Налоговая система Беларуси: направления упрощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат

Краткое описание

Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного

банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-

ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,

именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-

рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-

фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-

чивает занятость среди женского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Беларуси).docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

 

2  Рабочая  группа  под  руководством  заместителя   Премьер-министра  Беларуси А.В.Кобякова  создана  в  

 

 

 

2006 г. для  совершенствования   административных  процедур  и   стимулирования  развития  предприни- 

 

мательства в стране.  

 

3  В 2007г. министерство  по сути дела  на одинаковых  условиях формировало два   различных фонда —  

 

 

 

строительной  науки  и  инновационный  фонд,  причем  второй —  по  повышенным  нормативам  отчисле-

 

ний, установленных Указом президента от 4 августа 2006 г. №499 «О некоторых  мерах по обновлению 

 

основных средств в  строительной отрасли». 

 

4 Указ  президента  Республики  Беларусь  от 7  июня 2007  г. №  265 «О  Государственной  комплексной  

 

 

 

программе  развития  регионов, малых  и  средних  городских  поселений  на 2007-2010  годы» и  декрет 

 

президента  Республики  Беларусь от 20 декабря 2007  г. № 9 «О  некоторых  вопросах  регулирования 

 

предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов». 

 

 

 

                                                   6 

 

 

 

 

----------------------- Page 7-----------------------

 

                                                 5

 

предприятий. Согласно декрету  №1   в  Беларуси для  вновь  создаваемых  в  ма-

 

лых  городах  коммерческих  организаций,  в  том  числе  с  иностранными  инве-

 

стициями,  предусмотрена  возможность  не  уплачивать  отдельные  налоги  и 

 

сборы. С 1  апреля 2008  г. эти  МСП  освобождены  от  исчисления  и  уплаты  на-

 

лога  на  прибыль  и  сбора  в  фонд  поддержки  сельхозпроизводителей  при  реа-

 

лизации  товаров ( работ, услуг) собственного  производства. Эти  предприятия 

 

освобождаются  также  от  ряда  других  налогов  и  сборов.  Кроме  того,  новые 

 

предприятия  и  новые  компании  с  иностранными  инвестициями  на 5 лет  осво-

 

бождаются  от  обязательной  продажи  части  инвалютной  выручки  от  реализа-

 

ции  товаров ( работ, услуг) собственного  производства,  в  том  числе  от  сдачи 

 

имущества  в аренду. 

 

 

 

Таким  образом,  налоговое  законодательство,  пусть  и  очень  медленно,  но  ме-

 

няется.  Безусловно,  налоги  в  Беларуси  чрезмерно  высоки,  а  порядок  их  ад-

 

министрирования  для  предприятий  сложен  и  дорогостоящ. Соответственно,  и 

 

МНС, и  Министерству  финансов, и  Рабочей  группе  под  руководством А. Кобя-

 

кова  предстоит  проделать  много  работы  для  того,  чтобы  сравнять  налоговую 

 

нагрузку  и легкость уплаты  налогов  в  нашей стране с аналогичной  в странах-

 

соседях.  Если  же  ставится  амбициозная  задача  войти  в  двадцать-пятьдесят 

 

лучших  стран  по  качеству  делового  климата,  работы  и  пространства  для  по-

 

настоящему  значительных  изменений  еще  больше.  Пока  руководители  МСП, 

 

хоть  и  справедливо  отмечают  прогресс, однако  по-прежнему жалуются  на до-

 

рогостоящее администрирование  налогов. 

 

 

 

3.2. Основные проблемы налогообложения  

 

 

 

Налогообложение является одной  из самых актуальных  проблем  для  МСП  Белару-

 

си  на  протяжении  ряда  последних  лет. Так,  согласно  исследованиям  Исследова-

 

тельского  центра  ИПМ,  налоговая  система  занимает  лидирующее  положение  в 

 

списке основных барьеров для ведения бизнеса (табл. 4). 

 

 

 

         Таблица  4. Распределение ответов на вопрос  «Какие внешние  

 

               (не зависящие от предприятия)  факторы мешают Вам  

 

                            в успешном ведении бизнеса?»  (%) 

 

 

 

                                                               «1» – это не имеет значения,  

 

                                                                                                    средний  

 

                                                                 «5» – это очень мешает. 

 

                                                                                                      балл 

 

                                                          1        2        3        4        5 

 

Налоговая система (высокое  налоговое бремя, сложная 

 

                                                         4.2      7.0      18.7    26.2     43.9      4.0 

 

система налогов и других обязательных платежей 

 

Бюрократические барьеры  и ограничения (регистрация, 

 

разрешения, лицензии, отчётность, большой докумен-       4.6      6.8      20.2    27.1     41.3      3.9 

 

тооборот и т.п.) 

 

Проверки и штрафы                                        7.3      8.9     20.5     27.4     35.8      3.8 

 

 

 

Источник: Исследовательский  центр ИПМ (2007), Бизнес в Беларуси 2007. Состояние, тенденции, перспективы. 

 

 

 

На  те  или  иные  проблемы  с  налогообложением  жалуются  практически  все  опро-

 

шенные  предприниматели.  Из  представленной  ниже  таблицы  хорошо  видно,  что 

 

для   большинства   предпринимателей   проблема   налогообложения   не   сводится 

 

только  к  высоким  налогам (хотя  платить  как  можно  меньше  налогов является  ес-

 

тественным стремлением  предпринимателей  в любой стране) – респонденты чаще 

 

всего  жалуются  также  на  чрезмерное  количество  налогов,  сборов  и  отчислений, 

 

нестабильность   и   противоречивость   налогового   законодательства,   сложность 

 

(трудоемкость расчетов) (таблица  5). 

 

 

 

                                                 

 

5 Декрет  №1 от 28 января 2008  г. «О  стимулировании  производства  и  реализации товаров ( ра-

 

 

 

бот,  услуг)».  Положения  декрета  распространяются  на  населенные  пункты  с  численностью 

 

населения до 50 тыс. чел.  

 

 

 

                                                      7 

 

 

 

 

----------------------- Page 8-----------------------

 

                         Таблица 5. Основные проблемы в  области  

 

                               налогового законодательства (%) 

 

 

 

                                                                                               

 

                                                                 Оценка сложности проблемы 

 

                                                                (1 – это не является проблемой,         Средний  

 

                                                              5 – это очень серьезная проблема)          балл 

 

 

 

                                                             1        2        3        4        5 

 

Большое количество разных налогов                            4.3    24.1     29.6     23.3     18.6       3.36 

 

Суммарные размеры налогов (налоговое бремя)                  4.0     20.2    34.0     19.4     22.5       3.28 

 

Нестабильность налогового законодательства, постоян-

 

ные изменения                                                7.1    25.8     35.3     16.7     15.1       3.19 

 

Большое количество сборов и  отчислений (во внебюд-

 

жетные фонды, на поддержание  инфраструктуры и пр.)           9.9     24.1    36.8     19.0     10.3       3.07 

 

Противоречивость налогового законодательства                 4.7    24.5     33.6     21.7     15.4       3.06 

 

Сложность расчета налогов                                    5.6    31.3     27.0     24.2     11.9       2.96 

 

Большие затраты времени  и сил на расчет налогов             27.5    36.3     21.1     12.4      2.8       2.86 

 

Необходимость ежемесячно отчитываться по всем (даже 

 

неуплачиваемым) налогам                                     18.6    34.4     31.2     11.1      4.7       2.81 

 

Низкий уровень компетентности работников налоговых 

 

органов (незнание законодательства и пр.)                   11.5     31.0    32.9     14.3     10.3       2.49 

 

Трудности с получением информации о налогах                  8.0    31.1     37.5     13.5     10.0       2.27 

 

 

 

Источник: Козаржевский  П., Ракова  Е. (2007). Регуляторная среда  и тенденции  развития  малых  и средних  пред-

 

приятий  Беларуси  в  «Частный  бизнес  Беларуси: внешние  и  внутренние  факторы развития» (под  ред. П. Козар-

 

жевского и Е. Раковой). 

 

 

 

Многие  предприниматели  подчеркивают, что они хотят  полностью  уплачивать  все 

 

необходимые  налоги. Однако  часто  это  практически  невозможно  из-за  того,  что 

 

никто –  ни  налоговые  органы, ни  предприниматели –  не  в  состоянии  отследить  и 

 

правильно интерпретировать все требования, существующие в настоящий  момент. 

 

В  первую  очередь,  это  касается  различных  нормативов  и  инструкций  в  области 

 

расчета  затрат. Кроме  того,  необходимость «продираться»  через  неясные  и  про-

 

тиворечивые  бухгалтерские  требования  ложится  бременем  на  плечи  бизнеса, от-

 

влекая  значительные  материальные  и  нематериальные  ресурсы. Так,  предприни-

 

матели вынуждены нанимать целую армию бухгалтеров, количество которых в ра-

 

зы превосходит необходимое  предприятиям малого и среднего бизнеса  в соседних 

 

странах.  Практически  ни  одно,  даже  самое  маленькое,  предприятие  не  может 

 

обойтись без бухгалтера, работающего на полной ставке. 

 

 

 

При  этом  проблемы  администрирования  налогообложения  –  расчета  и  отчета  по 

 

всем  имеющимся  налогам  –  является  наиболее  актуальной  для  малых  частных 

 

предприятий. Как показали наши исследования, именно налоги –  не столько даже 

 

суммарное  налоговое бремя (хотя  и это  имеет значение) – сколько  необходимость 

 

отчитываться  по  всем, даже  неуплачиваемым,  налогам  является  препятствием  и 

 

объясняет  нежелание  части  индивидуальных  предпринимателей (ИП) регистриро-

 

вать  юридическое лицо. Таким  образом, реформа упрощенной  системы  налогооб-

 

ложения  и  ее  популяризация  является  важным  направлением  деятельности  пра-

 

вительства.  Последние  изменения  в  системе  упрощенного  налогообложения  яв-

 

ляются прогрессивными и  полезными для многих МСП. Однако сами предпринима-

 

тели  говорят,  что  упрощение  в  виде  уплаты  10%  с  оборота  –  это  по-прежнему 

 

много (они выступают за ставку 8%). 

 

 

 

3.3. Легкость уплаты налогов:  эмпирические данные 

 

 

 

В  целом, все  проблемы  налогообложения  в  Беларуси  можно  разделить  на  четыре 

 

группы: 

 

 

 

1.     Сложность,  нестабильность и противоречивость  налогового законодательства; 

 

 

 

2.     Высокое налоговое  бремя; 

 

 

 

3.     Недостаток  информации  и  незнание  отдельных   положений (и/или  нововведе- 

 

       ний)  налогового законодательства самими  работниками налоговых инспекций; 

 

 

 

4.    Администрирование   налогов (большие затраты  времени   и  ресурсов  на  расчет 

 

       налогов,  отсутствие электронного документооборота). 

 

 

 

                                                        8 

 

 

 

 

----------------------- Page 9-----------------------

 

По  всем  этим  направлениям  необходимы  изменения,  если  ставится  задача  улуч-

 

шения  условий  для  ведения  бизнеса. И  хотя,  как  уже  отмечалось,  в  области  не-

 

стабильности  и  противоречивости  налогового (и  бухгалтерского) законодательст-

 

ва  достигнут  определенный  прогресс,  для  выхода  на  международный  уровень 

 

многое еще предстоит  сделать. Правительство декларирует  принцип постепенного 

 

снижения  налогового  бремени,  однако  положительные  изменения  в  этом  плане 

 

происходят очень медленно и носят незначительный характер. 

 

 

 

Следует отметить, что третья  и четвертая  группы достаточно сильно  взаимосвяза-

 

ны. Так,  невежливое  и  высокомерное  отношение  со  стороны  работников  налого-

 

вых  инспекций  можно  охарактеризовать  фразами  участников  фокус-групп: «Чи-

 

тайте, там [на  стендах  ИМНС] все  написано» или «Вы  не так  поняли, что  мы  вам 

 

написали». 

 

 

 

Сложность  и зарегулированность  налогового законодательства, частые  изменения 

 

в  нем  приводят  к  росту  количества  бухгалтеров  в  стране. В  результате, что  и  до-

 

казывает   исследование   Всемирного   банка,   становится   актуальной   четвертая 

 

группа  факторов. У  белорусских  предприятий  растут  транзакционные  и  вменен-

 

ные  издержки  по  ведению  бизнеса (затраты  времени, сил, ресурсов  все большего 

Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения