Экономическая сущность налога на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
изучить исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций;
определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;
проанализировать применение льгот по налогу на имущество организаций

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Налог на имущество предприятий  занимает центральное место в  системе имущественного налогообложения  России и вызывает определенный интерес  в свете возможных изменений  в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного  опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения  налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом, произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

Налог на имущество организаций - это один из налогов налоговой  системы Российской Федерации, который  установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а также движимое и недвижимое имущество граждан.[10, C. 248]

Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог  с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество предприятий.

Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.

Для достижения целей  ставились следующие задачи:

  • изучить исторические аспекты возникновения налога на имущество организаций;
  • определить основные характеристики элементов налога на имущество организаций;
  • проанализировать применение льгот по налогу на имущество организаций;
  • исследовать поступление и задолженность налога на имущество организаций в бюджет
  • исследовать проблемы, связанные с исчислением и уплатой налога на имущество организаций;
  • рассмотреть перспективы налогообложения имущества в РФ

При написании курсовой работы по данной теме были рассмотрены законодательные и другие официальные материалы такие как: Налоговый кодекс Российской федерации, Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2003 №61-ОЗ «О налоге на имущество организаций» и др. Также были использованы учебные пособия и справочники по налогам и налогообложению следующих авторов: Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г., Петухова Н.Е, Черник Д.Г., Миляков Н.В., Гаврилов Н.А., Лебединская Т.Г., Пансков В.Г. и др.; статьи из периодических изданий таких как: «Налоговая политика и практика», «Налоговый вестник». Были рассмотрены информационные ресурсы и информационный базы данных.

 

 

 

1 Экономическая сущность налога на имущество организаций

 

1.1 Исторические аспекты поимущественного налогообложения

История налогов в  России выступает частью всемирной  истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в отдельные исторические периоды в разных странах.

Быстрый рост государственных  расходов и переход Российской империи  от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения в России. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя как прямые, так и косвенные налоги. В числе первых ведущие позиции принадлежали таким платежам, как поземельный налог. Значение этого налога можно определить следующим образом.

Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории  России налог, который наряду с другими  сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины в зависимости от качества земли. Существенной особенностью поземельного налогообложения в данный период является использование такого подхода, при котором объектом обложения являлись не только собственно участки земли, но и доходы от ее владения или использования. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн. руб.

В период осуществления реформ С.Ю. Витте был введен только один новый прямой налог - квартирный налог (с 1894г.) и повышен размер налогообложения с городской недвижимости. Целью введения квартирного налога являлось обложение доходов налогоплательщиков на основе внешних признаков, таких, как площадь квартиры, косвенно показывающая величину получаемого ее владельцем дохода. [6, C. 45]

Ведущую роль играли имущественные  налоги в системе местного налогообложения. Так, сбор с земель и сбор со строений во второй половине XIX века представляли собой основной источник доходов местных бюджетов. Доля поземельного обложения в объеме окладных доходов губерний составляла: в 1857 - 1859 г.г. - 40,4%, в 1860 - 1862 г.г. - 44,4%, в 1872 г. - 75,9, в 1890г. -72,5%.

Подоходно-поимущественный  налог, являвшийся, по сути, прямым налогом, взимался в Советской России с  доходов и имущества как физических, так и юридических лиц. Этот налог  был введен Декретом ВЦИК и СНК  от 16 ноября 1922 г. Им облагались доходы отдельных лиц и частных акционерных обществ от торговой и промышленной деятельности, владения зданиями и другим имуществом, занятий свободными профессиями, а так же суммы, превышающие установленный размер вознаграждений за работу на учреждениях и предприятиях.

Но постепенно обложение имущества утратило свое значение и в 1924 г. подоходно - поимущественный налог был преобразован в подоходный.

Еще одной разновидностью налогообложения имущества в  период НЭПа был квартирный налог, составлявший основу доходных источников местных бюджетов и носивший ярко выраженный политический характер.  Налог взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов. Ставки квартирного налога устанавливались на единицу площади и дифференцировались в зависимости от величины доходов. [6, C. 178]

Налоговая реформа, осуществлявшаяся в СССР в 1930 - 1932г.г., представляла собой  преобразование взаимоотношений предприятий  и организаций обобществленного сектора народного хозяйства (государственных и кооперативных предприятий) с государственным бюджетом. Поимущественные налоги заняли свое место в системе налогообложения. В их составе можно отметить следующие: налог со строений, земельная рента, государственный налог на лошадей единоличных хозяйств.

Налогом со строений облагались жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения и всякого  рода строения и сооружения, находившиеся в пользовании или владении, как  частных лиц, так и предприятий  и учреждении обобществленного сектора (за исключением строений, отнесенных к имуществу местных Советов, т. е. муниципализированных, за пользование которыми могла взиматься только арендная плата). Предельные ставки налога, дифференцированные по плательщикам, были установлены законом в следующих размерах: для государственных строений, промышленных предприятий - 0,75%, для прочих строений обобществленного сектора - 1,0% к балансовой стоимости (без скидки на амортизацию); для строений рабочих и служащих - 1,0% к страховой оценке, для остальных строений - 1,5% к страховой оценке (с правом республик повышать эту ставку до 2%).

Особая ситуация складывалась в сельском хозяйстве, где налогообложение  недвижимости сводилось прежде всего  к регулированию землепользования. В1921 г. Декретом ВЦИК был введен единый налог на все сельскохозяйственное производство. В целях его взимания были определены три показателя мощности и платежеспособности крестьянского хозяйства: размер пашни, объем урожая и количество человек, из которых состоит крестьянское хозяйство.

В годы Великой Отечественной войны все мероприятия в сфере налогов были направлены на достижение одной цели - максимальную мобилизацию денежных средств в бюджет для обеспечения военных потребностей. В этом смысле не стала исключением и система поимущественного обложения.

Мероприятия середины 60-х  г.г. в СССР получили название «хозяйственная реформа» (1965 г. - так называемая «Косыгинская»  реформа). В сфере распределения  чистого дохода общества в процессе реформирования хозяйственного механизма предполагалось реализовать следующие задачи:

- изменить порядок  распределения прибыли государственных  предприятий;

- ввести плату за  фонды, фиксированные (рентные)  платежи; 

- реформировать систему  подоходного обложения колхозов.

Для периода 1970- 1980-х годов  было характерно построение самостоятельной системы налогообложения колхозно-кооперативного сектора. Кооперативные и общественные организации уплачивали следующие виды налогов: подоходный налог, земельный налог и налог с владельцев строений, Налог с владельцев строений был введен с 1 июля 1981 г. Налог взимался с любых строений, находящихся в собственности или пользовании данного сектора экономики. Ставки устанавливались дифференцированно: 0,5% стоимости строений - с жилищного фонда кооперативных предприятий и иностранных юридических лиц и 1% стоимости - с остальных строений. Основу оценки строений (в зависимости от ситуации) составляла либо балансовая стоимость, либо инвентаризационная, либо ее страховая величина.

В конце 1991 года был принят целый ряд законодательных актов о налогах, сборах, пошлинах и в том числе важнейшие документы по налогам, составляющим основу формирования перспективного налога на недвижимость: Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030 - 1 «О налоге на имущество предприятий», Федеральный закон от 7 декабря 1991г. № 1998 - 1 «О налоге на имущество физических лиц», Федеральный закон от 11 октября 1991 г. «О плате за землю».

Становление налоговой  системы России как независимого государства было завершено принятием  Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118 - 1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и введением его в действие с 1 января 1992 года. Этим документом были установлены общие принципы налогообложения и состав налогов, образующих налоговую систему нашего государства. [18]

В качестве положительного опыта, накопленного историей и приемлемого в современных условиях можно отметить: применение разнообразных форм налогообложения недвижимости в виде самостоятельного земельного налога и сбора со строений, налога на недвижимость и сбора с прочих недвижимых имуществ.

 

1.2 Основные характеристики элементов налога на имущество организаций

Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ был введён в ст.30 Налогового Кодекса РФ  налог на имущество организаций как региональный налог, который стал взиматься с 1 января 2004г.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество  в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

В целом  налог на имущество организаций  имеет ряд особенностей:

- объектом налогообложения  являются основные средства;

- налоговая  база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, т.е. по данным бухгалтерского учета;

- предусмотрен  порядок исчисления налоговой  базы и зачисления налога в  бюджет по месту фактического  нахождения недвижимого имущества  и по месту учета на балансе  движимого имущества;

- установлен  порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах РФ;

- установлено  минимальное количество льгот;

- установлены  особенности налогообложения имущества  иностранных организаций, находящегося  на территории Российской Федерации;

Статья 372 НК РФ предусматривает, что налог на имущество  организаций обязателен к уплате на всей территории России и с введения гл. 30 НК РФ должен вводиться в соответствующем  субъекте РФ региональным законом в  соответствии с НК РФ.[2]

В соответствии с Федеральным законом от 30.10.2009 N 242-ФЗ "О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2010 г. налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения на основании ст. 374 НК РФ. Данная статья признает плательщиками налога на имущество организаций имеющих объекты налогообложения юридических лиц, к которым относятся:

- российские  организации;

- иностранные  организации, осуществляющие деятельность  в Российской Федерации через постоянные представительства;

- иностранные  организации, имеющие в собственности  недвижимое имущество на территории  России, ее континентальном шельфе  и в исключительной экономической  зоне;

- иностранные  организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Информация о работе Экономическая сущность налога на имущество организаций