Налоги и налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……...………………………………………………....…………….1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ
1.1 Налог………………………….……….……………………..………………..4
1.2 Элементы налогообложения………………….…………..……………........4
1.3 Налоговые ставки. Кривая Лаффера……..……………………………….....5
1.4 Субъект налогообложения ………………………….……………………….7
1.5 Роль налогов……………………………………………………………..……7 2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
2.1 Виды налогов по уровням управления…………………………………..…10
2.2 Виды налогов по характеру налогообложения………………..…………..10
2.3 Виды налогов по принципу целевого использования ………………….....10
2.4 Виды налогов по характеру налогообложения……………………………11
2.5 Общие сведения об основных налогах в РФ…………………………….…13 3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Налоговый механизм и его структура………………………………...……15
3.2 Цели налоговой политики……………..……………………………....…....16
3.3 Особенности налоговой политики в РФ………...…………………………19
3.4 Основные проблемы в налогообложении РФ...…...……….…..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…………….....27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..………………………………...…………....28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………….................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

                                               Налоги и налоговая политика

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……..……...………………………………………………....…………….1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ           

1.1 Налог………………………….……….……………………..………………..4

1.2 Элементы налогообложения………………….…………..……………........4

1.3 Налоговые ставки. Кривая Лаффера……..……………………………….....5

1.4 Субъект налогообложения ………………………….……………………….7

1.5 Роль налогов……………………………………………………………..……7        2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

2.1 Виды налогов по уровням  управления…………………………………..…10

2.2 Виды налогов по характеру налогообложения………………..…………..10

2.3 Виды налогов по принципу целевого использования ………………….....10

2.4 Виды налогов по характеру налогообложения……………………………11

2.5 Общие сведения об основных налогах в РФ…………………………….…13  3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

3.1 Налоговый механизм  и его структура………………………………...……15

3.2 Цели налоговой политики……………..……………………………....…....16

3.3 Особенности налоговой политики в РФ………...…………………………19

3.4 Основные проблемы в налогообложении РФ...…...……….…..21  ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…………….....27                               ПРИЛОЖЕНИЯ………………………..………………………………...…………....28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………….................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Для  России, в переходный период, налоги являются важнейшим элементом  государственного регулирования экономики, за счет которых и происходит выполнение государственных функций (содержание государственного аппарата, выполнение социальных программ, оборона страны и т.п.).

 Поэтому в данной курсовой  работе мы постараемся раскрыть  смысл понятий “налог”, “налоговая  политика” и сопутствующих  им понятий. Узнаем основные направления современной налоговой политики, ее цели, проблемы и возможные пути решения.

 

 

1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ

 

1.1 Налог

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований [1]. Однако налог будет считаться установленным лишь в том случае, если будут определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

 

1.2 Элементы налогообложения

 

Элементы налогообложения: 1) объект  налогообложения – это реализация (продажи) товаров, работ и услуг. С 2002-го года реализацией также считается передача от одного лица другому имущественных прав;

2) налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения; денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению;

3) налоговый  период  -  период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

4) налоговая  ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от объекта налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными;

5) порядок  исчисления  налога - порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения;

6) порядок  уплаты  налога - порядок внесения или перечиссления налоговых платежей в бюджет;

7) сроки  уплаты  налога - календарная дата, установленная, в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога.

 

1.3 Налоговые ставки. Кривая Лаффера

 

Налоговые ставки в процентном выражении составляют: 

0% - устанавливается при  реализации товаров, работ, услуг, указанных вп.1 ст. 164 Налогового кодекса РФ;

10% - устанавливается при реализации товаров, работ, услуг, указанных в п.2 ст. 164 Налогового кодекса РФ;

18% - устанавливается в  случаях, не указанных в п.п. 1 , 2 и 4 ст.164 Налогового кодекса РФ.

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров, (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 Налогового кодекса РФ, при удержании налога налоговыми агентами, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п.3 ст. 154 Налогового кодекса РФ, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФГ а также в тех случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение соответствующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18/ 118 или 10/110).

Расчетная налоговая  ставка 15,25% применяется в случаях, указанных в п.4ст, 158 Налогового кодекса РФ.

Как было уже сказано выше (глава 1 пункт 1.2) налоговые ставки делятся на  твердые (специфические) или процентные (адвалорные), пропорциональные или прогрессивные, регрессивные. Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа). Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Регрессивные средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Американский экономист  А. Лаффер установил и показал  с помощью графика зависимость  доходов бюджета от налоговых ставок на прибыль и зарплату. Кривая Лаффера показывает, что существует оптимальный уровень налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются. В случаях, когда этот уровень выше оптимального, эффективность налогообложения падает. На кривой Лаффера (Рисунок 1): t - средний уровень налоговых ставок, Д - среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государству достигают максимума (Д2). Предположим, что налоговые ставки снижены с уровня t1 до t2. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики станет временное падение объема налоговых поступлений, но в долгосрочном периоде улучшатся условия инвестирования, вырастет производство, занятость, а вслед за этим - масса доходов, подлежащих налогообложению. Начнут расти и доходы государства (Д2 > Д1).

Признаки по которым  можно понять не превышена ли критическая  точка налогообложения: а) при очередном  повышении налоговой ставки или увеличения числа налогов поступления в бюджет растут непропорционально медленно или вообще сокращаются; б) снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, снижается уровень и качество жизни домохозяйств; в) растет теневая экономика, одной из характерных черт которой является уклонение от уплаты налогов.

 

Рисунок 1.1 – Кривая Лаффера выражающая зависимость величину налоговых поступлений от величины налоговых ставок.

 

 

1.4 Субъект налогообложения

 

Субъектом налогообложения (налогоплательщиком) называются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).

 

1.5 Роль налогов

 

В настоящее время  в экономике нет единой определенной точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще четыре функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Также можно назвать дестимулирующую (установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов), воспроизводственную (предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.), стимулирующую подфункцию. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Поэтому разграничение налогов на функции в большей мере условно –   они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

Налоги являются основным источником формирования государственного бюджета. В доходах государства они  составляют от 80 до 90 %. В 2011 году доходы федерального бюджета РФ составили 11 367 652 622,6 тыс. рублей. Например: За счет налогов на прибыль - 342 601 799,4 тыс. рублей. За счет налогов на товары, реализуемые на территории РФ – 1 985 020 404,9 тыс. рублей, за счет  налогов на товары, ввозимые на территорию РФ – 1 543 752 871,8 тыс. рублей [2]. В этом проявляется фискальная функция налогов.   

Регулирующая (экономическая) функция  налогов заключается в использовании налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействии на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения:

а) стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений;

б) дестимулирующая подфункция  направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов;

в) воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Эту функцию иногда называют еще распределительной. Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений.

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

 

 Систематизация нужна для упорядочения знаний о различных видах налогов. (Классификационные признаки и группировка налогов по ним представлены в приложении А)

       

2.1 По уровням управления

 

Согласно пункту 1 статьи 12 главы 2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются 3 вида налогов и сборов – федеральные, региональные и местные.  Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 7 федеральных, 3 региональных и 2 местных (Приложение Б)

 

2.2 По характеру налогового изъятия

 

а) прямые -  налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.

б) косвенные - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины, экологический налог.

 

2.3 Виды налогов по принципу целевого использования

 

а) маркированные (специальные) – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы) и не могут расходоваться на другие цели;

Информация о работе Налоги и налоговая политика