Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

1. Теоретическое обоснование фискальной функции налогов

1.1. Налогово-бюджетная  (фискальная) политика, ее цели, виды  и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые  предпринимает правительство с  целью стабилизации экономики с  помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание  циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде  всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение  проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки; 

2) налоги;

3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос  разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

Рисунок 1 - Совокупный спрос AD

 

C – потребительские расходы; I – инвестиционные расходы; G – расходы органов государственного управления; Xn – чистый экспорт.

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП. Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Причем, из простой Кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

 

Рисунок 1,2 - Модель Кейнсианского креста

 

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Фискальная политика (особенно изменение налогов) может влиять не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Совокупное предложение - это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке, сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства приданном уровне цен. Зависимость выражается следующим образом: повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, а их снижение сопровождается уменьшением объема производства. Таким образом, обнаруживается прямая зависимость между данными факторами. Что касается формы кривой совокупного предложения, то, несмотря на существующие среди экономистов разногласия, наиболее принятой является форма, включающая три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (отклоняющийся вверх) и классический (вертикальный). Для наглядности используется график совокупного предложения:

 

 

Рисунок 3 - Кривая совокупного предложения AS

 

- на горизонтальном, или кейнсианском, отрезке (1) национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным;

- на вертикальном, или классическом (2), национальный продукт остается постоянным, а уровень цен изменяется;

- на промежуточном (3) изменяются и реальный объем производства, и уровень цен.

Допустим, государство  проводит стимулирующую фискальную политику, снижая уровень налогов. Более  низкие налоги увеличат размеры доходов после налогообложения и, таким образом, увеличат сбережение домохозяйств. Аналогично, сокращение налогов на предпринимателей, увеличит прибыльность инвестиций. Увеличение сбережений и инвестиций увеличит норму накопления капитала. Более того, сниженные подоходные налоги увеличивают чистую зарплату, следовательно, усиливают стимул к труду.

Это приводит к сдвигу кривой предложения вправо. Что показано на рисунке

 

Рисунок 4 – Движение кривой совокупного предложения

 

Виды фискальной политики

Фискальная политика может быть двух видов - гибкая и автоматаческая, или, как чаще говорят, дискреционная (от англ, discretionary - действующий по своему усмотрению) и недискреционная политика. Начнем рассмотрение с последней.

Недискриационная фискальная политика - это политика также называется автоматической фискальной политикой является такой из-за так называемых встроенных стабилизаторов фискальной  политики, которые автоматически ослабляют воздействие на бюджет  колебаний экономической активности. Главными автоматическими стабилизаторами являются социальные трансферты и прогрессивные  налоги на прибыль и доходы. В современном мире налоги и социальные трансферты намного выше, чем сто лет назад, и поэтому их воздействие на экономику велико.

В период экономического подъема из-за прогрессивного налогообложения  налоговое бремя автоматически  усиливается и тем самым  предотвращается  «перегрев» экономики из-за экономического роста

А так как налоговые  доходы госбюджета сильно возрастают, а выплата пособий безработным  сильно снижается, то это в конечном счете приводит к появлению профицита  бюджета. Более того, из профицита  госбюджета теперь можно погашать государственный, образовавшийся в годы дефицита госбюджет.

В рамках дискреционной  политики при неокейнсианском подходе  предпочитают оперировать государственными расходами, так как они непосредственно, прямо воздействуют на совокупный спрос. При нелиберальном подходе предпочитают оперировать ставками налогов, хотя это оказывает опосредованное, косвенное воздействие на совокупный спрос. Часто применяется смесь этих двух подходов, как, например, в США в 2001 - 2003 гг., когда для выхода из экономического кризиса государство увеличивало государственные военные расходы и одновременна снижало налоги, в том числе индивидуальный подоходный.

Дискреционная фискальная политика может быть экспансионистской (рост государственных расходов и/или снижение налогов) или рестрикционной (снижение государственных расходов и/или рост налогов). При рестрикционной политике за счет снижения государственных расходов и роста налогов часто образуется профицит госбюджета.

Дискреционная финансовая политика требует от государства  больше умения, чем автоматическая финансовая политика. Во-первых,  при принятии решений надо четко представлять, в какой фазе цикла находится экономика, а это непросто (например, или это все еще фаза спада, с которой трудно бороться государственными заказами и снижением налогов, или уже началась фаза рецессии, переходить из которой в фазу подъема проще, для этого нужен толчок в виде роста спроса). Во-вторых, это временной лаг, т.е. период между двумя точками - первым моментом принятия решений об изменении государственных расходов и или налогов и моментом получения результатов этого решения (а этот лаг обычно занимает не меньше нескольких месяцев).

Поэтому на практике чаще используют комбинацию дискреционной  и не дискреционной фискальной политики.

 

1.2. Понятие  фискальной функции налогов

 

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная  с IV века н.э., - единый общегосударственный  центр Римской империи, куда стекались  все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные  расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении  поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Фискальная функция  налогов это одна из основных функций  налогов, которая характерна для  всех государств, независимо от их общественно  политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.

Абсолютное и относительное  увеличение налоговых поступлений  может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых платежей отразится на ухудшении условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например, к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует что, обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

1.3. Фискально – обязанные лица как участники налоговых отношений

 

Термины «фиск», «фискальная  обязанность» не применяются в российском законодательстве, однако по аналогии с международным налогообложением допустимо их применение для выделения едва ли не центральной группы участников налоговых отношений. Ведь именно на изъятие у них части принадлежащего этим частным субъектам налогообложения имущества, собственно, и направлено такое отношение. В целом фискально - обязанными липами в Российской Федерации выступают налогоплательщики и плательщики сборов.

Налогоплательщики и плательщики сборов - физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица (организации), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

При этом необходимо различать налогоплательщиков - физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц (организации).

Рассмотрим подробнее  различные виды налогоплательщиков (плательщиков сборов). Налогоплательщики (плательщики сборов) - физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (индивидуальные предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Такие зарубежные корпоративные юридические образования (компании, организации, фонды, фирмы и т.д.) уплачивают налоги в Российской Федерации, если они осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через свои постоянные представительства (если в России открыт филиал, офис, представительство, агентская сеть, развернута строительная площадка и т.д.).

Информация о работе Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях