Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность определяется тем, что изучение и анализ проводимой реформы трансфертного ценообразования в России важна не только государству, но и группам компаний, которые используют такие методы расчета. Существует необходимость и важность для экономики и бюджета страны осуществления контроля трансфертного ценообразования со стороны государственных органов и приведения в соответствие уровня налогообложения сделок, осуществляемых между взаимозависимыми компаниями, и сделок между независимыми компаниями. При отсутствии данного контроля взаимозависимые компании, например дочерние фирмы транснациональной корпорации, зарегистрированные и ведущие деятельность на территориях разных государств, могут регулировать размер налоговой базы (дохода), которая подлежит налогообложению в той или иной стране посредством установления определенных цен при совершении сделок друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

трансфертное цен.готовая работа.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим  законодательство о ценообразовании  в некоторых странах.

     Основными законодательными актами США являются Кодекс внутренних доходов, Временные  инструкции к Кодексу, Налоговый  кодекс США «IRC».

     Контроль  ценообразования осуществляется следующим  образом:

  • контроль уполномоченными органами взаимозависимых лиц путем разделения, распределения валового дохода, скидок, надбавок, если орган определит, что такое распределение влечет уклонение от налогов;
  • проверка экономии на затратах в случае действия в условиях юрисдикции, характеризующейся низкими затратами;
  • проверка методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm's length principle);
  • анализ финансовых коэффициентов налогоплательщика с данными статистики (SOI);
  • проверка методов определения цен (метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены перепродажи, метод «издержки плюс», метод распределения прибыли, метод сопоставления прибыли).

     При этом уполномоченный орган вправе производить анализ распределения валового дохода, если доходы превышают 10 млн. долл. США в год.

     В Великобритании основным законом является Закон о налоге на доходы физических лиц и корпораций Income and Corporation Taxes act.

     Контроль  ценообразования осуществляется следующим образом:

  • контроль за ассоциированными лицами (лицо, связанное с компанией, которая контролирует иную компанию, прямо или косвенно владеющее 30% акций, заемного капитала);
  • контроль за сделками с заинтересованностью;
  • проверка методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm's length principle).

     В Германии основными актами являются Положение о налоговом контроле, Закон «О налогообложении при  заграничных отношениях».

     Контроль  ценообразования осуществляется посредством следующих мероприятий:

  • контроль методов определения соответствия цен (метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод);
  • проверка суммы товарообмена между взаимосвязанными лицами (не превышает 5 млн. евро и общая годовая сумма других сделок не превышает 500 тыс. евро);
  • оценка круга взаимозависимых лиц (прямое или косвенное участие в 25% другой компании; лица, способные оказывать влияние на условия соглашения сделок, совершаемых другим лицом, наличие собственного интереса в сделках);
  • сопоставление контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами с такими же сделками между независимыми третьими лицами, проводимыми по возможности при более или менее одинаковых условиях;
  • определение цены «трансфертного пакета» осуществляется на ступени гипотетичной соразмерности.

     Ситуация в Америке

     Контроль  за трансфертным ценообразованием является одним из приоритетных направлений  деятельности налоговых органов  как в США, так и в Канаде. Аудиторы Налогового управления США  при проверке деятельности транснациональных корпораций особенно внимательно изучают трансфертное ценообразование. В США тщательно проверяются сделки по передаче в другие страны нематериальных активов, причем особое внимание уделяется соглашениям о долевом участии в расходах. Кроме того, в США все чаще проводятся проверки в отношении услуг, оказываемых друг другу предприятиями одной группы.

     Канада  продолжает оправдывать репутацию  страны, где проводятся одни из самых  серьезных проверок в сфере трансфертного  ценообразования. После их проведения канадским компаниям зачастую приходится значительно уменьшать выплачиваемые за границу роялти и показывать относительно высокие уровни операционной прибыли на том основании, что канадская компания или рынок обладает уникальными характеристиками, которые позволили бы получить значительную прибыль при заключении соответствующих сделок на рыночных условиях.

     Что касается Латинской Америки, то пятнадцать лет назад в этом регионе не было норм, регулирующих вопросы трансфертного  ценообразования. Сегодня такие нормы существуют во многих странах этого региона, причем по большей части они основаны на рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако в Бразилии продолжает действовать система установленной законом маржи, которая не основана на принципе заключения сделок на рыночных условиях. Ввиду этого обстоятельства и того факта, что Бразилия является важным торговым партнером в этом регионе, транснациональные корпорации должны проявлять осторожность в отношении внутригрупповых сделок на территории Латинской Америки.

     Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе

     Налоговые органы стран Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают усиливать контроль за соблюдением установленных требований и увеличивают бюджеты расходов на проведение проверок, уделяя при этом особое внимание трансфертному ценообразованию. Хотя в каждой юрисдикции есть свои особенности, можно говорить о том, что наблюдается общая тенденция к стандартизации трансфертного ценообразования в пределах каждой страны, а в некоторой степени и в пределах всего региона.

     Особенно  важные изменения происходят в сфере  предварительных соглашений о ценообразовании. В течение последнего десятилетия  налоговые органы все большего числа  стран Азии стали предлагать заключение предварительных соглашений о ценообразовании: в этом регионе реализуется несколько новых программ по таким соглашениям. Количество предварительных соглашений о ценообразовании, заключенных в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, продолжает расти, при этом в Японии ежегодно заключается почти 100 двусторонних соглашений, а в Австралии и Корее – около 20 или 30. Для сравнения: в США в 2006 и 2007 гг. заключалось более 100 предварительных соглашений о ценообразовании в год, однако сейчас их количество сократилось примерно до 70 в год.

     «В  соответствующих обстоятельствах  предварительные соглашения о ценообразовании  могут выступать эффективным  инструментом управления рисками, связанными с трансфертным ценообразованием. На заключение этих соглашений может уйти много времени и средств, но часто они могут помочь в выполнении таких важных задач, как снятие неопределенности или достижение конкретного результата по трансфертному ценообразованию», – считает Константин Юрченко.

     Ситуация в Европе

     Разработка  правил трансфертного ценообразования в странах Европы почти завершилась. Правительства стран этого региона призывают транснациональные корпорации соблюдать требования к документированию трансфертных цен путем принятия обязательных норм по документированию (Франция и Греция) или внедряют механизмы, направленные на предотвращение наложения штрафных санкций на налогоплательщиков (Италия). Другие страны готовятся к принятию правил трансфертного ценообразования, которые будут не только устанавливать требования к обязательной документации трансфертных цен, но и регулировать существенные вопросы в этой области (Ирландия, Австрия и Россия).

     Количество  договоренностей о взаимосогласительных процедурах и предварительных соглашений о ценообразовании увеличилось, причем их применяют все больше стран Европейского Союза. В прошлом транснациональные корпорации зачастую соглашались на двойное налогообложение, если его последствия не были существенными. Сейчас же более строгий контроль за трансфертным ценообразованием во многих странах привел к тому, что многие налогоплательщики поменяли свою политику.

     При этом необходимо подчеркнуть, что в  развитых странах контроль по линии  трансфертного ценообразования для внутриторговых операций практически не применяется. Конечно, злоупотребления такой практикой среди налогоплательщиков вполне обычны, но в большинстве стран она легализуется (через концепции консолидированного налогоплательщика, налогоплательщика-домохозяйства и т.д.) либо нивелируется иными способами. Среди последних можно выделить унитарную систему налогообложения, применяемую на уровне региональных властей в ряде стран; налогообложение по основному месту деятельности компании (независимо от места ее регистрации); натуральные формы обложения (например, по условиям соглашений о разделе продукции); порядок налогообложения по каждому участку деятельности компании (последний, кстати, уже присутствует в российском законодательстве в части регулирования налогообложения «постоянных представительств», предусмотренного заключенными Российской Федерацией налоговыми соглашениями с другими странами).

     Количество  стран, в которых принято специальное  законодательство, подробно регламентирующее правила ТЦО, постоянно растет (Рис. 1).

     

     Рис. 1. Динамика роста  количества государств, принявших специальные  правила контроля ТЦО

     Россия  не остается в стороне от данного  процесса, и дискуссия о том, что  действующие в России правила  трансфертного ценообразования  являются неэффективными и необходима их реформа, ведется уже в течение нескольких лет. Так мы переходим к рассмотрению следующего раздела. 
 
 
 

     Раздел 3. Трансфертное ценообразование  в России

     В июле 2011 года президент России Д.А. Медведев подписал закон о новых правилах трансфертного ценообразования в России. Правила вступают в силу 1 января 2012 года и вносят значительные изменения в текущее законодательство. В частности, вводятся новые методы для определения рыночных цен, требования по предоставлению уведомлений о контролируемых сделках и подготовке документации, обосновывающей рыночный уровень цен для целей налогообложения. Федеральная налоговая служба будет проводить специальные налоговые проверки по трансфертным ценам, предусмотрены штрафы за применение нерыночных цен (с 2014 года). У крупных компаний также появится возможность обратиться в Федеральную налоговую службу для заключения предварительного соглашения о ценообразовании.

     Новые правила во многом согласуются с  международными принципами трансфертного  образования, изданными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако у российских правил есть свои особенности, которые необходимо будет учитывать на практике. В частности, не допускаются самостоятельные корректировки трансфертных цен с целью уменьшения налогооблагаемой базы; для подтверждения рентабельности российских компаний предпочтительным является использование сведений из отчетности российских организаций (нежели  зарубежных компаний). Таким образом, международным компаниям, ведущим деятельность в России, следует проанализировать, насколько их глобальная политика трансфертного ценообразования соответствует новым правилам и какие шаги необходимо предпринять по доработке глобальной политики и подготовке документации по трансфертному ценообразованию с учетом российской специфики.

     Можно с уверенностью констатировать, что  сегодня трансфертное ценообразование   – самая обсуждаемая тема среди компаний, ведущих  деятельность в России. Игнорирование изменений в российских правилах трансфертного ценообразования может привести к возникновению значительных налоговых рисков. При этом, поскольку подготовка к новым правилам занимает определенное время, многие компании начали предпринимать соответствующие действия уже сейчас.

     Тема  рыночных цен и контроля за трансфертным ценообразованием последнее время становится все актуальнее. Arm’s length principle, или “принцип вытянутой руки” – так называют совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами, к налогообложению связанных между собой компаний. Такие компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат в сумме отличной от рыночной. Целью при этом обычно является снижение налоговых выплат. Согласно принципу «вытянутой руки», для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

     С начала будущего года применение такого принципа ждет и российские организации. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» опубликован 22 июля в «Российской газете» и вступает в силу с 1 января 2012 года. Помимо статьи 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», теперь для указанных целей в первую часть Налогового кодекса вводится новый раздел V.1, состоящий из шести глав.

     Новое законодательное регулирование контроля за трансфертным ценообразованием направлено на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках, совершаемых в целях уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж. В тоже время, предложенный в Законе механизм создает дополнительные гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний, посредством обеспечения справедливых конкурентных условий.

     Следует отметить, что нормы, заложенные в Законе, в полной мере соответствуют международным принципам регулирования трансфертного ценообразования, в основе которых положено «Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств», принятое Комитетом по налоговым вопросам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию 25 июня 1995.

     Закон определяет круг лиц, взаимоотношения  между которыми могут повлиять на формирование цены сделки между ними, и круг взаимозависимых лиц. При  этом статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) утрачивают силу. 

     Ключевые положения Закона

Информация о работе Трансфертное ценообразование