Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод  о необходимости рациональной и  эффективной организации учета  и планирования налоговых издержек. Речь в данном случае идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе налогового менеджмента (в  частности, основной его составляющей - налоговом планировании), способной в той или иной мере сгладить риски, возникающие в связи с налогообложением. Эффективная система налогового менеджмента в России способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического менеджмента организации как тактического, так и стратегического.

Без теории и методологии  налоговый менеджмент не сможет в  полной мере реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать  лишь в роли инструмента минимизации  налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

Корпоративный налоговый  менеджмент как вид управленческой деятельности все больше входит в  практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

Корпоративный налоговый  менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов на микроуровне.

Корпоративный налоговый  менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет те же, что и последний, функциональные элементы, но со своими особенностями:

· организация процесса управления налоговыми потоками;

· корпоративное налоговое  планирование;

· корпоративное налоговое  регулирование;

· корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком  смысле - это совокупность организационных  форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком - это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками в России используется организационная структура финансового менеджмента.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах - в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты - налоговые менеджеры. В их обязанности входит:

- участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений;

- разработка и обоснование применения эффективного налогового режима;

- создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;

- участие в обосновании системы договоров и контрактов;

- разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования;

- разработка корпоративного налогового регулирования;

- осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании;

- обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам);

- осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам);

- выполнение организационно-методической работы в области налогообложения.

При рассмотрении процессов  налогового менеджмента в России довольно сложно отделить процессы планирования и регулирования в связи с их тесной взаимосвязью. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т.е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, расходов и прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Корпоративный налоговый  контроль представляет собой систематическую  деятельность, направленную на организацию  самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов).

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создают возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

- получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

- более полно учесть изменения внешней среды; стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

- обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

- повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость.

Эффективность предложенных мероприятий

Рассмотрим методику оценки эффективности налогового менеджмента, основанную на применении метода управления по целям и системы сбалансированных показателей. Здесь необходимо разработать примеры дерева целей и задач налогового менеджмента, а также целевых показателей эффективности налогового менеджмента, привести способ расчета весов показателей и дать формулы для определения целевой и общей эффективности налогового менеджмента.

Аналитическая деятельность, направленная на оценку эффективности налогового менеджмента, имеет большое значение. Проводя анализ эффективности Россия должна располагать информацией о том, какие приемы налогового менеджмента дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие зависимости между положениями налогового законодательства и финансовыми результатами можно назвать устойчивыми и т.п.

В основном такой анализ проводится с использованием показателя «налоговая нагрузка», который отражает соотношение общей массы налогов  и сборов, уплачиваемых какой-либо организацией, с показателями ее деятельности.

Однако применение этого  подхода не дает представления об уровне принятых налоговых рисков, оптимальности управленческой структуры  налогового менеджмента или о  производительности труда работников.

Сложившееся положение  требует разработки и применения новых способов оценки деятельности налоговых менеджеров, основанных на применении современных методов  диагностики эффективности менеджмента.

Одним из них является метод управления по целям, который предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого подразделения, проекта и работника, используемых для наблюдения за последующими результатами их деятельности.

В тоже время необходимость  учета всех факторов, влияющих на эффективность налогового менеджмента, и применения всех доступных способов ее повышения обуславливает использование такого синтезированного метода как сбалансированная система показателей эффективности.

Для формирования сбалансированной системы необходимо четкое понимание целей и задач, а также методов их достижения. Цели и стратегию налогового менеджмента следует рассматривать как взаимосвязанную иерархическую структуру. При этом методика оценки эффективности деятельности должна базироваться на системе показателей, соответствующей системе целей.

Традиционно сбалансированная система показателей применяется  при анализе компаний в целом  и оценивает их работу на основе четырех сбалансированных параметров: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост персонала. С помощью такой системы показателей можно не только анализировать финансовые результаты, но и одновременно участвовать в создании новых возможностей и регулировать факторы для дальнейшего роста.

Применительно к анализу  результативности налогового менеджмента сбалансированную систему показателей целесообразно строить на аналогичных параметрах с той лишь разницей, что они будут адаптированы с учетом специфики этого направления.

Особое значения для  объективной оценки эффективности  налогового менеджмента представляет то, что сбалансированная система показателей дополняет набор финансовых параметров совокупностью оценок важнейших нефинансовых индикаторов. Цели и показатели такой системы формируются в зависимости от мировоззрения и стратегии налогового менеджмента в каждой конкретной организации. Цели и показатели их выполнения не должны ориентироваться на сиюминутный набор финансовых и нефинансовых параметров, их необходимо выбирать с учетом стратегических перспектив для обеспечения поступательного роста.

Для обеспечения высокого уровня реализации всех функций налогового менеджмента необходимо разработать  систему целей для всех осуществляющих его подразделений на всех уровнях, которые должны обладать такими характеристиками как конкретность и измеримость, цели должны быть реально достижимыми, а их достижение ограничено во времени.

Для правильного применения оценочной составляющей сбалансированной системы показателей при решении  принципиальных задач процесса управления, необходима следующая последовательность действий:

- четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных целей, упорядоченных в виде дерева целей и задач;

- установить взаимосвязи целей в рамках сбалансированных параметров;

- разработать показатели достижения для всех целей;

- провести оценку степени влияния показателей на общую и целевую эффективность налогового менеджмента.

Следует учесть, что на разных этапах развития налогового менеджмента  перед ним будут стоять разные цели, однако наибольший интерес представляет рассмотрение дерева целей уже сложившейся системы управления налогами.

Главной стратегической целью налогового менеджмента, по нашему мнению, следует признать «Определение идеальной величины налоговых платежей наиболее эффективным способом и их фактическое перечисление, исходя из оптимального уровня налоговых рисков». Сокращенно такую цель можно сформулировать, как «Перечисление оптимальных налоговых платежей», однако только развернутое определение позволяет выделить три основные подцели налогового менеджмента:

- расчет идеальной величины налоговых платежей;

- эффективное управление налоговыми рисками;

- поддержание высокого уровня общей и целевой эффективности.

Только достижение желаемого  уровня результатов по каждой из подцелей способно привести к выполнению общей  цели, причем результаты подцелей должны быть сбалансированы. В свою очередь реализация подцелей станет возможной только при достижении целей и задач низших уровней.

Существуют определенные критерии отбора, которые, как показал  опыт и исследования, помогают эффективно оценить и выбрать показатели:

1. Связь со стратегией. Этот критерий самый явный, но его значение нельзя переоценить. Система показателей - это инструмент перевода стратегии в действия посредством показателей деятельности, рассказывающих о стратегии. Выбор показателей деятельности, не влияющих на реализацию стратегии, может привести к замешательству и путанице, так как ресурсы будут расходоваться на выполнение показателей, от которых не зависит достижение общих целей налогового менеджмента. Несмотря на это, может быть нелегко установить связь каждого показателя со стратегией. Например, большинство диагностических показателей деятельности, которые необходимы для обеспечения повседневного рационального функционирования, не связаны со стратегией напрямую.

2. Количественное измерение. При применении творческого подхода можно выразить количественно практически все показатели деятельности.

3. Доступность. Нет сомнения в том, что новые и нетрадиционные показатели являются большим преимуществом сбалансированной системы. Но необходимо избегать использования показателей деятельности, требующих больших инвестиций в их измерение.

4. Доходчивость. Конечной целью создания системы показателей должно быть побуждение к действию. Этого трудно добиться, если персонал не понимает значения выбранных показателей. Пользователи сбалансированной системы сразу должны понимать как операционное, так и стратегическое значение каждого показателя. Также должно быть очевидным и желаемое значение показателя.

5. Сбалансированность. Необходимо избегать эффекта субоптимизации (т.е. улучшением одного показателя за счет других). Каждый показатель должен иметь вес, определяющий его влияние на общую цель. Кроме того, следует рассчитывать индексы по трем основным подцелям, которые необходимы для того, чтобы определить направления, требующие особого внимания.

6. Релевантность. Показатели в системе должны точно отражать процесс или цель. Хорошей проверкой является определение возможности действовать на основе результатов данного показателя. Оптимального числа показателей не существует, главное, чтобы они позволяли объективно оценивать результаты деятельности и удовлетворяли приведенным критериям. Все показатели системы необходимо документально систематизировать, подготовить по всем показателям подробную информацию, включая полный перечень их характеристик.

Информация о работе Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях