Экономический анализ и планирование налоговых поступлений в налоговые органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня налоговое планирование - один из немногих доступных и эффективных инструментов для аккумуляции денежных средств и улучшения финансовых результатов бизнеса. По сути, для компании в условиях ограниченности финансовых ресурсов это внутренний источник финансирования. Сама возможность налогового планирования предусмотрена альтернативностью хозяйственного и налогового законодательства, т.е. применением правовых и финансовых механизмов, позволяющих уйти из зоны юридических и налоговых рисков, законно уменьшить налоговые платежи и не допустить налоговых правонарушений, достичь наилучшего финансового результата.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……4
Глава 1. Теоретические аспекты налогового планирования…………….....….6
Понятие, сущность и принципы налогового планирования………..…..6
Виды и этапы налогового планирования……………………………...…8
Налоговое планирование в России: проблемы и пути их решения…...13
Пути совершенствования налогового планирования………………..…19
Глава 2. Определение налоговой нагрузки организации на примере ОАО «РусГидро»…………………………………………………………………....…23
Заключение…………………………………………………………………...….34
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач ФНС.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

По мнению А.В. Ройбу существуют следующие классификационные признаки налогового планирования.

В зависимости от масштабов построения:

  1. государственное - направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;
  2. на уровне субъектов - предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов.

В зависимости от периодов налогового планирования различают:

  1. кратковременное налоговое планирование - здесь возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;
  2. долговременное или стратегическое планирование - возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее;
  3. долгосрочное налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:

  1. корпоративное;
  2. индивидуальное.

В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:

  1. Классическое налоговое планирование подразумевает соответствие действий налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в установленном порядке. Суть заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование предусматривает организацию правильного учета и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом.
  2. Оптимизационное налоговое планирование предусматривает способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов. При реализации оптимизационного налогового планирования действия налогоплательщика соответствуют закону, он планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования используются все достоинства и все несовершенство действующего законодательства, в том числе его сложность и противоречивость. При этом налогоплательщик реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. Данный способ носит нерегулярный и более рискованный характер в отличие от первых двух, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.
  3. Противозаконное, то есть уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование – это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности.

Этапы налогового планирования. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика.

Е.Н. Евстигнеев выделяет следующие этапы налогового планирования до регистрации предприятия:

  1. формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения;
  2. решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений;
  3. выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

В рамках текущего налогового планирования он выделяет этапы:

1. анализ всех предоставляемых законодательством льгот;

2. анализ возможных форм сделок;

3. решение вопроса о рациональном  размещении активов и прибыли.

 

А.Н. Медведев выделяет следующие этапы налогового планирования:

  1. на первом этапе определяются цели и задачи фирмы, решается вопрос о направлении деятельности и размере бизнеса;
  2. на втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его органов;
  3. на третьем выбирается организационно-правовая форма;
  4. на четвертом анализируются льготы;
  5. на пятом анализируются возможные формы сделок;
  6. на шестом решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.

Другие исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур (рис. 1.).

Знание налогов - точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия.

Соблюдение налоговых законов - своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей.

Рисунок 1 - Этапы налогового планирования на предприятии

 

 

Представление в налоговых органах - отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях.

Налоговая оптимизация - планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования - как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля.

Таким образом, налоговое планирование зависит от правоотношений, в которые вступает субъект предпринимательской деятельности посредством выбора лиц, с которыми эти отношения устанавливаются. Кроме того, налоговые последствия часто значительно отличаются в зависимости от избранного способа (метода) взаимодействия сторон.

 

1.3. Налоговое планирование в России: существующие проблемы и пути их решения

Налоговое планирование – составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объемов налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом, то есть налоговое планирование рассматривается как с позиции государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиции конкретного хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование не является самоцелью хозяйствующего субъекта, а служит развитию собственного дела и экономическому росту. Причем решение инвестиционных и финансовых задач с уменьшением налогового бремени сегодня создает предпосылки не только для текущего улучшения показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и для увеличения поступлений в бюджет.

Налоговое планирование, как одно из важных направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Эффективность применения широкого спектра методов налогового планирования в рамках конкретной организации в условиях экономики России ограничивается несколькими факторами:

  1. Во-первых, налоговые последствия в виде сумм уплачиваемых налогов в большинстве случаев оцениваются после совершения хозяйственных операций, а не на стадии планирования, что существенно сокращает возможности применения тех или иных методов.
  2. Во-вторых, процесс управления налоговой нагрузкой в отечественной практике сводится в основном к снижению только одного налога или осуществлению нескольких оптимальных сделок.
  3. В-третьих, процесс налогового планирования независимо от его сроков, возможен только в условиях неизменной и стабильной макроэкономической ситуации, что в России представляется пока трудновыполнимым.

В то же время, несмотря на ограничения, в настоящее время создаются условия существования и функционирования организаций, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам налогового планирования, основанным на нормах закона. Существенно укрепляется законодательная база; усиливается контроль со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к организациям-неплательщикам.

Процесс укрупнения организаций путем реорганизаций, слияния, поглощения мелких фирм более крупными, создание многопрофильных объединений также является одной из причин создания и внедрения методов налогового планирования. Реализация процесса налогового планирования должна быть направлена на организацию безболезненной с точки зрения налогового законодательства деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов.

Одной из главных проблем, с которыми сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов. Действия налогоплательщика в целях уменьшения налоговых платежей могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов или как оптимизация налоговых платежей в рамках налогового планирования. Уклонение от уплаты налогов всегда является нарушением законодательства, в основе которого применение незаконных методов (неполная уплата налогов, сокрытие доходов, неправомерное завышение затрат, незаконное использование льгот).

Оптимизация налоговых платежей в рамках налогового планирования – это использование существующих правовых возможностей законодательства для уменьшения негативного влияния налогообложения на финансовые результаты с применением законных инструментов и методов. Налоговая оптимизация является основой налогового планирования. В случае же, когда такая оптимизация связана с налоговыми правонарушениями, она ничем не отличается от уклонения от уплаты налогов.

Очень часто на предприятии налоговые процессы возглавляет бухгалтерия. Если говорить о предприятиях, учитывая их организационно-правовую форму, небольшие обороты и унифицированные операции (это преимущественно субъекты малого предпринимательства), во многих случаях это может быть обоснованно.

Иное дело, если говорить о налоговом планировании в крупных, многопрофильных компаниях или группах компаний, у которых длинный перечень разнообразных операций и большой портфель контрактов. Здесь успех налогового планирования зависит от емкости специального опыта, творческого умения профильных специалистов разрабатывать и применять налоговые альтернативы в целях получения наилучшего финансового результата среди всех возможных вариантов.

Какие же условия и меры нужны для того, чтобы наладить налоговое планирование, грамотно воспользоваться возможностями законодательства и не навредить бизнесу? Налоговое планирование в классическом понимании является целенаправленной деятельностью плательщика на максимальное использование всех возможностей законодательства с целью получения наилучшего финансового результата путём законной оптимизации хозяйственной деятельности.

Таким образом, если предприятие решило заниматься налоговым планированием, то это следует делать основательно и профессионально, иначе неумелое использование этого инструмента может нанести вред бизнесу. Ошибки, которые допускаются при осуществлении мероприятий по налоговому планированию, часто приводят не только к санкциям финансового характера (доначислениям и штрафам), но и к применению налогового залога, к административной и уголовной ответственности должностных лиц. И в таком случае такую оптимизацию в рамках налогового планирования и уклонение от уплаты налогов невозможно разграничить. Налоговыми процессами на предприятии приходится заниматься неизбежно. Разница только в том, что одни предприятии уделяют этому должное внимание, а другие нет.

Одной из главных причин возникновения конфликтов между государством и налогоплательщиками является недостаточная проработанность налогового законодательства, наличие большого числа пробелов, которые не позволяют с достаточной точностью определить законность или незаконность того или иного способа минимизации налогов. Это в свою очередь создает возможность для разработки и применения схем уклонения от уплаты налогов.

Другой причиной создавшегося положения является отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки действий налогоплательщика по налоговому планированию.

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства.

Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, которые работают в области финансового, налогового менеджмента. Исходя из этого, в фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования, а для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

Информация о работе Экономический анализ и планирование налоговых поступлений в налоговые органы