Экономическая сущность налогов и налогобложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Цель реферата - раскрыть сущность налогов с понятия мировой тенденции, её историю, а также принципы, формы налогообложения.
Задачи реферата:
- раскрыть сущность налогов и налогообложения;
- раскрыть принципы и классификацию налогов;
- охарактеризовать основные направления налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность налогов и налогобложения. 5
1.1. История возникновения налогов 5
1.2. Понятие и функции налогов 7
2. Принципы и классификация налогов. 12
2.1 Принципы налогообложения 12
2.2 Классификация налогов 14
3. Налоговая система Российской Федерации 16
3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ 16
3.2 Направление совершенствования налоговой системы в РФ 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Налоговый кодекс является гарантией обеспечения  стабильности налоговой системы, что  выражается относительно долгосрочной предсказуемостью в комплексе взаимоотношений  между налогоплательщиками и  государственными органами налогового контроля. Налоговый кодекс установил  в этом вопросе правовую основу, определив, что налоги взимаются  с налогоплательщиков исключительно  в форме денежных средств и  исполняются в валюте Российской Федерации. Только лишь иностранными организациями  и физическими лицами, а также  в отдельных случаях, предусмотренных  федеральными законами, обязанность  по уплате налога может исполняться  в иностранной валюте.

Других форм уплаты налогов Кодекс не предусматривает. Сделано в Кодексе лишь одно исключение, носящее не прямой, а рамочный характер.

Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов  или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов  Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом  их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

В отличие  от принятого в 1991 г. и уточнявшегося  на протяжении многих лет налогового законодательства, выразившегося в  принятии нескольких десятков законов  и подзаконных актов, в Налоговом  кодексе установлена четкая классификация  налогов. Предусмотрено строгое  разделение налогов на федеральные, региональные и местные, узаконена  жесткая процедура и соответствующие  права органов власти по их введению, отмене, утверждению ставок, предоставлению льгот и преференций.

3.2 Направление  совершенствования налоговой системы  в РФ

 

В настоящее  время налоговая система РФ характеризуется  нестабильностью, частой сменой «правил  игры с государством», принятием  налоговых актов «задним числом», противоречивостью законов и  подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость  их толкования. Это отпугивает иностранных  инвесторов, создает серьезные препятствия  в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между  умышленными и случайными налоговыми нарушениями. Практически простая  бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

Налоговому  кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность  всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти  наиболее оптимальные соотношения  прямых и косвенных налогов, налогов  на доходы и налогов на капитал, налогов  на юридических и на физических лиц. Необходимо дифференцировать финансовые санкции в зависимости от характера  налогового правонарушения, установить их классификацию и признаки.

При формировании и реализации бюджетной стратегии  Правительству Российской Федерации  надлежит сосредоточиться на решении  следующих основных задач.

Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего  снижения налогового бремени, а также  исключения чрезмерно обременительных  процедур зачета (возврата) соответствующих  платежей по налогу на добавленную  стоимость.

Преобразования  в сфере налогообложения фонда  оплаты труда должны осуществляться в увязке с реформой системы социального  и пенсионного страхования. Необходимо проанализировать в том числе  возможности дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного  и медицинского страхования.

Применение  единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно  в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок  налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

Следует при  этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в  увязке с мерами по улучшению демографической  ситуации в стране.

Необходимо  принять главу Налогового кодекса  Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта  недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы  налоговое бремя в отношении  малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

В целях более  справедливого распределения средств  между субъектами Российской Федерации  необходимо принять решение о  реализации в Российской Федерации  института консолидированной налоговой  отчетности.

 

 

 

Заключение

Взимание  налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно  повлияли на реализацию государством своих экономических функций  и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и  социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Функция налога - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная  функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных  отношений в обществе.

Существует  три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - когда объект налога дифференцирован  на группы по определенному  признаку.

2) на основе  декларации. Декларация - документ, в  котором плательщик налога приводит  расчет годового дохода и налога  с него.

3) y источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком.

По способу  платежа различают прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно  и прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.

Однако, как  показывает опыт развития благополучных  стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность  таких гарантий, как правило, создаёт  угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой  в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Александров  Ии. М. Налоги и налогообложение:  Учебник. М.: Ииздательско-торговая  корпорация “Дашков и Ко”, 2005.

2.Алиев Б.Хх., Абдулгалимов А.М. Теоретические  основы налогообложения: Учеб. пособие.  М.: ЮюНИиТИи, 2004.

3.Бюджетная  система России: Учебник для вузов  / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮюНИиТИи-ДАНА, 2002.

4.Кугаенко  А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения.  М.: Вузовская книга, 1999.

5.Миляков  Н.В. Налоги и налогообложение:  Курс лекций. М.: ИиНФРА-М, 2002.

6.Налоговая  политика России: проблемы и перспективы  / Под ред. Ии.В. Горского. М.: Финансы  и статистика, 2003.

7.Налоги: Учебник  для вузов / Под ред. Д.Г. Черника.  М.: ЮюНИиТИи-ДАНА, 2002.

8.Налоги в  условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Лл.П.  Павловой. М.: Кнорус, 2004.

9.Налоговые  системы зарубежных стран / Под  ред. В.Г. Князева. М.: 1997.

10.Налоговый  кодекс Российской Федерации.

11.Пансков  В.Г. Российская система налогообложения:  проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.

12.Пансков  В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение:  Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.

13.Пансков  В.Г. Налоги и налоговая система  Российской Федерации: Учебник  для вузов. М.: Финансы и статистика, 2005.

14.Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение:  Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и  доп. М.: ЮюРАЙйТ, 2005.

15.Пинская  М.Р. Основы теории налогов  и налогообложения. М.: Палеотип, 2004.

 


Информация о работе Экономическая сущность налогов и налогобложения