствование  налогообложения при совершении  операций с еврооблигациями российских  эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов.

Информация о работе Налоговая система в экономике РФ