Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики

Содержание

Введение 3
1. Содержание и основные формы налоговой политики государства период кризиса 5
2. Антикризисная налоговая политика зарубежных стран 9
2.1. Налоговая политика США 9
2.2. Налоговая политика европейских стран 15
3. Сравнительный анализ налоговой политики в условиях кризиса в России и в зарубежных странах 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Nszs_Kursovaya_red_Sonya.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3 The Budget for fiscal year 2011, Summary tables, p.146

 

2.2. Налоговая политика европейских стран

В последние годы в  Евросоюзе наблюдается тенденция  сокращения общей налоговой нагрузки. Одной из ее причин является глобальный экономический спад. В Европе полагают, что подобная тенденция может сохраниться и в ближайшей перспективе[4].

Различный промышленный и ресурсный потенциал территорий, а также их инфраструктурные различия требуют настройки налоговых систем всех уровней. Это влияет как на национальные, региональные и отраслевые особенности применения налоговых инструментов, так и на налоговую конкуренцию на всех уровнях.

Возникающая непропорциональность реальных доходов различных слоев потребителей наряду с сокращением «излишков» доходов, позволяющих уплачивать налоги, не затрагивая необходимый жизненный минимум[5], также стала причиной изменений роли налоговых инструментов и стратегии их развития, а также применения в условиях финансово-экономического кризиса. Повышение необлагаемого минимума доходов физических лиц приводит к массовому росту потребления и, в свою очередь, стимулирует промышленное производство.

Помимо всегда существовавших различий в проводимых отдельными странами, их территориями и межгосударственными объединениями налоговых политиках в условиях кризиса возникает проблема их более частого, несогласованного и зачастую политически обусловленного изменения. Поскольку роль налоговых инструментов признается большинством стран, изменения, вносимые в налоговые законодательства, носят перманентный характер. Зачастую это приводит к противоречиям.

Однако имеет место  и определенное сходство подходов в  силу общности проблем, требующих разрешения различными публичными субъектами. Например, новые требования к выработке правовых инструментов, в том числе налоговых, предъявило и стремительное развитие технологий инвестирования. Поскольку не подкрепленное соответствующим своевременным стабилизирующим воздействием регуляторов, в том числе налоговых, оно сделало ситуацию во многих экономиках критической. Как следствие, потребовался пересмотр традиционных подходов к взаимодействию налоговых регуляторов и субъектов, осуществляющих правоприменение в сфере налогов[6].

 

  4См.: Воловик Е. Бельгия. Налоговое обозрение от 19.08.2009// Финансовая газета.

Региональный выпуск. 2009. №34.

5Гензель П.П. Налоги СССР. 1926. С.21.

6См.: Казьмин Д., Кравченко Е., Стеркин Ф. Налоги важнее суверенитета// Ведомости. 21.08.2009.

 

Выбор инструментов, которыми государства обеспечивают свои интересы в гораздо большей степени, чем в прошлом десятилетии, стал зависеть от регулирования, осуществляемого другими субъектами мирового экономического пространства, и, более того, от действий отдельных его глобальных участников (промышленных и иных союзов, отдельных корпораций и финансовых групп).

Во многих странах мира на фоне глобального экономического кризиса были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности.

Государства предпринимают  активные попытки изменить негативные тенденции в экономике, в том числе при помощи фискально-налоговых инструментов. С одной стороны, изменения налогового законодательства направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста, а с другой стороны – на повышение бюджетных доходов и ужесточение налоговой дисциплины.

По мнению Р. Р. Вахитова и А.С.Маркова, предпринятые меры не ведут к структурным изменениям налоговой системы или внедрению решений, не использовавшихся ранее, поскольку было бы крайне затруднительно спрогнозировать реакцию бизнеса на такие структурные изменения на фоне экономического кризиса. Более того, это повлекло бы необходимость увеличения издержек, связанных с адаптацией налогоплательщиков к новой налоговой системе, привлечением юридических и налоговых консультантов, внедрением новый автоматизированных решений, что явно не способствовало бы экономическому росту[7].

Государства идут по пути принятия различного рода изменений  налогового режима, которые, с одной стороны, являются стимулом для предпринимателей к определенной активности, а с другой – приемлемы с точки зрения потенциального уменьшения бюджетных доходов.

Основные изменения  затронули прямые налоги на прибыль  или доход. В большинстве стран они были внесены с целью сокращения налогового бремени. Это может говорить о том, что сокращение бюджетного дефицита не является основной проблемой, либо осуществляется путем увеличения неналоговых доходов (напр., от приватизации) или посредством сокращения публичных расходов.

