Экономическая сущность налогов и налогобложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Цель реферата - раскрыть сущность налогов с понятия мировой тенденции, её историю, а также принципы, формы налогообложения.
Задачи реферата:
- раскрыть сущность налогов и налогообложения;
- раскрыть принципы и классификацию налогов;
- охарактеризовать основные направления налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность налогов и налогобложения. 5
1.1. История возникновения налогов 5
1.2. Понятие и функции налогов 7
2. Принципы и классификация налогов. 12
2.1 Принципы налогообложения 12
2.2 Классификация налогов 14
3. Налоговая система Российской Федерации 16
3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ 16
3.2 Направление совершенствования налоговой системы в РФ 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая  «труднонастриваемая» функция. Как  и любая другая функция, стимулирующая  функция проявляется через специфические  формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой  и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений  государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной  власти. Без контрольной функции  другие функции налогов неосуществимы  или их реализация подрывается в  своей основе Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция  налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых  платежей и действенности и эффективности  штрафных санкций и ответственности  тех, кто не выполняет или не в  полной мере выполняет обязательства  перед государством, предписываемые законом.

 

 

2. Принципы и классификация налогов.

2.1 Принципы налогообложения

Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств. Еще А.Смит сформулировал  четыре основных требования к налоговой  системе, которые верны и сегодня:

1.Подданные  государства должны, по возможности,  соответственно своим способностям  и силам участвовать в содержании  правительства, т.е. соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством государства...

2.Налог, который  обязывается уплачивать каждое  отдельное лицо, должен быть точно  определен, а не произволен. Срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа, -все это должно быть  ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.

3.Каждый налог  должен взиматься в то время  и тем способом, когда и как  плательщику должно быть удобнее всего платить его.

4.Каждый налог  должен быть так задуман и  разработан, чтобы он брал и  удерживал из кармана народа  возможно сверх того, что он  приносит казначейству государства.  Финансы: Учебник для ВУЗов.  Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М.  Сабанти. - М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. - 279с.

Как видно, А.Смит исходил из следующих принципов  налогообложения:

· равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

· определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

· простата и  удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

· неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится  тяжким бременем на налогоплательщиков.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются  при их формировании через элементы налогов, которые включают:

1)объект налога - это имущество, доход, товар,  наследство, подлежащие обложению;

2)субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;

3)источник  налога - т.е. доход из которого  выплачивается налог (зарплата, прибыль,  доход, дивиденды);

4)ставка налога - величина налога с единицы  объекта налога;

5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.

В практике большинства  государств получили распространение  три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица,  справочник), когда объект налога  дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки  заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. Такой  метод характерен тем, что величина  налога не зависит от доходности  объекта.

Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает  доходность объекта неточно.

2) на основе  декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и  налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода.

Примером  может служить налог на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог  выплачивается предприятием или  организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется  в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику. Этот способ наиболее распространен  в нашей стране Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник  для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. 2000. - с. 90.

2.2 Классификация  налогов

 

Первая классификация  налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые  первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (подземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Налоги делятся  на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости  от источника их взимания.

Классификация налогов на прямые и косвенные  исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения  налогового бремени на потребителя  товаров и услуг.

Прямые налоги взимаются непосредственно с  дохода налогоплательщика(юридического или физического лица) так, что  он ощущает их в виде недополученного  дохода.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных  надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих  в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт).

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя  в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В западных странах  косвенные налоги находят более  широкое применение. Они позволяют  оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет  стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а  так же регулировать потребление. В  развитых капиталистических странах  при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

3. Налоговая система Российской Федерации

3.1 Становление  и развитие налоговой системы  в РФ

Под налогом  согласно Кодексу понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью  финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных  образований.

Введенная в  действие с 1 января 1992 г. налоговая  система Российской Федерации была сформирована буквально в течение  нескольких месяцев фактически путем  копирования западных налоговых  систем. Одновременно закладываемые  при ее формировании принципы налогообложения  приспосабливали к реалиям экономики  переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная  таким образом налоговая система  России была нацелена в первую очередь  на обеспечение фискальных интересов  государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких  налоговых ставок, введения большого числа налогов, установления системы  значительных штрафных санкций, ограничения  прав налогоплательщиков при одновременном  установлении неограниченных прав фискальных органов.

При этом созданная  система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления  налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных  расходов.

Налоговые отношения  в результате недостаточной правовой проработки законов регулировались не столько ими, сколько подзаконными актами. Налоговая система стала  громоздкой, сложной и запутанной. Абсолютно неэффективной проявила себя действовавшая в то время  система налогового администрирования, которая была ориентирована прежде всего на краткосрочное обеспечение  любой ценой требуемого объема налоговых  поступлений с целью преодоления  текущих проблем бюджетного балансирования.

Все это потребовало  кардинального изменения действовавшей  налоговой системы России. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса  РФ. Принятие первой части Налогового кодекса явилось поистине историческим моментом в развитии экономических  реформ в России. С вступлением  в действие этого законодательного документа начался этап реформирования всей системы налогообложения.

Однако принятие первой части Кодекса не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов  и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Налогового кодекса, которая была принята  в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы, посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы физических лиц, акцизам и  единому социальному налогу. В 2001 г. формирование новой налоговой  системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще четыре важнейшие главы Кодекса. Одна из них определяет порядок исчисления уплаты одного из главнейших федеральных  налогов - налога на прибыль организаций. Другая глава посвящена налогу на добычу полезных ископаемых, который  объединил несколько ранее действовавших  налогов, взимаемых с недропользователей.

Начиная с  января 2004 г. вступили в действие еще  четыре новые главы Налогового кодекса  РФ. Одна из них посвящена специальному режиму налогообложения в условиях действия соглашений о разделе продукции. Вторая определяет порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.

Важное значение для налогоплательщиков имеет глава  Кодекса, посвященная налогу на имущество  организаций, в корне изменившая действовавший до этого порядок  исчисления и уплаты данного налога.

С 1 января 2004 г. введен новый федеральный сбор - сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов. В 2004 г. продолжалась доработка  недостающих глав части второй Кодекса. Были приняты и с 1 января 2005 г. вступили в действие три главы Кодекса, установившие порядок исчисления и  уплаты водного налога, земельного налога и государственной пошлины.

В 2004 г. наступила  также определенная ясность с  налоговой системой страны: были приняты  ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса, устанавливающие перечень федеральных, региональных и местных  налогов и сборов. Всего было установлено 15 налогов и сборов. В связи  с отменой с 2006 г. федерального налога на наследование или дарение налоговая  система России включает в себя 14 налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Таким образом, вне рамок второй части Налогового кодекса продолжает функционировать только один местный  налог: налог на имущество физических лиц. В целом формирование второй части Кодекса должно было завершиться  к началу 2006 г.

Проведенные Налоговым кодексом изменения налоговой  системы направлены на решение целого ряда важнейших задач. Однако следует  особо подчеркнуть, что принятие Налогового кодекса не ставило своей  целью кардинально изменить действующую  с 1 января 1992 г. в стране налоговую  систему. Кодекс представляет собой  эволюционное преобразование этой системы  путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и  перекосов. Это означает, что в  Кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные  налоги и др.), формирующие основу российской налоговой системы.

Информация о работе Экономическая сущность налогов и налогобложения