Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
В связи с большим количеством проблем и противоречий в этой области невозможно охватить их все полностью, поэтому в работе основное внимание сконцентрировано на возможном постепенном снижении налоговых ставок.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы и принципы построения налоговой системы Российской Федерации
1.1 Современные теории налогов
1.2 Сущность, функции и виды налогов
1.3 Принципы построения налоговой системы и её основные элементы
2. Анализ и состояние налоговой системы
2.1 Общая характеристика современного состояния налоговой системы
2.2 Анализ федеральных налогов
2.3 Налоги субъектов федерации и местные налоги
3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Мероприятия по усовершенствованию правовой базы налоговой системы
3.2 Совершенствование налоговой и бюджетной системы и их взаимосвязь
3.3 Основные направления совершенствования налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические проблемы формирования налоговои.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

Но со дня принятия нового Налогового кодекса РФ произошли кардинальные изменения. С 1 января 2005 года были отменены налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. [1]. С 1 января 2002 года был отменен дорожный налог и с 1 января 2004 года — налог с продаж.

То есть, на 2006 год действуют следующие виды налогов:

1) Региональные – налог  на имущество организаций, транспортный  налог, налог на игорный бизнес.

2) Местные налоги –  земельный налог, налог на имущество  физических лиц.

То есть на данный момент для целей налогообложения юридических лиц нас могут интересовать только следующие налоги: региональные – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; а из местных налогов только земельный налог.

Транспортный налог. Согласно пп. «ж» п.1 ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (Ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. [1]. (Ст. 358 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в таблице 2. [3].

При сравнении старых и новых ставок налога можно заметить, что:

- в среднем в 2 раза увеличены  налоговые ставки по грузовым  автомобилям и другим самоходным  транспортным средствам, машинам  и механизмам на пневматическом  и гусеничном ходу;

- по автобусам с мощностью  двигателя до 200 л. с. налоговые ставки  увеличены в 5 раз, а по автобусам  с мощностью двигателя свыше 200 л. с. — в 10 раз;

- по мотоциклам и мотороллерам  налоговые ставки увеличены в  среднем в 10 раз (в зависимости  от мощности);

- по легковым автомобилям  прослеживается такая тенденция, что чем выше мощность автомобиля, тем в большее количество раз  увеличены налоговые ставки. Так, по автомобилям с мощностью  до 100 л. с. ставки увеличены в 10 раз, по автомобилям с мощностью  свыше 100 л. с. до 150 л. с. ставки увеличены  в 5 раз, по автомобилям с мощностью  свыше 150 л. с. до 200 л. с. ставки увеличены  в 7,8 раз, по автомобилям с мощностью  свыше 200 л. с. до 250 л. с. ставки увеличены  в 11 раз, а по автомобилям с  мощностью свыше 250 л. с. ставки увеличены  даже в 23 раза.

Такое значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что в п.5 ст.6 Закона N 1759-1 была предусмотрена норма, согласно которой увеличение (уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в ст.6 Закона N 1759-1, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и устанавливалась ими в законах, действующих в отдельных регионах.

Таблица 2. Базовые ставки транспортного налога[3].

N п/п

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (руб.)

Ставки, устанавливаемые с каждой лошадиной силы

Автомобили легковые с мощностью двигателя:

1

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

5

2

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

7

3

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

4

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

15

5

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя:

6

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

2

7

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

4

8

свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

10

Автобусы с мощностью двигателя:

9

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

10

10

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя:

11

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

5

12

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

8

13

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

10

14

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

13

15

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

17

Другие транспортные средства:

16

другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя:

17

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

5

18

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

10

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя:

19

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

10

20

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно — моторные суда с мощностью двигателя:

21

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

20

22

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя:

23

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

25

24

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

50

Воздушные суда, имеющие двигатели:

25

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Ставки, устанавливаемые с каждой регистровой тонны валовой вместимости

26

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость

20

Ставки с единицы транспортного средства

27

Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме указанных в строке 27)

200

Земельный налог. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В 2005 году земельный налог по нормам новой (31) главы НК РФ будут уплачивать налогоплательщики тех местностей, муниципальные власти которых примут соответствующий закон. Для прочих регионов налогообложение земельным налогом по-прежнему регламентируется Законом Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 «О плате за землю». [3].

Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка. Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе:

- Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена  Славы;

- инвалидов, имеющих III степень  ограничения способностей к трудовой  деятельности, а также лиц, которые  имеют I и II группу инвалидности, установленную  до 01.01.2004 без внесения заключения  по степени ограничения способности  к трудовой деятельности;

- инвалидов с детства;

- ветеранов и инвалидов  ВОВ, а также ветеранов и инвалидов  боевых действий и др. категорий.

В Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» был с 01.01.2005 года также внесены изменения:

1) Ставки земельного налога, действовавшие в 2004 году применяются  в 2005 году с коэффициентом 1,1 (кроме  земель сельскохозяйственного назначения).

2) Налог на земли, предоставленные  под индивидуальное жилищное  строительство, составит 3% от ставки  земельного налога, установленной  органами местного самоуправления  в городах и поселках городского  типа, но не менее 10 рублей за  квадратный метр в 1994 году или 62,72 коп. за квадратный метр в 2005 году.

3) Организации и граждане  — собственники земельных участков  в период проектирования и  строительства жилья (кроме индивидуального) будут платить земельный налог  с застраиваемого участка в  двукратном размере в течение  трех лет. Если жилищное строительство  продолжается более трех лет  налог с организаций и граждан  будет взиматься в четырехкратном  размере. Для индивидуального жилищного  строительства, взимается в двукратном  размере в течение периода  проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

4) Определены ставки земельного  налога за земли, предоставленные  под ИЖС.

5) Отменены статьи 18 и 19 Закона  РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за  землю», в которых устанавливается  порядок перечисления налога  на счета соответствующих бюджетов.

Также с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №117-ФЗ от 22.07.2005, в соответствии с которым предоставлена льгота по земельному налогу для резидентов особых экономических зон (п.9 ст.395 НК РФ).

Налог на имущество организаций. С 1 января 2004 г. осуществляется исчисление и уплата налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

С 1 января 2006 года вступили два Федеральных закона, которые упоминались ранее, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №117-ФЗ от 22.07.2005, «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2005, согласно которым предоставлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон. В ст.381 НК РФ добавлен п.17, который освобождает от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. А также дополняется перечень имущества, не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре (ст. 381 НК РФ).

3. Основные направления  совершенствования налоговой системы  Российской Федерации

3.1 Мероприятия по усовершенствованию  правовой базы налоговой системы  РФ

Период кардинальных изменений налоговой системы подходит к концу. На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

В перспективах реформирования налоговой системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2010 г. является разработка законопроекта о налоговой амнистии.

Президент предлагает следующие меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:

1.Целесообразно рассмотреть  возможность дальнейшего снижения  налогового бремени

2.Необходимо дифференцировать  ставки акцизов на бензин, исходя  из его качества, имея ввиду  установление более низкой ставки  на высококачественный бензин  и более высокой ставки на  бензин низкого качества.

В Послании Президента отвергается недавно прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога. Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население должен быть реформирован налог на недвижимость.[6]

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

Информация о работе Теоретические проблемы формирования налоговой системы Российской Федерации