Налоговая система Беларуси: направления упрощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат

Краткое описание

Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного

банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-

ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,

именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-

рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-

фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-

чивает занятость среди женского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Беларуси).docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Налоговая система Беларуси: направления упрощения 

 

 

 

 

 

Резюме 

 

 

 

Беларусь занимает одно  из  последних  мест  по легкости уплаты  налогов  по  методологии  Всемирного 

 

банка. Сложная  налоговая  система,  ввысоке  ставки  и  дорогое  налоговое  администрирование  явля-

 

ются основными барьерами  на пути развития частного сектора  и привлечения инвестиций. При  этом, 

 

именно  малые  предприятия  больше  всего  страдают  от  высоких  издержек  по  налоговому  админист-

 

рированию.  В  тоже  время,  мировой  опыт  показывает,  что  упрощение  налоговой  системы  интенси-

 

фицирует  процессы  предпринимательства, в  первую очередь, в  малых  городах, сфере услуг, увели-

 

чивает занятость среди  женского населения. 

 

 

 

В  последнее  время  правительство  страны  сделало  определенные  шаги  по  упрощению  налоговой 

 

системы, однако  много  еще  предстоит сделать. В данной  работе  представлены основные  результаты 

 

и  выводы  исследования  Всемирного банка, а также эмпирические данные, касающиеся легкости уп-

 

латы  налогов  в  Беларуси. Работа  также  содержит  ряд  предложений,  принятие  которых  явилось  бы 

 

значительным стимулом для  развития частного сектора в стране. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

 

 

1. Введение....................................................................................................2 

 

 

 

2. Легкость уплаты налогов:  международный опыт и сопоставления....................2 

 

   2.1. Всемирный банк  и его исследование........................................................2 

 

   2.2. Что и как  реформировать: мировой опыт..................................................4 

 

 

 

3. Налоговая система Беларуси: реализуемые и предлагаемые изменения...........6 

 

   3.1. Изменения в  сфере налогообложения.......................................................6 

 

   3.2. Основные проблемы  налогообложения.....................................................7 

 

   3.3. Легкость уплаты  налогов: эмпирические данные.......................................8 

 

 

 

4. Выводы и рекомендации ............................................................................ 10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

ул. Захарова, 76–88, 220088, Минск, Беларусь 

 

тел./факс +375 17 210 0105 

 

веб-сайт: http://research.by/, e-mail: research@research.by 

 

 

 

© 2008 Исследовательский центр  ИПМ 

 

 

 

Позиция,  представленная  в  документе,  отражает  точку  зрения 

 

авторов, и  может  не совпадать  с  позицией организаций, которые 

 

они представляют 

 

 

----------------------- Page 2-----------------------

 

1. Введение 

 

 

 

Налоги  выполняют  важные экономические функции. Однако, не  подвергая сомне-

 

нию  необходимость  наличия  налогов  и  налоговой  системы,  разные  страны  пыта-

 

ются  найти  способы  построения  эффективной  налоговой  системы.  Современные 

 

контуры такого поиска –  это создание такой налоговой  системы, которая является 

 

необременительной  для  плательщиков  ни  с  точки  зрения  ставок  налогов,  ни  с 

 

точки зрения ее администрирования. В то же  время  вопрос снижения ставок упи-

 

рается  в  вопросы  роли  и  перераспределительных  функций  государства  в  эконо-

 

мике. Такая  реформа требует  значительной  политической  воли  и  ведет  к  серьез-

 

ным  изменениям  в  экономической  политике  страны. Поэтому  зачастую  политиче-

 

ски  более  приемлемой  является  налоговая  реформа,  влияющая  на  легкость (ад-

 

министрирование) уплаты налогов. 

 

 

 

В этом  плане  выделяют электронный документооборот (онлайновое заполнение  и 

 

подача  налоговых  деклараций),  сокращение  числа  уплачиваемых  налогов  и  пе-

 

риода  их  уплаты (ежемесячная, ежеквартальная,  полугодовая  или  годовая  упла-

 

та), упрощение  методик  их  расчета (налогооблагаемой  базы).  Исследование  Все-

 

мирного  банка  показывает,  что  за  последние  три  года  65  стран  улучшили  свою 

 

налоговую  систему. При  этом  снижение  налога  на  прибыль  стало  самой  популяр-

 

ной  реформой.  В  тоже  время,  многие  страны  снизили  налоговую  нагрузку  на 

 

предприятия  путем  упрощения  или  отмены  отдельных  налогов  и  платежей. Меж-

 

дународный  опыт  показывает,  что  упрощение  налоговой  системы  и  движение  в 

 

сторону  большей  прозрачности  в деле уплаты  налогов  ведет  к увеличению  пред-

 

принимательской активности и общему росту налоговых платежей. 