Анализ предпринятых изменений позволяет предположить, что большим приоритетом для государств является замедление экономической рецессии и стимулирование существующего, но ограниченного экономического роста. На

7 Р. Р. Вахитов, А.С.Марков// Изменение условий налогообложения в 2008–2009 г.г. в России и зарубежных странах.

фоне глобального кризиса  риск возрастания бюджетного дефицита за счет увеличения государственного долга, потери инвестиционной привлекательности

государства в целом, возможных санкций в отношении стран Евросоюза в связи с превышением пределов бюджетного дефицита представляется правительствам менее существенным.

В части налогообложения  прибыли изменения в основном коснулись возможности и способов учета затрат для целей налогообложения доходов. В частности, были повышены нормы амортизации, периоды для переноса убытков на будущее или в прошлое (Великобритания), разрешено учитывать затраты в целях налогообложения прибыли на более ранних стадиях (Китай). Данные изменения свидетельствуют о готовности государств на сокращение бюджетных доходов с целью стимулирования предприятий к усилению и поддержанию экономической активности.

Некоторые изменения  предпринимались в целях поддержки определенных отраслей экономики, в частности компаний, инвестирующих в научные исследования и разработки (например, в Китае), малого и среднего бизнеса и сектора недвижимости. Предполагается, что поддержка предприятий инновационного, малого и среднего бизнеса вносит свой вклад в повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики, в то время как поддержка сектора недвижимости направлена на сохранение отрасли, наиболее пострадавшей во время кризиса.

Некоторые страны приняли  решение снизить ставку НДС (Великобритания, Франция, Португалия, Турция) и налога на прибыль (Турция, Нидерланды). Многие страны понизили ставку НДС в отношении отдельных товаров или услуг.

Снижение налогового бремени на доходы замечено применительно  к отдельным отраслям экономики, например, в отношении сектора  недвижимости.

Расширился спектр налоговых  льгот по налогу на прибыль (в Японии) и НДС (в Таиланде). Снижение налоговых ставок по прибыли или расширение соответствующих налоговых льгот, с одной стороны, снижает налоговое бремя на бизнес, т.е. воздействует на производственную составляющую экономики, в то время как изменение ставки НДС как налога на потребление, в свою очередь, нацелено на стимулирование спроса на определенные товары и услуги и на сокращение расходов конечных потребителей.

В ряде стран, в частности, в Испании, изменения были предприняты в области исполнения налоговых обязательств. Здесь заметны положительные для налогоплательщиков изменения наряду с нововведениями, направленными на повышение налоговой дисциплины и усиление борьбы с уклонениями от уплаты налогов. Налоговые послабления в виде отсрочки от уплаты налогов, сокращения авансовых налоговых платежей, ускоренного возврата НДС (Испания, Франция), снижения ставки процентов за просрочку налоговых платежей (Китай) относятся к первой группе.

Фискальные меры второй группы нацелены на повышение бюджетных доходов в рамках уже существующей налоговой системы. Так, последствия неполного декларирования дохода в связи с фиктивными сделками (как например, в США), или сделками с резидентами оффшорных и непрозрачных в части информационного обмена юрисдикций (Германия) стали более обременительными. Иными словами, законодатель в этих странах пошел на своего рода «компромисс» с налогоплательщиками – усиление контроля за исполнением налогового законодательства вместо радикального изменения налогового бремени.

В целом, предпринимаемые  меры налогового стимулирования могут быть сгруппированы по следующим нескольким категориям, более подробно описанным ниже. Остальные налоговые инициативы также касаются стимулирования малого и среднего бизнеса, занятости, жилищного строительства, научно-исследовательской деятельности, ускорения амортизации и введения налоговых льгот в отношении экологически благоприятных технологий и решений.

Ускоренная  амортизация

Данная мера в том  или ином виде предпринята во многих странах, включая Францию, Германию, Великобританию. Основная цель данной инициативы заключается в ускорении отдачи от вложений в развитие производства для бизнеса. Кроме того, предполагается, что данная мера также послужит стимулом к осуществлению необходимых инвестиций и вложений в течение периода действия соответствующих изменений. Некоторые страны пошли на улучшение в части амортизационной премии. К примеру, в Великобритании размер амортизационной премии увеличился с 20 % до 40 % для отдельных видов имущества. В отдельных случаях малый и средний бизнес получит повышенные амортизационные льготы, как например в Германии.

Перенос убытков  на будущее или в прошлое

Изменения положений  касательно переноса убытков были предприняты, в частности, во Франции и Великобритании. Где-то был увеличен период для переноса убытков, где-то были введены новые положения или увеличен количественный потолок переноса убытков. В итоге, вместе с возможностью ускоренной амортизации предприятия, в частности, бывшие достаточно прибыльными в предыдущие периоды, получили интересный экономический стимул.

Иногда вместе с расширением  возможности для переноса убытков  шли и существенные ограничения соответствующих льгот. К примеру, в Великобритании период для переноса убытков в прошлое был увеличен с 1 года до 3 лет, однако было введено суммовое ограничение в размере £ 50 000. Во Франции был разрешен немедленный возврат переплаты по налогу, образовавшейся за счет переноса убытков на прошлое, однако введены ограничения на случай, если суммы налога, подлежащие возврату, существенно превысят налог, отраженный в налоговой декларации.

Снижение ставки налога на прибыль компаний

В период с 2000 г. по 2009 г. 90 % стран – участниц ОЭСР снизили свои налоговые ставки по налогу на прибыль компаний.

Продолжение общемировой  тенденции к снижению налоговой нагрузки на бизнес позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на экономические трудности, межгосударственная конкуренция на рынке труда и инвестиций продолжается, и государства полагают, что низкие налоговые ставки на прибыль оказывают поддержку бизнесу, стимулируют общий спрос и поощряют инвестиции. С другой стороны, понижение налоговой ставки также снижает и привлекательность таких налоговых мер, как ускоренная амортизация и перенос убытков, а также снижает стоимость отложенных налоговых активов, хотя и понижает обременительность отложенных налоговых обязательств.

Налоговые льготы для научно-исследовательской деятельности

С целью дополнительного  стимулирования компаний к сохранению их инвестиционной и инновационной  активности многие страны, включая Францию, расширяют налоговые льготы в отношении научно-исследовательской деятельности. Наиболее распространенным способом стимулирования является увеличение соответствующих налоговых вычетов. Иногда имеет место введение положений, повышающих возможность переноса затрат в прошлое или ускоренное возмещение налога (как например во Франции), а также некоторые другие специфические меры. Правда, иногда конкретные преимущества в отношении научно-исследовательской активности предоставляются только малому и среднему бизнесу.

Косвенное налогообложение

Многие страны стараются  поддержать спрос путем снижения стоимости товаров и услуг за счет временного снижения косвенных налогов, в частности, НДС. Так, во Франции и Англии были предприняты определенные меры в области косвенного налогообложения. Иногда пониженная ставка устанавливается в отношении конкретных товаров или услуг, например во Франции и Чехии. Другая предпринимаемая мера заключается в отложении планируемого увеличения ставки (как в Нидерландах и Швейцарии) или в ускорении возмещения НДС (как во Франции и Бельгии).

 

 

Налогообложение доходов граждан

На фоне роста безработицы  и падения потребительской уверенности  во многих странах предпринимаются меры поддержания налогоплательщиков – физических лиц. По данным ОЭСР, объем поддержки налогоплательщиков-граждан в денежном выражении превышает аналогичные меры в отношении компаний более чем в три раза. С одной стороны, основной целью данных мер является стимулирование спроса путем увеличения посленалоговых доходов населения. С другой стороны, эффективность такой поддержки вызывает сомнение, поскольку исследования показывают, что в условиях пониженной потребительской уверенности увеличившиеся налоговые возмещения расходуются, прежде всего, на сбережения или выплату долгов, а не на потребление.

Тем не менее, многие страны, включая Великобританию, предпринимали соответствующие меры, прежде всего в виде увеличения всевозможных налоговых вычетов (как например, в Швейцарии), а также уменьшения налоговых ставок для налогоплательщиков с наименьшим доходом. Иногда также имеет место сокращение взносов на обязательное социальное страхование и введение соответствующих налоговых вычетов или возврат налога. С другой стороны, в Англии, к примеру, усилилась налоговая нагрузка на физических лиц с высокими доходами.

Тем не менее, множество  налоговых инициатив, предпринятых правительствами различных стран  на фоне глобальной экономической рецессии, в скором времени могут быть свернуты, поскольку странам придется решать проблемы возросшего дефицита бюджетов. В итоге повышение налогообложения во многих странах может сказаться, в частности, следующим образом.

Значительное повышение  налогового бремени для многонациональных компаний и физических лиц не только в связи со свертыванием различных налоговых инициатив, но и в связи с повышением налоговых ставок. Латвия и Литва уже дважды повысили ставку НДС и близки максимальной 25 % ставке, допустимой в ЕС. Ожидается, что ставка НДС в Великобритании достигнет 20 % в ближайшие несколько лет.

Дальнейшее усложнение правил уплаты налогов для многонациональных компаний, приводящее к увеличению издержек глобального исчисления налогов и применения налогового законодательства в связи с множеством изменений. Дальнейшая миграция компаний в более благоприятные юрисдикции. Возможная задержка экономического подъема после рецессии в таких странах, как Великобритания и Германия.

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса