Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики

Содержание

Введение 3
1. Содержание и основные формы налоговой политики государства период кризиса 5
2. Антикризисная налоговая политика зарубежных стран 9
2.1. Налоговая политика США 9
2.2. Налоговая политика европейских стран 15
3. Сравнительный анализ налоговой политики в условиях кризиса в России и в зарубежных странах 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Nszs_Kursovaya_red_Sonya.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Сравнительный анализ налоговой политики в условиях кризиса в России и в зарубежных странах

В России значимые поправки в налоговое законодательство были внесены с целью поддержки налогоплательщиков в сложных экономических условиях. Отдельные изменения частично затрагивают и всю налоговую систему в целом. Большинство изменений, хотя и не все, вступили в юридическую силу с 1 января 2009 г. По мнению доктора юридических наук, профессора Исакова В.Б, наиболее существенные изменения заключаются в следующем[8].

  1. Налог на прибыль организаций:

Общая ставка налога на прибыль  была снижена с 24 % до 20 %. Амортизационная  премия в отношении амортизируемого имущества со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10 % до 30 %. Однако вычет, примененный по данному основанию, должен быть восстановлен, если основные средства, введенные в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г., будут проданы в течение 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию. К тому же, был отменен понижающий коэффициент амортизации в отношении пассажирских легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью до 600 000 руб. и 800 000 руб. соответственно. Был увеличен предельный размер процентов по долговым обязательствам, уменьшающим налогооблагаемую базу, в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. Был расширен перечень расходов на имущественное страхование, уменьшающих налогооблагаемую базу, а также отменены некоторые другие количественные ограничения вычитаемых затрат (в частности, в отношении суточных).

  1. НДС:

Ежеквартальный НДС  может быть уплачен ежемесячными платежами вместо единовременной уплаты. Данное изменение применяется к  отношениям, возникшим начиная с 4-го квартала 2008 г. включительно. Отменено требование уплаты НДС денежными средствами (отдельным платежным поручением) при неденежных расчетах с контрагентами (при бартерных сделках, зачете встречных однородных требований или использовании ценных бумаг в качестве средства платежа). Как следствие, соответствующее требование для зачета НДС в таких случаях также отменено. Введено обязательное оформление счетов-фактур продавцами при получении авансовых платежей. Покупатели, в свою очередь, получают право на вычет «входящего» НДС, уплаченного поставщикам вместе с авансовым платежом, при наличии соответствующего контракта, предусматривающего авансовый платеж. Тем не менее, при получении товаров, оплаченных авансом, или в случае расторжения указанного контракта и возврата авансового платежа ранее принятый к вычету НДС

8 Исакова В.Б.//Налоговая политика и пути выхода из кризиса

подлежит восстановлению и уплате в бюджет. «Входящий» НДС  в отношении строительно-монтажных  работ для собственных нужд налогоплательщика  может быть принят к вычету в последний день текущего налогового периода, а не в следующем налоговом периоде как это было ранее.

Налоговые органы получили полномочие выносить решение о частичном  возмещении НДС. В отношении товаров, экспортированных с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., 180-дневный срок для сбора и представления в налоговый орган документов, подтверждающих право на применение 0 % ставки НДС, продлен на 90 дней и составляет в целом 270 дней. Кроме того, экспортеры получили право представлять в налоговый орган реестр таможенных деклараций вместо самих таможенных деклараций.

  1. Налог на доход физических лиц:

Были увеличены размеры некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Помимо этого, впервые в российском Налоговом кодексе появилось требование, чтобы в случае пропуска налоговыми органами установленного законом срока для отмены вынесенного ими ранее решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика, последнему выплачивались проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки. Однако данное положение вступает в силу с 1 января 2010 г.

4. Законодательно закреплено ранее признаваемое только на уровне судебной практики право налогоплательщиков в случае ошибки или искажения налоговой базы подать уточненную налоговую декларацию и таким образом внести изменения в налоговую базу текущего налогового периода, а не предшествующих периодов. Данное положение также вступает в силу с 1 января 2010 г.

5. До 1 января 2010 г. Министр финансов РФ получил полномочие предоставлять отсрочку сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, если задолженность налогоплательщика превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

 

В отличие от России, во Франции произведена коррекция пороговых значений шкал налога на доходы физических лиц в сторону повышения примерно на 3 %. Для физических лиц, доход которых облагается по минимальной шкале, введено освобождение от налога до 2/3 дохода. Освобождена от налогообложения продажа некоторых видов акций стоимостью до 26 000 евро. Инвестиции, осуществленные в период с октября 2008 г. по декабрь 2009 г., освобождались от местного коммерческого налога, взимаемого со стоимости недвижимости и основных средств. С 2010 г. местный налог на бизнес взимается со стоимости недвижимости, а не коммерческого и промышленного оборудования.

Пониженная ставка НДС 5,5 % применяется к некоторым видам ресторанных услуг. Возмещение НДС теперь производится ежемесячно, а не ежеквартально, как это было ранее.

Хотя снижение ставки налога на прибыль было отложено на неопределенное время, тем не менее, в 2009 г. производилось возмещение налога на прибыль по затратам на научно-исследовательскую деятельность в 2005–2007 гг. Так же в 2009 г. перенос убытков на прошлые периоды давал право на возмещение (вместо зачета) соответствующей сумы налога, а инвестиции, осуществленные в 2009 г., не облагались налогом на бизнес. Кроме того, в 2009 г. малые и средние компании смогли принимать к учету убытки зарубежных компаний.

Эти меры являются временными. С появлением прибыли в зарубежных компаниях вычеты будут восстановлены и добавлены к налоговой базе. С другой стороны, ограничено право на уменьшение налоговой базы компаний на суммы выходных пособий, выплачиваемых увольняемым топ-менеджерам («золотых парашютов»). Введен налог на азартные игры.

 

В Германии антикризисные налоговые меры были следующими. Это, в частности, введение метода нелинейной амортизации в отношении основных средств, приобретенных или построенных в 2009–2010 гг., со ставкой амортизации 25 %. Также были расширены условия применения ускоренной амортизации для малого и среднего бизнеса. Объем чистых активов «квалифицирующихся» компаний, подпадающих под данное правило, увеличен с 235 000 евро до 335 000 евро, а уровень прибыли со 100 000 евро до 200 000 евро.

Помимо этого, обсуждалось сужение сферы действия правил по ограничению вычитаемых из налоговой базы процентов. В настоящее время ограничение для вычета процентов в размере 30 % доходов (до вычетов процентов, налогов и амортизации) применяется в случае превышения суммы процентов к вычету суммы в 1 млн. евро. Этот размер предполагается поднять до 3 млн. евро.

Расширялась возможность учета НДС к уплате по фактически полученной выручке. Ранее такая возможность существовала, если выручка в течение года не превышала 250 000 евро. Этот порог был поднят до 500 000 евро с 1 июля 2009 г. и до конца 2011 г.

Наряду с этим, вводились меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов в отношении сделок с резидентами стран, не раскрывающих налоговую информацию. К числу таких мер относится право министерства финансов устанавливать ограничения на вычет платежей компаниям с местом эффективного управления в странах, не раскрывающих информацию; применение налогов у источника; ограничение применения налоговых льгот, предусмотренных немецким законодательством, если такие доходы прямо или косвенно получены из государств, не обменивающихся информацией. Список таких стран включал в основном те страны, с которыми у Германии не существует соглашений об обмене информацией или в договоре об избежании двойного налогообложения отсутствует статья, аналогичная ст. 26 об информационном обмене Модельной Конвенции ОЭСР.

С 1 января 2009 г. увеличены  размеры некоторых освобождений от подоходного налога, а с 1 января 2010 г. взносы на медицинское и социальное страхование вычитаются из налоговой базы в большем размере. Автомобили, зарегистрированные в период с 5 ноября 2008 г. по 30 июля 2009 г., на один год освобождались от налога на моторные транспортные средства.

 

Правительство Великобритании претворило в жизнь курс реформ, анонсированных еще в июне 2007 г. и включающих:

– освобождение от налога большинства входящих дивидендов от резидентных или иностранных  компаний, т.е. независимо от источника их выплаты – внутреннего или иностранного; в то же время получатель дивидендов может отказаться от такого освобождения в целях применения отмененного исключения из правил о контролируемых иностранных компаниях в отношении допустимой политики распределения дивидендов;

– введение так называемого  мирового долгового потолка («worldwide debt cap» – ограничение на списание в расходы процентов, превышающих средние финансовые расходы по всей международной группе компаний);

– изменение режима в отношении контролируемых иностранных компаний (CFC); а также

– замену обязательного  согласования с налоговой службой  определенных сделок с участием зарубежных дочерних компаний на соответствующие  ежеквартальные отчеты.

В Великобритании было принято решение временно снизить ставку НДС с 17,5 % до 15 %. Пониженная налоговая ставка применяется к отношениям, возникшим в период с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2009 г., а с 1 января 2010 г. ставка НДС восстанавливается до 17,5 %. В отношении других пониженных ставок НДС, нулевой ставки и освобождений от налога никаких изменений не предпринималось.

Наряду со снижением  ставки НДС, акцизы на алкоголь и табак вырасли на 2 %, а акциз на бензин с 1 сентября 2009 г. увеличился на £ 0,02 за литр.

Налоговые каникулы по налогу на земельные участки стоимостью до £ 175 000 были продлены до 31 декабря 2009 г. Применительно к налогу на прибыль не произошло изменений налоговых ставок или лимитов. Трехлетний период для переноса убытков на будущее время был также распространен и на прошлое. Иными словами, теперь компании имеют возможность перенести убытки на прошлое время в пределах трех лет, а не одного года, как это было ранее. При этом было установлено максимальное количественное ограничение в размере £ 50 000, что существенно снизило привлекательность данного изменения. Более того, данная возможность могла быть использована компаниями в период с 24 ноября 2008 г. по 2009 г. включительно, а неинкорпорированными бизнесами – в течение 2009–2010 гг.

В отношении основных средств, приобретенных в 2010 г., была предусмотрена возможность ускоренной амортизации, а именно введена амортизационная премия в размере 40 % в течение первого года вместо 20 %, как это было ранее.

Вычет налога, уплаченного  дочерней компанией, при налогообложении дивидендов, получаемых ее участниками, с 22 апреля 2009 г. распространен также и на случаи не менее чем 10 % участия в иностранных компаниях при условии, что сама компания в стране своего резидентства подлежит обложению налогом, схожим с английским налогом на прибыль компаний.

Кроме того, была введена  возможность получения отсрочки в уплате налоговых платежей при  соблюдении некоторых условий, чтобы  компании, временно испытывающие финансовые затруднения с уплатой налогов, все же продолжали вести предпринимательскую деятельность.

Наряду с этим были анонсированы некоторые меры, направленные на предотвращение уклонений от уплаты налогов.

Помимо этого, английский бюджетный закон на 2009–2010 гг. применительно  к налогообложению физических лиц  содержал также следующие положения:

Держателям оффшорных  счетов, имеющим задолженность по уплате налогов, предоставлялась новая возможность задекларировать соответствующие суммы. В марте 2010 г. такая возможность стала недоступной. Налоговая служба также была уполномочена публиковать имена налогоплательщиков, привлекаемых к налоговой ответственности за преднамеренное занижение налогов на сумму более £ 25 000.

С апреля 2010 г. годовой  размер налогового вычета в отношении  средств, инвестируемых на индивидуальные накопительные счета, увеличен до £ 10 200. При этом с 6 октября 2009 г. данный вычет доступен лицам старше 50 лет. Начиная с 2011–2012 было введено ограничение на налоговый вычет в отношении пенсионных взносов применительно к лицам, доход которых составляет £ 150 000 и более. Также были введены правила, препятствующие обходу данного ограничения, нацеленные на пресечение попыток получить наибольший налоговый вычет путем уплаты существенно бóльших пенсионных взносов в период до 2011–2012 гг.

 

В Венгрии в пакете антикризисных мер рассматривалась возможность увеличения ставки НДС с 20 до 25% при сохранении пониженной ставки 18% на основные продукты питания (хлеб, молоко) и услуги по отоплению помещений. С 2009 г. на 5% снижена ставка взносов работодателей в систему социального обеспечения (налог на фонд заработной платы). В 2010 г. предполагалась уменьшение ставки этого налога еще на 2%.

Одновременно предусматривалось также увеличение размера ставки собственно налога с корпораций на 3% при одновременной отмене дополнительного налога (4%). Результатом этого явилось снижение общей ставки налога с корпораций с 20 до 19%. Предполагалось повышение нижней границы доходов физических лиц, облагаемых по максимальной ставке (36%) налогом на доходы с 1,7 млн до 2 млн форинтов, с доведением этого показателя до 2,5 млн форинтов в 2010 г. В целом рассматривалась возможность снижения налогового бремени на 0,5% ВВП в течении пяти лет. К 2010 г. совокупная налоговая нагрузка в этой стране составила 37,6% ВВП.

В декабре 2008 года в Латвии утвержден план макроэкономической стабилизации. В качестве одной из предусмотренных им мер является увеличение стандартной ставки НДС с 18 до 21%, а пониженной ставки – с 5 до 10%. При этом сокращена номенклатура товаров и услуг, облагаемых по пониженной ставке. В частности стандартная ставка теперь должна применяться при реализации медицинского оборудования, медикаментов для ветеринарии, книжной продукции, услуг кабельного телевидения, услуг гостиниц, услуг водоснабжения и канализации и т.д. Предполагалось, что реализация данных мер позволит увеличить налоговые поступления и сократить дефицит государственного бюджета.

В Норвегии в рамках оказания помощи налогоплательщикам – компаниям в период экономического кризиса было предоставлено право отнести для целей налогообложения текущие убытки на предыдущие налоговые периоды. В частности, принятые изменения позволяли возмещать ранее уплаченный ими в 2008-2009 гг. налог с корпораций (ставка 28%) из бюджета в совокупном размере, не превышающем 20 млн. норвежских крон. При этом налогоплательщики были лишены возможности отнесения убытков на будущие периоды. В целях дополнительного стимулирования инновационной деятельности максимальный размер налогового вычета для организаций, осуществляющих НИОКР в рамках реализации проектов, утвержденных Советом Норвегии по исследовательским работам, был увеличен с 4 млн до 5,5 млн крон (для проектов с начальной стадией реализации) и с 8 млн до 11 млн крон (для завершаемых проектов). Кроме того, налоговая скидка на амортизацию машин, автомобилей и т.д., приобретенных в 2009 г., была увеличена для предприятий с 20 до 30%.

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса