Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
В связи с большим количеством проблем и противоречий в этой области невозможно охватить их все полностью, поэтому в работе основное внимание сконцентрировано на возможном постепенном снижении налоговых ставок.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы и принципы построения налоговой системы Российской Федерации
1.1 Современные теории налогов
1.2 Сущность, функции и виды налогов
1.3 Принципы построения налоговой системы и её основные элементы
2. Анализ и состояние налоговой системы
2.1 Общая характеристика современного состояния налоговой системы
2.2 Анализ федеральных налогов
2.3 Налоги субъектов федерации и местные налоги
3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Мероприятия по усовершенствованию правовой базы налоговой системы
3.2 Совершенствование налоговой и бюджетной системы и их взаимосвязь
3.3 Основные направления совершенствования налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические проблемы формирования налоговои.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов.

Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы.

Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания.

3.2 Совершенствование налоговой  и бюджетной системы и их  взаимосвязь

Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий.

При разделении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

1) стабильность: чем в большей  степени налоговые поступления  зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень  бюджетной системы, за которым  закрепляется этот налоговый  источник и полномочия по его  регулированию;

2) экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной  системы должны закрепляться  налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей  степени зависит от экономической  политики данного уровня власти;

3) территориальная мобильность  налоговой базы: чем выше возможности  для перемещения налоговой базы  между регионами, тем на более  высоком уровне бюджетной системы  должен вводиться соответствующий  налог и тем выше предпосылки  для централизации данных налоговых  поступлений (доходов);

4) равномерность размещения  налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой  базы, тем на более высоком  уровне должен вводиться соответствующий  налог и тем выше предпосылки  для централизации данных налоговых  поступлений (доходов);

5) социальная справедливость: налоги, носящие перераспределитель-ный  характер, должны быть в основном  закреплены за федеральным уровнем  власти;

6) бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи  за бюджетные услуги, должны поступать  в бюджет, финансирующий соответствующие  услуги.

Предполагается, что в период реализации Программы наиболее существенными изменениями в разграничении налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы должны стать:

а) законодательное закрепление на долгосрочной основе 100 процентов поступлений по налогу на доходы физических лиц за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации (с разделением между региональными и местными бюджетами, в том числе — с выделением в составе налоговых поступлений в местные бюджеты минимально гарантированной и выравнивающей частей);

б) законодательное закрепление на долгосрочной основе не менее 70 процентов поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации (с разделением между региональными и местными бюджетами, в том числе с выделением в составе налоговых поступлений в местные бюджеты минимально гарантированной и выравнивающей частей);

в) зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации 100 процентов платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами с возможным последующим их преобразованием в региональные налоги (с разделением поступлений между региональными и местными бюджетами);

г) повышение централизации платежей за пользование неравномерно размещенными природными ресурсами (прежде всего, по углеводородному сырью);

д) корректировка пропорций и механизма расщепления поступлений налога с продаж между региональными и местными бюджетами (разделение поступлений в местные бюджеты на минимально гарантированную и выравнивающую части);

е) отмена налога на пользователей автодорог и введение регионального транспортного налога;

Данный пункт был исполнен еще в 2002 году, когда был отменен дорожный налог и введен транспортный.

ж) замена регионального налога на имущество предприятий, местного налога на имущество физических лиц и земельного налога местным налогом на недвижимость;

Этот принцип не был выполнен. Изначально так и предполагалось сделать, но на данный момент отменен налог на недвижимость, а действуют региональный налог на имущество предприятий, местные — налог на имущество физических лиц и земельный налог.

з) закрепление 100 процентов поступлений (за исключением платежей в государственные внебюджетные фонды) по налогам на совокупный доход (единому налогу на вмененный доход, единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу) за местными бюджетами с расширением полномочий органов власти местного самоуправления по данным налоговым режимам.

На региональном и местном уровнях существует проблема недостаточности собственных доходов.

В современных условиях проведения административной реформы в стране проблема недостаточности собственных доходов местных бюджетов может отрицательно сказаться на всех направлениях проведения административной реформы.

Система налогообложения является одним из наиболее действенных и мощных инструментов государственного регулирования транспортной деятельности.

При этом общие принципы налогообложения должны применяться на транспорте с учетом ряда его особенностей как инфраструктурной системы. Сложившаяся налоговая система в целом выполняет свою функцию — пополнение бюджета финансовыми ресурсами.

В то же время существующая налоговая система препятствует реализации сценария ускоренной диверсификации экономики – в ней не предусмотрено достаточных мер по стимулированию инвестиционной активности, научных исследований и разработок.

Совершенствование бюджетного процесса должно быть направлено на развитие рыночных отношений, поддержание инфраструктуры в необходимом состоянии для эффективного осуществления государственных функций, обеспечения эффективного функционирования налоговой системы.

Бюджетное финансирование транспортного сектора должно носить минимально необходимый характер и направляться на:

обеспечение выполнения в транспортной сфере государственных функций;

гарантированное поддержание в работоспособном состоянии и простое воспроизводство объектов транспортной системы, находящихся в государственной собственности;

гарантированное финансирование закрепленных в нормативных актах государственных обязательств, в том числе – по финансированию выданных федеральными и региональными властями «социальных мандатов»;

стимулирующее или долевое финансирование важнейших проектов, связанных с ликвидацией «узких мест» в транспортной инфраструктуре, в том числе – в форме бюджетного обеспечения иностранных или коммерческих заимствований;

3.3 Основные направления  совершенствования налоговой системы

Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:

1.Контроль за трансфертным  ценообразованием в целях налогообложения:

−Определение взаимозависимости лиц

−Установление закрытого перечня контролируемых сделок

−Введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами

−Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами

−Введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.

2.Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам:

−Освобождение о обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.)

−Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время — 30%)

3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний:

−Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний

−Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации

−Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированые компании

−Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями

−Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании

−Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода.

4. Проблемы определения  налогового резиденства юрлиц: Введение  понятия резидентства юрлиц на  основе критериев места управления  и резиденства участников юрлица, владеющих в нем контрольным  пакетом

5. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль

Одним из факторов экономического роста сторонники концепции «экономики предложения» считают понижение налоговых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал программу администрации президента Рейгана на период 80-х годов, которая была направлена на стимулирование экономической активности в стране.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый «эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «Кривая Лаффера».

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога.(рис.2).

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений ®, по горизонтальной — значения ставок подоходного налога ®.

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлении. При r = 100 % общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

Рисунок 2. Кривая Лаффера

В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Rb < Rа).

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

И хотя бесспорным является тот факт, что изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее воздействие на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались ошибочными: не увеличилась доля сбережений и предложение труда. В 1983 г. в США дефицит бюджета составил $ 200 млрд.

Практическое использование кривой Лаффера оказалось весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов помимо налоговых ставок.

Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.

Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.

Информация о работе Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации