Налоги и налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……...………………………………………………....…………….1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ
1.1 Налог………………………….……….……………………..………………..4
1.2 Элементы налогообложения………………….…………..……………........4
1.3 Налоговые ставки. Кривая Лаффера……..……………………………….....5
1.4 Субъект налогообложения ………………………….……………………….7
1.5 Роль налогов……………………………………………………………..……7 2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
2.1 Виды налогов по уровням управления…………………………………..…10
2.2 Виды налогов по характеру налогообложения………………..…………..10
2.3 Виды налогов по принципу целевого использования ………………….....10
2.4 Виды налогов по характеру налогообложения……………………………11
2.5 Общие сведения об основных налогах в РФ…………………………….…13 3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Налоговый механизм и его структура………………………………...……15
3.2 Цели налоговой политики……………..……………………………....…....16
3.3 Особенности налоговой политики в РФ………...…………………………19
3.4 Основные проблемы в налогообложении РФ...…...……….…..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…………….....27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..………………………………...…………....28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………….................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

В) политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.

 

3.3 Особенности налоговой политики в РФ

 

На данный момент налоговая  система Российской Федерации построена  на следующих принципах:

1) приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

2) достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает;

3) создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные;

4) наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства;

5) разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;

6) установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах;

7) определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия. Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Налоговая политика в  РФ на 2013 год будет проводиться  следующим образом:  выравнивание налоговой нагрузки на газовую и  нефтяную отрасль, а также изъятие 80% доходов Газпрома, получаемых в  связи с ростом оптовых цен  на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции; проработка вопроса о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой НДПИ по таким проектам; подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экс порта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые.

Кроме того, налоговая  система будет совершенствоваться за счет введения налога на недвижимость и повышенного обложения «престижного потребления» [4].

К основным недостаткам  современной налоговой системы  можно отнести следующие: нестабильность налоговой политики;  чрезмерное налоговое бремя, возложено на налогоплательщика; уклонение от уплаты налогов юридическими лицами; чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к потерям бюджета. Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики; отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики; эффект инфляционного налогообложения; чрезмерный объем начислений на заработную плату; единая ставка налога на доходы физических лиц, т.е. лица с высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения – его справедливость, кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

   Ряд других недостатков  проводимых в России налоговой  политики относятся: ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме); перенос основного налогового бремя на производственные отрасли; тенденция к расширению доли прямых налогов

исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т.д.).

 

3.4 Основные проблемы в налогообложении РФ

 

В принципе любая налоговая система  должна основываться на следующих принципах:

1) уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, т.е. с учетом  уровня доходов. Налог с дохода  должен быть прогрессивным, стимулирующим  расширение производства;

2) необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации;

3) обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа;

4) система и процедуры выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

5) налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим условиям;

6) налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом  государственной экономической  политики.

Этими принципами должно руководствоваться  любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт и не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому с первых дней действия налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве, к сожалению, до сих пор приводят к еще большей нестабильности, противоречивости и запутанности. Несмотря на все сказанное, в последнее время в действующем налоговом законодательстве появляются и положительные моменты.

Проблемы: во-первых, сохраняется значительный нефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части;

во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно;

в-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств;

в-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств;

в-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

в-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются;

в-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов;

Исходя из вышенаписанного мы понимаем, что государство  сталкивается с  необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджет всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы в налоговой сфере позитивных сдвигов добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

− не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

− переход на «плоскую» шкалу  налога на доходы физических лиц не привел к выводу из тени значительных объемов заработный платы;

− введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному  страхованию, создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования. Большой резерв для  налогообложения сосредоточен в теневой экономики, но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу [5].

Возможные варианты решения:

1) комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого необходимо принять два политических решения: - существенно уменьшить налоговую нагрузку, путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей и одновременно обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом;

2) повышение уровня справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, а также отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключение из самих механизмов применение налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

3) упрощение налоговой системы путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов;

4) обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Должно быть установлено на федеральном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов, а также их ставок. Также необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций;

5) изменение структуры налогов за счет постепенного отказа от тех, которые дополнительно облагают прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций;

6) совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка снижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать её в полном объеме, т.к. чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставки налога, поэтому бюджетные поступления не сократятся;

7) снижение ставок НДС, акцент на налогах удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы. К их числу относятся дивиденды, любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая перераспределение ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых форма и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы высшим руководителям компаний;

Информация о работе Налоги и налоговая политика