 

 

 

По данным  Всемирного  банка  в 2006  г. Беларусь  по легкости уплаты  налогов за-

 

нимала  последнее  место  в  мире.  Можно  спорить  о  методологии  и  корректности 

 

оценок, однако, вне сомнения, налоговая система  Беларуси сложна, противоречи-

 

ва  и дорога  в  исполнении. Поэтому  цель данной  работы –  проанализировать  ми-

 

ровой  опыт  в  сфере  упрощения  налоговой  системы, текущую  ситуацию  в  области 

 

уплаты  и администрирования  налогов  в  Беларуси  и, на основе эмпирических дан-

 

ных,  предложить  направления  для  позитивных  изменений. Данная  работа  имеет 

 

следующую структуру. Во  втором  разделе анализируется  мировой опыт  на  приме-

 

ре  исследования  Всемирного  банка  и PricewaterhouseCoopers.1  В третьем  разделе 

 

 

 

изучаются  особенности  белорусской  налоговой  системы.  В  четвертом  разделе 

 

приведены основные выводы и  рекомендации в области экономической  политики. 

 

 

 

2. Легкость уплаты налогов:  международный опыт и сопоставления  

 

 

 

2.1. Всемирный банк и  его исследование 

 

 

 

Последнее  исследование  Всемирного  банка «Уплата  налогов 2008»  касается 178 

 

стран  на основе  налоговых  систем стран  мира  в 2006  г. Сравнение  налоговой  на-

 

грузки  и  легкости  уплаты  налогов  происходит  по  следующей  стандартной  схеме. 

 

Сначала оценивается общее  количество налоговых платежей (количество, частота 

 

и  метод  уплаты).  Затем  число  часов,  необходимое  для  подготовки  и  заполнения 

 

налоговых форм (включая электронные (он-лайн) платежи  или  непосредственный 

 

поход  в  налоговую  инспекцию)  для  трех  основных  видов  налогов  и  налоговых 

 

платежей: налога  на  прибыль, НДС (или  налога  с  продаж), налогов  с заработной 

 

платы.  После  этого  рассчитывается  Общий  налоговый  рейтинг,  измеренный  как 

 

процент всех уплаченных налогов  к валовой прибыли. 

 

 

 

                                                 

 

1

 

  World Bank and PricewaterhouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture.  

 

 

 

                                                   2 

 

 

 

 

----------------------- Page 3-----------------------

 

                       Вставка 1. Методология Всемирного  банка  

 

 

 

Расчет  налогов  определяется  по  следующей  схеме. Взята  стандартная (одинаковая для  всех  стран) фирма  с  ог-

 

раниченной ответственностью (пять  владельцев), производящая  цветочные  горшки. Фирма  работает  второй  год, 

 

причем  первый  год  она завершила с убытками. Компания  владеет двумя участками земли (один  в текущем  году 

 

продан  с  целью  получения  прибыли), одним  зданием, офисным  и  производственным  оборудованием  и  грузови-

 

ком (второй взят в лизинг). 

 

 

 

В компании занято 60 работников: 4 менеджера, 8 помощников и 48 рабочих. 

 

 

 

Оборот фирмы – это  ВВП на душу населения, умноженный на 1050 раз. Цены и зарплаты соответствуют  пример-

 

ному уровню каждой страны. 

 

 

 

Расчет налогов сделан на основе существующих в период с 1 января  по 31 декабря 2006 г. налоговых  ставок по 

 

каждой стране мира.  

 

 

 

Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture. 

 

 

 

В  настоящее  время  сложность  налоговых  систем  мира  значительно  варьируется. 

 

Так, в  Гонконге  есть только  четыре  налога  с  очень  низкими  ставками (например, 

 

налог  на  прибыль 17.5%).  В  других  странах,  к  числу  которых  относится  и  Бела-

 

русь, количество  налогов  на  бизнес  превышает 10,  причем  большая  часть  из  них 

 

уплачивается  ежемесячно. Во  многих  странах  все  шире  используется  уплата  на-

 

логов  в  режиме  реального  времени (Швеция, страны  Балтии).  В  тоже  время, со-

 

храняются  и  практики  личного  посещения  главным  бухгалтером  налоговой  ин-

 

спекции (иногда ежемесячного) и заполнения длинных, сложных  пятидесятистра-

 

ничных  форм (Новая  Гвинея, Сирия, Зимбабве,  Беларусь, Украина). Таким  обра-

 

зом, существует значительная разница не только в ставках, но и  в общем админи-

 

стративном бремени. Так, семь  из десяти стран, занимающих  нижние  места  в  рей-

 

тинге легкости уплаты  налогов, должны уплачивать  в среднем  один  налог  в  неде-

 

лю и тратить на это, как минимум, 65 дней в году. 

 

 

 

Следовательно, легкость уплаты налогов в мире варьируется от заполнения одной 

 

формы  по  Интернет  в  Швеции до совершения 124  платежей  в  год  в  Беларуси. Ин-

 

весторы,  внутренние  и  иностранные,  принимают  это  во  внимание. Так,  страны  с 

 

большим  количеством  налоговых  платежей,  имеют  меньшее  количество  создан-

 

ных  и создаваемых  бизнесов (МСП) на душу  населения. И  наоборот, реформа ад-

 

министрирования  налогов  имеет  своим  результатом  увеличение  предпринима-

 

тельской  активности. Так  в  Бразилии,  налоговая  реформа  по  упрощению  уплаты 

 

налогов  привела  к  росту  количества  создаваемых  предприятий  на  13%  уже  на 

 

следующий год. 

 

 

 

Снижение ставок  налогов  также  ведет  к  росту  предпринимательской  активности  и 

 

росту  налоговых  платежей. Примером являются  страны  Центральной  и  Восточной 

 

Европы  (Польша,  Чехия,  страны  Балтии,  Словакия).  Еще  один  вывод  экспертов 

 

Всемирного банка состоит  в том, что страны, упрощающие налоговое  администри-

 

рование, имеют  как  следствие  более  низкую  безработицу  и  рост  занятости  среди 

 

женщин. Объяснение этому  феномену достаточно  простое –  упрощение  налогово-

 

го  администрирования  ведет  к  росту  количества  создаваемых  малых  и  средних 

 

предприятий (МСП), в  первую очередь, в секторе услуг, где  широко  используется 

 

труд женщин. 

 

 

 

В  целом, согласно  Исследованию  Всемирного банка, система легкой уплаты  нало-

 

гов  встречается  в  самых  разных  странах  с  точки  зрения  географии,  социально-

 

экономического  и  политического  развития. В  эту  группу  входят такие  страны  как 

 

Мальдивские  острова, Сингапур, Гонконг, Китай, Объединенные Арабские  Эмира-

 

ты, Оман, Ирландия, Саудовская Аравия, Кувейт, Новая Зеландия. Напротив, наи-

 

более сложно (с точки зрения  времени, усилий  и  пр.) сделать  это  в  Беларуси, Ук-

 

раине,  Конго,  ЮАР,  Венесуэле,  Гамбии,  Боливии,  Ямайке,  Панаме.  В  эту  группу 

 

также  входят  самые  разные  с  географической точки  зрения  страны. Поэтому для 

 

целей сопоставления, на  наш  взгляд, корректнее  сравнивать  Беларусь со страна-

 

ми из нашего региона (странами-соседями), табл. 1. 

 

 

 

                                                     3 

 

 

 

 

----------------------- Page 4-----------------------

 

                      Таблица 1. Рейтинги легкости уплаты  налогов  

 

 

 

                                                                                        Рейтинг легкости уплаты 

 

                                                          Рейтинг легкости уплаты 

 

                                 Рейтинг общей легко-                                  налогов исходя из затрат 

 

                                                        налогов исходя из количест-

 

                                  сти уплаты налогов                                  необходимого для этого вре- 

 

                                                                ва платежей  

 

                                                                                                  мени  

 

Беларусь                                  178                        178                           174 

 

Украина                                   177                        176                           176 

 

Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения