Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность определяется тем, что изучение и анализ проводимой реформы трансфертного ценообразования в России важна не только государству, но и группам компаний, которые используют такие методы расчета. Существует необходимость и важность для экономики и бюджета страны осуществления контроля трансфертного ценообразования со стороны государственных органов и приведения в соответствие уровня налогообложения сделок, осуществляемых между взаимозависимыми компаниями, и сделок между независимыми компаниями. При отсутствии данного контроля взаимозависимые компании, например дочерние фирмы транснациональной корпорации, зарегистрированные и ведущие деятельность на территориях разных государств, могут регулировать размер налоговой базы (дохода), которая подлежит налогообложению в той или иной стране посредством установления определенных цен при совершении сделок друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

трансфертное цен.готовая работа.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     7) Требования к документированию ТЦО

     В соответствии с Законом налогоплательщики  обязаны подготавливать в произвольной форме документацию, содержащую обоснование методики ценообразования, использованной в контролируемых сделках, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом, превышает 100 млн. рублей.

     Такие документы должны быть представлены налогоплательщиком в налоговые органы в течение 30 дней с момента запроса. Однако такое требование может быть предъявлено не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

     Документация не потребуется для сделок в области внешней торговли с независимыми лицами, сделок, цены в которых соответствуют регулируемым ценам или предписаниям антимонопольных органов (с учетом особенностей, устанавливаемых для данных сделок законом), сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также сделок, в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

     Для всех сделок с взаимозависимыми лицами налогоплательщики будут обязаны подготавливать документацию в форме, традиционной для государств с развитой системой контроля за ТЦО, которая должна содержать функциональный анализ сторон контролируемой сделки (при условии проведения такого анализа налогоплательщиком), сведения об организационной структуре налогоплательщика, описание условий сделки, обоснование выбора метода ТЦО и источников информации, а также расчет интервала рыночных цен и корректировок налоговой базы, произведенной налогоплательщиком.

     8) Симметричные корректировки

     В случае если налоговыми органами будет  установлено, что цена, используемая в контролируемой сделке, не соответствует  рыночной цене и вынесено решение  об увеличении налоговой базы в отношении  одной из сторон этой сделки, другая сторона будет иметь право  на симметричную корректировку, т.е. право, на уменьшение налоговой базы исходя из скорректированной цены (налогоплательщики не будут иметь возможность проводить такие корректировки самостоятельно).

     Такие корректировки будут разрешены  лишь для российских организаций и только в отношении сделок внутри РФ.

     9) Соглашения о ценообразовании

     Закон вводит положение о соглашениях  о ценообразовании. Начиная с 1 января 2012 года, налогоплательщик вправе подать заявление на заключение соглашения о ценообразовании, определяющее порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке. Закон также разъясняет, что право на заключение соглашения о ценообразовании будет предоставлено налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков. Для иностранных компаний соглашения о ценообразовании будут недоступны.

     Заявление о заключении соглашения о ценообразовании  будет рассматриваться в срок не более девяти месяцев. Соглашения будут заключаться на срок до трех лет с возможностью продления  на последующие два года.

     Закон также предусматривает заключение многостороннего соглашения о ценообразовании  относительно внешнеторговой сделки, если стороной сделки является налоговый  резидент иностранного государства, с  которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

     Соглашения  о ценообразовании будут вступать в силу с 1 января года, следующего за годом его подписания (если иное не установлено соглашением). Однако соглашение может распространять свое действие и на прошлые периоды, а именно с даты обращения налогоплательщика с заявлением о его подписании и до даты вступления в силу.

     10) Штрафные санкции

     Штрафные  санкции за неуплату налога в результате применения нерыночных цен не будут  применяться в отношении 2012 и 2013 гг.

     Начиная с 2014 года, закон вводит положение о взыскании штрафа в размере 20% от суммы доначисленного налога. Начиная с 2017 г., штраф будет увеличен до 40% от суммы доначисленного налога, но не менее 30 000 руб.

     Штрафные  санкции не применяются в случае, если цены были установлены в соответствии с соглашением о ценообразовании, а также в случае предоставления налогоплательщиком документации, обосновывающей рыночный уровень цен. 
 

     11) Проверки ТЦО

     Правила, регулирующие проведения проверок ТЦО, будут установлены в соответствии со 
следующим графиком:

  • Проверка ТЦО в сделках, совершенных в 2012 году, может быть начата не позднее 31 декабря 2013 года;
  • Проверка ТЦО в сделках, совершенных в 2013 году, может быть начата не позднее 31 декабря 2015 года;
  • Правило о стандартном трехлетнем периоде, доступном для проверки, вступит в силу только с 1 января 2014 года.

     Во  время проверки проверяющие вправе истребовать информацию у всех участников сделки, а не только у проверяемого лица. Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) проверяющего органа. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов налогоплательщика, срок проверки может быть продлен дополнительно.

     12) Постоянное представительство

     В соответствии с положениями закона налогооблагаемый доход постоянного  представительства иностранной  компании в РФ определяется с учетом выполняемых функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

     Главная цель нововведения – исключить применение популярных методов “оптимизации налогообложения”, основанных на “договорных” ценах  и различных налоговых режимах, включая оффшоры.

     Как отметил в интервью газете “Экономика и жизнь” замминистра финансов Российской Федерации Сергей Шаталов, новый закон “не характерен для российского налогового законодательства, хотя элементы такого подхода уже присутствуют в Налоговом кодексе, особенно в части налогообложения прибыли”. Основное принципиальное отличие от существующих “принципов делового оборота” в сфере налогообложения заключается в том, что при определении цен существенно возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

     Интересно, что контроль за трансфертным ценообразованием выведен за рамки полномочий территориальных налоговых органов. Для этих целей создается специальная структура в центральном аппарате ФНС России – Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

     Раздел 4. Преимущества и  слабые стороны закона о трансфертном ценообразовании

     Принятие  новых правил трансфертного ценообразования, которые разработаны на основе международных принципов, можно рассматривать как положительные изменения для многих российских, так и международных корпораций, работающих на рынке РФ. Ст. 40 НК РФ уже не отвечает тем требованиям, которые предъявляются России как активному участнику мирового рынка товаров и капитала. Ключевым преимуществом закона является наличие переходного периода, за время которого бизнес сможет приспособиться к новым правилам. Кроме того, уточняется содержание используемых в настоящее время методов с целью приведения их в соответствие с международными принципами трансфертного ценообразования. В целом закон лучше проработан и либеральнее к бизнесу: так, штраф в 40% начинает действовать только с 2014 г., ограничены сроки проверки в первые годы действия закона (например, 2012 г. налоговики смогут проверить только в 2013 г.). Кроме того, теперь компании смогут доказывать, что цена сделки рыночная, применяя любые, а не только описанные в законе методы. В то же время налоговым представителям запрещено использовать информацию о ценах других компаний, недоступную проверяемой организации. Также следует отметить, что по сравнению с действующей сейчас в налоговом кодексе ст. 40 НК РФ количество контролируемых сделок в текущей версии закона даже снижается.

     Наличие современного законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием –  одно из условий принятия в ОЭСР, в которую рано или поздно рассчитывает вступить РФ. Если страны- торговые партнеры устанавливают строгие правила ценообразования, в РФ должно быть нечто похожее, иначе у работающих за рубежом компаний из России может возникнуть двойное налогообложение. При этом российские компании, которые выходят на международные рынки, сталкиваются с похожей проблемой, когда пытаются применить приемлемую в России модель ценообразовании в других государствах.

     И, пожалуй, самый главный момент: не стоит расценивать требование о  подготовке документации по контролируемым сделкам только как дополнительную нагрузку. Зарубежная практика показывает, что при правильном построении холдинга, грамотном выборе источников информации и метода определения цен и квалифицированном подходе к предоставлению данной информации в налоговые органы компания может обеспечить себе комфортные налоговые условия. Ведь рыночная цена для целей налогообложения – это не конкретная цифра, а установленный исследованием диапазон. И в рыночном диапазоне цены (рентабельности) компания сможет устанавливать цены по границе диапазона, удобной ей.

     В отличие от действующей сейчас системы, когда под статью 40 НК РФ подпадают  абсолютно все компании, закон оградит от проверок цен часть малого и среднего бизнеса. Это будет достигнуто за счет того, что требования об отчетах по примененным ценам, о раскрытии контролируемых сделок и т.д. будут применяться только к сделкам, начиная от определенного уровня. Кроме того, закон предусматривает еще одну новинку, позаимствованную из западной практики. Предполагается, что в будущем некоторые компании (крупнейшие налогоплательщики) смогут заранее согласовывать с налоговиками применяемые цены и методику их формирования (advanced pricing agreement). За рассмотрение заявки на соглашение с налоговиками придется заплатить 1,5 млн рублей. При отклонении от параметров соглашения оно может быть аннулировано. Тогда компания должна будет заплатить налоги, исходя из рыночных цен, пени (начиная со дня заключения соглашения) и штраф в 1,5 млн рублей.

     Эффективные методы решения вопросов трансфертного ценообразования

     Специалисты КПМГ по трансфертному ценообразованию считают, что в успешном решении вопросов трансфертного ценообразования компаниям помогут:

  • Планирование –  разработка экономически обоснованной политики по трансфертному ценообразованию и осуществление перспективного налогового планирования, учитывающего долгосрочные налоговые выгоды.
  • Реализация планов – разработка и применение эффективной политики, правил, средств контроля и систем для подготовки, отслеживания и проверки внутригрупповых сделок.
  • Соблюдение нормативных требований и подготовка документов – управление рисками в условиях, когда существуют подробные предписания относительно трансфертного ценообразования, строгие требования к документации, тщательно разработанная процедура проведения проверок и большие штрафы за невыполнение требований.
  • Урегулирование разногласий – разрешение споров, касающихся трансфертного ценообразования, с помощью предварительных соглашений о ценообразовании, переговоров с компетентными органами, арбитражных и судебных разбирательств.

     Соответственно помимо положительных сторон закона о трансфертном ценообразовании, существуют и отрицательные моменты данного новшества.

     Безусловно, необходимость введения отдельного раздела НК РФ, содержащего подробные  правила контроля трансфертных цен  для целей налогообложения давно назрела. В первую очередь, это связано с тем, что использование трансфертных цен является одним из основных инструментов налоговой оптимизации международного бизнеса. Кроме того, контроль за трансфертным ценообразованием влечет за собой целый ряд дополнительных вопросов, требующих надлежащего законодательного регулирования, включая специальные налоговые проверки, предоставление документации, обосновывающей трансфертные цены, симметричные корректировки, заключение соглашений о ценообразовании.

     Закон о трансфертном ценообразовании, подготовленный Министерством финансов РФ, значительно дополнен и еще более приближен к Руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию, являющемуся международным стандартом в этой области. Вместе с тем, закон все еще имеет ряд серьезных недостатков. Прежде всего, в соответствии с общемировой практикой, необходимо полностью отказаться от контроля за трансфертными ценами по внутрироссийским сделкам. По мнению Минфина, такой контроль необходим для устранения возможности компаний, имеющих дочерние предприятия в разных субъектах РФ, регулировать объем выплат региональной части налога на прибыль между регионами с помощью трансфертных цен. Тем самым Минфин пытается решить проблему бюджетного регулирования с помощью правил трансфертного ценообразования. Как следствие, под контроль трансфертного ценообразования попадает большой объем операций внутри страны, что приведет к существенному усложнению правил налогообложения для большинства средних и крупных российских компаний и потребует привлечения значительных трудовых ресурсов со стороны налоговых органов. Вероятно, проблему бюджетного регулирования субъектов РФ можно было бы решить другими, менее трудоемкими способами. Например, путем распределения подлежащей уплате в региональные бюджеты прибыли взаимозависимых компаний на основе объективных критериев их деятельности в конкретном субъекте РФ (штат работников, стоимость основных средств и т.п.), аналогично правилам, действующим в отношении распределения прибыли обособленных подразделений одного юридического лица. 
 
 
 

     Заключение

     Теперь  хотелось бы подытожить все вышесказанное. Ожидаемые изменения будут значительны как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов. 
Закон устанавливает новые принципы при распределении бремени доказывания обоснования примененных трансфертных цен и переносит основной груз ответственности на плечи участников рынка. Приоритетным для целей анализа становится не юридическая форма сделки, а ее фактическое содержание (экономическая сущность). 
Законодатель ожидает, что запланированные изменения позволят упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, послужат совершенствованию основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам для целей налогообложения. 
Следует отметить, что введение закона о трансфертном ценообразовании в действие запланировано с одновременным принятием закона о консолидированной налоговой отчетности. Последний позволяет компаниям вместе со всеми своими дочерними структурами выступать в качестве консолидированного налогоплательщика, что дает компаниям возможность суммировать прибыли и убытки отдельных участников консолидированной группы. Контроль за трансфертным ценообразованием в сделках между участниками консолидированной группы при этом производиться не будет.

Информация о работе Трансфертное ценообразование