Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:13, реферат

Краткое описание

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правов

Содержание

1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов административного правонарушения.
4. Споры, связанные с применением налогового законодательства.
4.1. Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
4.2. Споры с участием граждан-предпринимателей.

Вложенные файлы: 1 файл

административная отв-ть.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Административные   взыскания   налагаются   уполномоченными  органами  и  должностными  лицами  на  неподчиненных  им правонарушителей. Для сопоставления  - дисциплинарные  взыскания и  меры материальной  ответственности  применяются  к  работникам в  основном в порядке  их  подчиненности  вышестоящим  органом,  должностным  лицом.                                                              

Применение  административного  взыскания  не  влечет   за  собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому  оно применено, считается  имеющим  административное  взыскание  только  в  течение установленного срока. Для сопоставления - при других видах ответственности:  лицо, осужденное  за совершение  преступления, считается судимым  до погашения  или снятия  судимости; в  число дисциплинарных  взысканий  включено увольнение  с работы,  а лицо,  к которому применено  дисциплинарное  взыскание (кроме  увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.                

Дела  об  административной  ответственности   рассматриваются  и административные  взыскания налагаются  в соответствии  с законодательством,  регламентирующим производство  по делам  об административных правонарушениях. Для  сопоставления -  при других  видах ответственности:  уголовные  дела  -   в  соответствии   с  уголовно-процессуальным  законодательством;  дисциплинарные  дела -  в соответствии  с   нормами,  устанавливающими   порядок  дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как  правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.             

 

2.2. Законодательная основа административной ответственности.

 

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.[1]

В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Введенный в действие с 01.01.85 этот кодекс редактировался затем 57 раз: 20 раз – указами Президиума Верховного Совета РСФСР, 5 раз – законами РСФСР, 7 раз – законами РФ и 25 раз – Федеральными законами РФ; последняя редакция – Федеральным законом РФ от 19.07.97 № 108-ФЗ.

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий.

В Особенной  части дана  классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

Кроме того, Кодекс  определяет систему  органов, уполномоченных рассматривать  дела  об  административных  правонарушениях (раздел III), регламентирует  производство по  делам   об административных правонарушениях (раздел IV) и  исполнение постановлений  о наложении административных взысканий (раздел V).

Отдельные  положения  КоАП РСФСР  к  настоящему  времени  утратили  свою  юридическую  силу,  а некоторые  устарели редакционно, поскольку не  соответствуют современному  государственному устройству, результатам изменений последних лет в  экономической системе страны. Однако формально они до сих пор не отменены и  не отредактированы. Кроме того, на  территории страны  действуют непосредственно и другие, довольно  многочисленные положения  об административной  ответственности,  включенные в  федеральные законы,  но не включенные в  КоАП РСФСР.  Эти, а  также другие  факторы, привели к тому, что в настоящее время практика применения  мер административной ответственности страдает определенной  противоречивостью, а ее законность не всегда поддается однозначной правовой оценке.

К  настоящему  времени  опубликовано  немало  работ,  толкующих как  различные положения,  так и  КоАП РСФСР  в целом.  Лучшей из них и  самой полной  является монография   "Комментарий  к Кодексу РСФСР   об   административных   правонарушениях"   под   редакцией И.И.Веремеенко,    Н.Г.Салищевой,   М.С.Студеникиной    (М.:   000 "Издательство  ПРОСПЕКТ",  1997. -  832 с.),  представляющая собой систематическое  доктринальное  толкование  КоАП  РСФСР  и подготовленная авторским коллективом  из научных  сотрудников Института государства и права Российской Академии Наук,  Института законодательства и сравнительного  правоведения при  Правительстве России, ВНИИ  МВД  России,  профессоров   Академии  МВД   России,  научно-практических  работников  аппарата  Конституционного  Суда Российской  Федерации,  Правового управления  Главного штаба  МВД России и Министерства юстиции России.                                  

Нормы  КоАП  РСФСР  об  административной   ответственности  за административные  правонарушения  распространяются  только  на физических лиц.                                                   

Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц и круг субъектов этих  правонарушений, а  также определяющие  меру административной ответственности  для  юридических   лиц, содержатся   не   в   КоАП РСФСР,  а  в ряде  других законов  РФ и  законов и  иных нормативных правовых  актов  субъектов Российской  Федерации, изданных  в пределах их компетенции.                                                

Здесь невозможно перечислить все  нормативные правовые  акты, содержащие  положения  об административной  ответственности физических и юридических лиц, ввиду весьма значительного количества этих актов.

Один  из  таких  актов  -  Таможенный  кодекс  Российской Федерации,  в  котором  административной ответственности  посвящено немало статей,    например,    статьи главы 63,    имеющей   название "Административные правонарушения,   посягающие    на   нормальную деятельность таможенных органов Российской    Федерации,   ответственность  за  такие   правонарушения,  производство по  делам о них и рассмотрение этих дел".                                    

Другой  пример:  как  указано  в статье  6 Закона  Московской области  от   12.05.97  №   21/97-ОЗ "Об административной  ответственности  за  правонарушения в   области  строительства   и  градостроительства  на  территории   Московской  области" (посл. Ред.), административная  ответственность  физических  лиц  за  правонарушения в  области строительства  и градостроительства  при индивидуальном  строительстве  осуществляется  в  соответствии  с  КоАП  РСФСР, Законом  РФ  "Об  архитектурной  деятельности  в   Российской  Федерации"  и  Законом  Московской  области  "Правила  застройки  городов,  поселков  городского типа,  сельских населенных  пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области".      

Положения  КоАП  РСФСР  распространяются  не  только  на  правонарушения,  ответственность  за  совершение  которых  в  нем  предусмотрена, но также  и на  правонарушения, ответственность  за совершение  которых  предусмотрена  законодательством, нормы  которого не включены в КоАП РСФСР.                                             

То  есть,  действие статей  Кодекса, определяющих  виды административных  взысканий, общие  правила и  сроки наложения  этих взысканий, регламент  производства по  делам об  административных правонарушениях  и  исполнения  постановлений  о  наложении  административных взысканий,  распространяется и  на те  административные правонарушения,  ответственность за  которые предусмотрена  другими законами  РФ  и  законами  и иными  нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.[2]

 

2.3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.

 

Административным      правонарушением       (проступком)      признается  посягающее  на  государственный или  общественный порядок, государственную  или  общественную  собственность, права  и свободы граждан,  на установленный  порядок управления  противоправное, виновное  (умышленное  или  неосторожное) действие  либо бездействие, за  которое  законодательством  предусмотрена  административная ответственность.[3]

Классификация   административных   правонарушений,    принятая   в Кодексе   РСФСР  об   административньх  правонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса.

Всякое  правонарушение  есть  прежде  всего  определенное действие либо бездействие.                                                

Действие  в данном  случае представляет  собой акт  активного противоправного поведения -  активное невыполнение  обязанности, нарушение  запрета  и т.д.  Например, занятие  предпринимательской деятельностью,  в  отношении  которой имеется  специальное запрещение; включение  искаженных  данных  в  декларацию  о  доходах; искажение бухгалтерского  отчета  юридического  лица;   сокрытие  (занижение) прибыли  (дохода);  воспрепятствование должностным  лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права  на вход  и обследование  любых  производственных,  складских,  торговых  и  иных помещений,  используемых  налогоплательщиком  для  извлечения доходов (прибыли).

Бездействие  признается  противоправным     деянием,   если  представляет  собой пассивное  невыполнение обязанности,  требуемой законодательством.  Например,  непредставление  гражданином  декларации о  своих доходах  в случае,  когда законодательство  требует ее представления;   непредставление  юридическим   лицом  компетентным органам бухгалтерских  отчетов, балансов,  расчетов, деклараций   и других  документов,  связанных  с исчислением  и уплатой  налогов и других платежей в бюджет.                                        

Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без  маркировки  марками  установленных  образцов в  случаях, когда эта  маркировка  обязательна; продажа  юридическими лицами  или индивидуальными  предпринимателями  товаров  без  документов,  содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.           

Административная  ответственность  за  правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут  за собой  в соответствии  с  действующим законодательством  уголовной ответственности .[4]                                          

Поэтому  здесь  уместно  обратить  внимание  на  различие  между данным  выше  понятием   административного  проступка   и  понятием преступления,  под  которым  понимается  виновно  совершенное общественно  опасное деяние  (действие, бездействие),  запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания  (ч. 1  ст. 14 УК  РФ). Главная  отличительная черта  определения административного проступка (в сравнении с преступлением)  - отсутствие в  нем  указания на  общественную опасность  административного правонарушения.  Но,  по  существу,  административный  проступок также является  общественно  опасным, хотя  и отличается  от преступления по степени этой опасности. Поэтому при  решении вопроса  об отнесении  правонарушения  к  административному проступку  или преступлению  иногда  требуется  тщательный сравнительный  анализ соответствующих  положений  административного и  уголовного законодательств.

Как  следует  из  определения  административного правонарушения, одним из обязательных  признаков его  является наличие  вины правонарушителя  (право  регулирует  только  волевое  поведение  людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).      

При  этом  законодательство различает  административные правонарушения  совершенные  умышленно   и  совершенные   по  неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.          

Административное     правонарушение     признается     совершенным  умышленно,  если  лицо,  его  совершившее,  сознавало противоправный характер  своего действия  или бездействия,  предвидело его вредные последствия и желало  их или  сознательно допускало  их наступление.                                                         

Административное     правонарушение     признается     совершенным  по  неосторожности,  если  лицо,  его  совершившее, предвидело возможность  наступления вредных  последствий своего  действия либо бездействия,  но  легкомысленно  рассчитывало на  их предотвращение либо  не  предвидело  возможности  наступления  таких  последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.[5]

Лицо,  совершившее  административное  правонарушение,  подлежит ответственности на основании законодательства  об административной ответственности, действующего во время и по месту  совершения правонарушения.[6]

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные   правонарушения,   имеют   обратную   силу,   то есть распространяются  и на  правонарушения, совершенные  до издания этих актов.                                                 

Информация о работе Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности