Экономическая сущность налога на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций;
определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;
проанализировать применение льгот по налогу на имущество организаций

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Не  признаются налогоплательщиками российские и иностранные организации, не имеющие объектов налогообложения на балансе, т.е. не имеющие имущества, указанного в ст. 374 НК РФ.

Не являются плательщиками рассматриваемого налога организации, применяющие специальные  режимы налогообложения в порядке, предусмотренном НК РФ. Так, в соответствии с гл. 26.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает замену уплаты, в частности, налога на имущество организаций уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Согласно п. 1.1 ст. 373 НК РФ не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена  обязанность уплачивать налоги, а  филиалы и иные обособленные подразделения  российских организаций исполняют  обязанности головных по уплате налогов по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений.

Поскольку филиалы  и иные обособленные подразделения  российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налога на имущество организаций, уплата налога и представление налоговой отчетности за эти структурные подразделения должны производиться законным представителем организации либо через ее уполномоченного представителя. Полномочия представителя организации должны быть подтверждены доверенностью, выдаваемой организацией на его имя в установленном гражданским законодательством порядке (ст. 29 НК РФ).

Объектом  налогообложения признается:

  1. Для российских организаций – движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств; при этом имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления; соответственно имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера;
  2. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению;
  3. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - находящиеся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.

Не  признаются объектом обложения налогом на имущество организаций земельные участки, поскольку они облагаются земельным налогом, а также иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), относящиеся к основным средствам.

Кроме того, не признается объектом налогообложения  имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества организации.[12, C. 384]

Для целей налогообложения  имущество учитывается по остаточной стоимости в соответствии с правилами  ведения бухгалтерского учета.

Если для отдельных  объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимости имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные правительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

 

 

2 Анализ поступлений налога на имущество организаций в бюджет Волгоградской области

 

 

    1. Анализ применения льгот по налогу на имущество организаций

В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в области, повышения заинтересованности в увеличении производства товаров и услуг, активизации привлечения и эффективного использования материальных, финансовых ресурсов и передовых технологий, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Волгоградской области, представляются налоговые льготы.

Структура льготного  налогообложения по налогу преимущественно  складывается в отношении бюджетных учреждений и организаций являющихся органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также муниципальных образований.

Предоставленные льготы по налогу на имущество организаций на региональном уровне представлены в таблице 1 [16]

Таблица 1 – Предоставленные льготы по налогу на имущество организации за 2009, 2010, 2011 гг.

Наименование налоговых  льгот

2009 год

2010 год

2011 год

Суммы налога на имущество  организаций, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением  налогоплательщикам налоговых льгот, установленных законом Волгоградской области – от  
28.11.2003 № N 888-ОД

7 470 813

6 840 338

5 999 079

в том числе:

     

По льготам, установленным законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД - всего

3 265 455

1 421 641

0

По льготам, установленным законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД - всего

224 593

260 035

374 593

организации, осуществляющие лесозаготовки, и (или) предоставляющие  услуги в области лесозаготовок, и (или) занимающиеся сбором дикорастущих и недревесных лесопродуктов

11 705

23 483

22 410

          Продолжение таблицы 1

редакции средств массовой информации, учрежденных в автономном округе, независимо от их формы собственности, в которых информация рекламного характера не превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания, а в телерадиопрограммах - 25 процентов объема вещания и которые не содержат информации эротического характера

904

1 182

1 025

организации Всероссийского общества инвалидов, их предприятия и обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами

0

0

1

организации, занимающиеся производством хлеба, и (или) сухих  хлебобулочных изделий, и (или) мучных кондитерских изделий;

3 080

2 850

2 656

организации, занимающиеся производством растительных и животных масел и жиров и (или) производством молочных продуктов;

58

57

0

лизинговые организации

28 577

43 014

78 655

организации - в отношении  объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса

175 808

168 417

263 747

организации, занимающиеся обработкой древесины и производством  изделий из дерева и пробки и (или) производством мебели

4 461

10 375

6 099

По льготам, установленным законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД - всего

3 980 765

5 158 662

5 624 486

бюджетные учреждения Волгоградской области и муниципальных образований, в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества

2 051 799

3 258 780

3 779 886

органы законодательной (представительной) и исполнительной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных  образований автономного округа

1 926 372

1 784 242

856 524

общественные организации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность

2 594

1 099

1 413


 

 

По данным таблицы 1, видно, что в результате использования  льгот сумма, не поступившая в бюджет округа, в 2009 году составила 7471 млн. руб., по итогам 2010 года - 6841 млн. руб., в 2011 – 5999 млн. руб.

Структура налоговых  льгот, установленных региональным законодательством, постоянно изменяется в связи с вносимыми изменениями в законодательство области и выглядит следующим образом:

- 63 % в 2009 году составляет льгота установленная законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД для бюджетных и муниципальных учреждений Волгоградской области в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем и приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, в 2008 году сумма по данной льготе составляла 45 %;

- 14 % в 2009 году составляет  льгота установленная законом Волгоградской области – от 28.11.2003 № N 888-ОД для органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области (в 2008 -24 %);

16,5% в 2009 году составляет  льгота  установленная законом № N 888-ОД для  организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в установленном порядке Правительством законом Волгоградской области, в 2008 году сумма по данной категории составляла 1,6 %.

- 6% в 2009 году составляет  льгота  установленная законом № N 888-ОД,  представляемая отдельным категориям налогоплательщиков, в размере 50 процентов от суммы налога, в 2008 году сумма по данной категории составляла 3,6 процентов.

За рассматриваемый  период не воспользовались предоставленными льготами следующие категории налогоплательщиков:

  • организации, целью создания которых является трудоустройство несовершеннолетней молодежи;
  • организации, использующие труд лиц, осужденных к реальному лишению свободы, а также организации - поставщики продуктов питания и вещевого довольствия для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, расположенных на территории области;
  • товарищества собственников жилья;
  • организации, реализующие инвестиционные проекты в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в случае включения их в установленном порядке Правительством Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пятнадцати лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта (введена с 01.01.2009).

С 1 января 2012 года налоговые преференции будут  даны тем нефтегазовым организациям, которые намерены ввести в разработку новые углеводородные месторождения  с 1 января 2011 года. Это позволит стимулировать освоение новых лицензионных участков, а также нарастить новое недвижимое имущество. [4, C. 56]

В целом новации  по налогу на имущество позволят привлечь в бюджет автономного округа дополнительные доходы в 2011 году – более 300 млн рублей, в 2012 году – 385 млн, в 2013 году 1 млрд 652 млн рублей.

 

2.2 Анализ поступлений и задолженности налога на имущество организаций в бюджет

Налоговые платежи –  основной доход государства, который  затем перераспределяется на различные  нужды. Важным является планирование налоговых  поступлений, поскольку от этого  зависит планирование и расходов, которые понесет государство. Выполнение плана по сбору налогов возложено на налоговые органы, которые не только предоставляют данные для прогнозов, но и отслеживают выполнение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами, а также непосредственно собирают налоги и осуществляют контроль.

Оперативные данные об итогах поступлений  налогов и сборов демонстрируют  положительную динамику формирования налоговых доходов бюджетной  системы, что является суммарным  результатом успешной работы налоговых  органов и общим подъемом экономики.

К наиболее существенному фактору, оказавшему позитивное влияние на поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей относится рост мировых цен на энергоносители на фоне незначительного снижения физических объемов добычи нефти.

Доходная часть бюджета Волгоградской области сформирована за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. [17]

Структура налоговых  доходов консолидированного бюджета  автономного округа представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура налоговых доходов бюджета области


 

 

Поступление налога на имущество  организаций в региональный бюджет, его изменение и темпы роста представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Анализ поступлений налога на имущество организации

 

Наименование поступлений

2009 год

2010 год

2011 год

Измен. (2011;

2010 гг.)

Темп роста, % (2011;

2010 гг.)

Всего поступило налогов  и сборов во все уровни бюджета, тыс. руб.

927 564 458

1291 314 364

817 082 855

-474 231 409

63,3

Поступило налогов и сборов в региональный  бюджет округа, тыс. руб.

175 092 059

228 056 357

176 601 867

-51 454 490

77,4

Поступило налога на имущество  организации, тыс. руб.

16 319 785

20 114 487

26 186 794

+6 072 307

130,2

Удельный вес налога на имущество организации в общем объеме поступлений, %

1,8

1,6

3,2

+1,6

200

Удельный вес налога на имущество организации в бюджете  округа, %

9,3

8,8

14,8

+6

168,2

Информация о работе Экономическая сущность налога на имущество организаций