Налоговая система в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.Структура налогов в развитых странах приведена в табл 1.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Раздел 1. Понятие и функции налоговой системы России……………5
Раздел 2. Налоговая система в экономике РФ…………………………17
Параграф 1.1 Понятие налоговой системы……………………………5
Параграф 1.2 Функции налоговой системы России…………………… 7
Параграф 1.3 Принципы построения налоговой системы…………….15
Параграф 2.1 Элементы российской налоговой системы…………….. 17
Параграф 2.2 Совершенствование налоговой системы России……….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы…………………….…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работы по экономической теории.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создает  условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции  обеспечивается перераспределение  через государственный бюджет части  доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование  стало активно практиковаться, начиная  с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция  осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых  ставок. Налоговое регулирование  оказывает стимулирующее или  сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос  населения. Так, общее понижение  налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную  деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование  играет значительную роль и во внешнеэкономической  деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского  экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Они  реализуются через систему льгот  и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие  налогов реализуется через систему  выборочных льгот, исключений, преференций  при сохранении общих основ и  структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как  правило, с условием их целевого использования  налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального  неравенства. Таким образом, через  регулирующую функцию проявляется  социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении  доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена  обеспечивать и защищать конституционные  права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции  относятся: единый социальный налог, стандартные  налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение  между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство  между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным  слоям и группам населения (многодетным  семьям, пенсионерам, инвалидам и  некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в  отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу  и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

  • Контрольная функция.

Через налоги государство  осуществляет контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, а также за источниками  доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию  налогообложения выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику государства.

  • Поощрительная функция.

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых  механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого  дохода физических лиц  делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или  приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса  РФ налогооблагаемый доход будет  снижаться в связи с другими  социальными расходами: платным  обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет  удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются  противовесы излишнему фискальному  бремени, то есть формируются социально-экономические  механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических  интересов.

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего  начала.

Суть фискальной функции  заключается в обеспечении поступления  необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается  путём участия государства в  воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные  отрасли, усиления или ослабления процессов  накопления капитала в различных  сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.[6]

1.3 Принципы построения  налоговой системы

Принципы построения налоговой  системы государства обсуждаются  практически с тех пор, как  возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.[8]

В современных условиях могут  быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  • Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  • Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  • Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  • Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  • Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  • Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  • Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  • Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  • Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  • Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  • Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  • Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.[7]

Реализация принципов  налогообложения в разных странах  осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической  ситуации.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОГО  ОБЩЕСТВА

2.1 Элементы российской  налоговой системы

Существующая российская налоговая система создавалась  на базе опыта зарубежных стран. Благодаря  этому она по общей структуре, системе налогов и принципам  построения в основном соответствует  общераспространенным в мировой  практике системам налогообложения. Это  позволяет учесть все многообразие возможных доходов платежеспособность, т.е. материальное положение; разных групп  населения, смягчить психологически общее: бремя налогов, более гибко воздействовать на общественное производство, его  структуру, темпы роста.[1]

Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: 1) виды налогов и  сборов, взимаемых в РФ; 2) основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее  введенных налогов и сборов субъектов  РФ и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах; 5) формы  и методы налогового контроля; 6) ответственность  за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) их должностных лиц.[1]

В настоящее время налоговая  система России носит относительно централизованный характер. Система  налогообложения, складывающаяся в  той или иной стране, есть результат  воздействия множества факторов. Один из них - форма государственного устройства. Федерация - это сложное  государство по своей структуре  и характеру взаимоотношений  составных частей. Значительной спецификой характеризуется и правовое регулирование самих налогов в федеративном государстве Морозова А.А. Экономические и организационно-управленческие аспекты налогового регулирования // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1-2. С. 126.. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяет и особенности состава и структуры налогообложения Калинина О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты // Финансы и кредит. 2011. № 3. С. 43..

Информация о работе Налоговая система в экономике РФ