Выездная проверка как форма контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах1.

Содержание

Введение
Глава I. Правовая природа налогового контроля
1.1 Налоговый контроль как функция налогового органа
1.2 Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству
Глава II. Камеральная проверка как форма налогового контроля
2.1 Сущность и значение камеральной налоговой проверки
2.2 Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3 Оформление результатов камеральной проверки
Глава III. Выездная проверка как форма контроля
3.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки
3.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
3.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

выездные налоговые проверки.docx

— 111.39 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, в случае если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом  органе по местонахождению участка  недр, предоставляемого в пользование  на условиях соглашения, подлежат все  организации, входящие в состав указанного объединения. Также есть исключение: если участок недр, предоставляемый  в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика  на учет производится в налоговом  органе по его местонахождению.

Особенности учета иностранных  организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению или оператора  соглашения, устанавливаются ФНС  России.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе подается в налоговые органы согласно с  вышеизложенными положениями в  течение 10 дней с даты вступления соответствующего соглашения в силу. При подаче заявления  о постановке на учет в налоговом  органе налогоплательщик одновременно с указанным заявлением представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке:

- свидетельства о постановке  на учет в налоговом органе  организации по месту ее нахождения;

- документов, подтверждающих  создание обособленного подразделения  (при их наличии).

Кроме того, налогоплательщик должен представить следующие документы:

- соглашение о разделе  продукции;

- решение об утверждении  результатов аукциона на предоставление  права пользования участком недр  на иных условиях, чем раздел  продукции, в соответствии с  Законом Российской Федерации  "О недрах" и о признании  аукциона несостоявшимся в связи  с отсутствием участников5.

Форма свидетельства о  постановке на учет в налоговом органе инвестора по соглашению в качестве налогоплательщика, который осуществляет деятельность по выполнению соглашения, устанавливается ФНС России. Указанное  свидетельство должно содержать  наименование соглашения, указание даты вступления соглашения в силу. В  свидетельстве также указывается  срок его действия, наименование участка  недр, предоставленного в пользование  в соответствии с условиями соглашения, и его местонахождение, а также  то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором соглашения и в отношении этого  налогоплательщика применяется  специальный налоговый режим, установленный  Налоговым кодексом.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции, которая  установлена Положением о Федеральной  налоговой службе. Согласно данному  Положению ФНС России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового  спирта, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции, а также  функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых  органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации6.

К основным полномочиям ФНС  названным Положением отнесены следующие:

- осуществление контроля  и надзор за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, осуществлением  валютных операций резидентами  и нерезидентами, не являющимися  кредитными организациями, соблюдением  требований к контрольно-кассовой  технике, порядком и условиями  ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных  средств в организациях и у  индивидуальных предпринимателей; проведением лотерей, в том  числе за целевым использованием  выручки от проведения лотерей;

- выдача в установленном  порядке разрешения на проведение  всероссийских лотерей;

- государственная регистрация  юридических лиц, физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей  и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- установка и пломбирование  контрольных спиртоизмеряющих приборов  на предприятиях и в организациях  по производству этилового спирта  из сырья всех видов;

- лицензирование в соответствии  с законодательством Российской  Федерации деятельности в области  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции, а также лицензирование  других видов деятельности, отнесенных  к компетенции ФНС;

- регистрация в установленном  порядке договоров коммерческой  концессии; контрольно-кассовой  техники, используемой организациями  и индивидуальными предпринимателями  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- осуществление учета  всех налогоплательщиков.

В настоящее время с  учетом существующей вертикали власти налоговые органы подчинены Министерству финансов Российской Федерации. Правовой статус Минфина России определен  в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения  драгоценных металлов и драгоценных  камней, таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии, организации  и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового  обеспечения государственной службы. Министерство финансов Российской Федерации  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении Федеральной налоговой  службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением  таможенными органами нормативных  правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации Министерство принимает в пределах своей компетенции  нормативные правовые акты по вопросам своей деятельности и деятельности подведомственных федеральных органов  исполнительной власти. Указанные акты издаются Минфином России в форме  приказа (ином установленном федеральным  законодательством виде) в соответствии с Правилами подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной  регистрации. Полномочия Минфина России в налоговой сфере определены в статье 34.2 Налогового кодекса, в  соответствии с которой он дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения налогового законодательства РФ, а также утверждает формы расчетов по налогам и налоговых деклараций, порядок их заполнения7.

К функциям Минфина не относится  определение налоговых последствий  применяемого режима налогообложения  или иная оценка деятельности налогоплательщика. Так, в письме Минфина России от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/4/103 прямо указано: "что касается вопроса об оценке Минфином России налоговых последствий  каких-либо деяний налогоплательщика, сообщаем, что в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Консультирование указанных  лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка  уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся." В  письме Минфина России от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/817 подчеркивается, что  в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством  не установлено иное, не рассматриваются  по существу обращения организаций  по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных  правовых актов Министерства8.

Характеризуя налоговые  органы, остановимся на рассмотрении одного из наиболее важных полномочий - предоставление письменных разъяснений. Данное полномочие представляет особую важность, поскольку Налоговый кодекс определяет, что использование письменных разъяснений освобождает налогоплательщика  от применения налоговой ответственности (т. е. доначисления штрафов) и пеней.

Определением Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 444-О разъяснено, что статья 34.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, закрепляя за Министерством финансов Российской Федерации полномочие давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и  сборах, предусматривает появление  так называемого административного  толкования. В правовых системах ряда стран следование административным органам рассматривается в качестве самостоятельного способа толкования. Суды могут придерживаться толкования закона, данного административными  органами.

На сегодняшний день только Минфин может предоставлять письменные разъяснения. Ранее такие разъяснения  могли давать и налоговые органы. Это иногда приводило к тому, что  по одному вопросу появлялись противоречивые разъяснения.

Наличие противоречивых разъяснений  в любом случае свидетельствовало  об отсутствии вины налогоплательщика.

Таким образом, письменные разъяснения  Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми  актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной  регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997 г. N 1009.

Публикация писем осуществляется в неофициальном порядке.

Минфин России не может  обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

Все разъяснения имеют  информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

 

1.2 Формы и методы налогового  контроля по действующему законодательству

 

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая  проверка, на наш взгляд, направлена не только на установление фактов нарушения  законодательства о налогах и  сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся  к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных  последствий несоблюдения налогового законодательства9.

Принимая во внимание, что  налоговой проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент, знание соответствующих положений налогового законодательства о порядке проведения налогового контроля, налоговых проверках, порядке их назначения и проведения, о правилах принятия решений по результатам  проверок может помочь налогоплательщику  дать взвешенную правовую оценку правомерности  требований налоговых органов, проводящих налоговую проверку, и правильно  выстроить линию защиты. Безусловно, надо признать, что в ряде случаев  причинами конфликтов между инспекторами и налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговых агентов являются существующие пробелы в законодательстве и, как следствие, складывающаяся противоречивая судебная практика, не позволяющая  принять единственно верное решение  в той или иной спорной ситуации.

Согласно пункту 1 статьи 87 Налогового кодекса налоговые  органы проводят следующие виды налоговых  проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые  проверки;

2) выездные налоговые  проверки.

Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и  сборах. Так, например, в постановлении  Федерального арбитражного суда Поволжского  округа от 12 января 2006 г. N А65-12104/2005-СА1-32 делается вывод, что целью камеральной  налоговой проверки является проверка правильности заполнения налоговых  форм, соответствия данных налоговых  деклараций регистрам бухгалтерского учета. Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговые  проверки признаются в качестве одной  из форм налогового контроля, проводимого  должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции, можно  дать следующее определение налоговой  проверки. Налоговая проверка - это  основная форма налогового контроля, осуществляемая должностными лицами налоговых  органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах10.

Для того чтобы проверку можно было определить как налоговую, необходимо соблюдение нескольких условий, в частности:

1. Проверка должна проводится  независимо от видов налогов  и сборов должностными лицами  налоговых органов в пределах  компетенции, определяемой НК  РФ и Законом Российской Федерации  от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых  органах Российской Федерации".

НК РФ не наделяет органы внутренних дел полномочиями по проведению налоговых проверок. Проведение проверок органами внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О  милиции", Федеральным законом  от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной  деятельности", Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Выездная проверка как форма контроля