Сущность налогов как финансово-экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:04, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Сущность налогов как финансово-экономической категории……..3
3. Функции налогов, их взаимосвязь………………………………………………..5
4. Экономическое содержание акцизов как разновидности косвенных налогов, их назначение…………………………………………………..9
5. Характеристика элементов налога……………………………………………...14
6. Заключение…………………………………………………………………………………..22
7. Список литературы……………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую  базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе полученных в установленных случаях  от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме.

4. Налоговая ставка.

Налоговые ставки по федеральным налогам  устанавливаются Налоговым кодексом, а в отдельных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться  Правительством Российской Федерации  в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам  устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных  НК РФ.

В общем виде, ставки разделяются  на твердые и долевые (процентные).

«Твердые ставки устанавливаются  в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения  независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных  участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин. Твердые  ставки являются одной из форм льготного  обложения.

Долевые (процентные) ставки устанавливаются  в виде доли (процента) от объекта  налогообложения. Долевые (процентные) ставки устанавливаются при обложении  имущества, прибыли юридических  лиц и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья. Долевые ставки могут быть пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются  в виде единого фиксированного процента (доли) к объекту обложения независимо от его величины. Например, по пропорциональной ставке облагаются операции с ценными  бумагами.

Прогрессивные ставки характеризуются  тем, что процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). Простая (ступенчатая) прогрессия состоит в том, что  процент изъятия увеличивается  по мере роста объекта обложения  и применяется ко всей его величине.

Сложная (скользящая) прогрессия характеризуется  тем, что объект обложения делится  на части и каждая последующая  часть облагается по более высокой  ставке. Таким образом, скользящая профессия  обеспечивает плавное, постепенное  нарастание размеров обложения.

Регрессивная ставка устанавливается  как уменьшающаяся по мере роста  размера облагаемой базы.

5. Налоговый период.

"Под налоговым периодом понимается  календарный год или иной период  времени применительно к отдельным  налогам, по окончании которого  определяется налоговая база  и исчисляется сумма налога, подлежащая  уплате. Налоговый период может  состоять из одного или нескольких  отчетных периодов, по итогам  которых уплачиваются авансовые  платежи". Налоговый кодекс Российской  Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010) п.1 ст. 55.

Если организация была создана  после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени  со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени  от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица). Если организация, созданная  после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого  года, налоговым периодом для нее  является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации). Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Указанные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

6. Порядок исчисления налога.

Порядок исчисления налога - это порядок  определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот". В  случаях, предусмотренных законодательством  РФ о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога может  быть возложена на налоговый орган  или налогового агента. В этих случаях  не позднее 30 дней до наступления срока  платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны  размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также  срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством  РФ по налогам и сборам.

1. Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основании данных регистров  бухгалтерского учета и (или)  на основе иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо  связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основе данных учета доходов  и расходов и хозяйственных  операций в порядке, определяемом  Министерством финансов РФ и  Министерством РФ по налогам  и сборам.

3. Остальные налогоплательщики  - физические лица исчисляют налоговую  базу на основе получаемых  в установленных случаях от  организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Применяются следующие системы  исчисления налога:

Некумулятивная - обложение налоговой  базы предусматривается по частям (налог  на добавленную стоимость);

Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

Порядок и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налогов регламентирован  ст. 58 НК РФ. Основными положениями  этой статьи являются:

1) уплата налога производится  в установленный срок разовой  вы платой всей суммы налога  или в ином порядке, предусмотренном  Кодекса и другими актами законодательства  о налогах и сборах;

2) подлежащая уплате сумма налога  уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком  или налоговым органом в установленные  сроки;

3) уплата налогов производится  в наличной или безналичной  форме. При отсутствии банка  налогоплательщик или налоговый  агент, являющиеся физическими  лицами, могут уплатить налоги  через кассу сельского или  поселкового органа местного  самоуправления либо через организацию  связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. На обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов;

4) порядок уплаты федеральных  налогов устанавливается Налоговым  кодексом РФ;

5)порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Срок уплаты налога - календарная  дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Действующим налоговым законодательством  Российской Федерации предусмотрена  достаточно жесткая мера ответственности  за налоговые правонарушения; знание налоговых норм, регулирующих эту  сферу отношений, позволяет хозяйствующим  субъектам избежать налоговых санкций  и тем самым повысить прибыльность и конкурентоспособность выпускаемых  товаров (выполняемых работ, оказываемых  услуг).

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие  их них: реальная возможность выплаты  налога, его прогрессивный, однократный  обязательный характер, простота и  гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая  политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых  льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства  и социальной сферы.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Список литературы.

 1. Налоговый Кодекс РФ. Части I (в ред. 02.11.2004). - Справочная система Гарант.

2. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.  Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Фенис, 2003

3. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Краткий курс. - СПб: Питер, 2004.

4. Налогообложение. Учебник для ВУЗов / Под ред. Иванченко Н.С. - М.: Инфра-М, 2004.

5. Русакова И.Г. Налоги и налогообложение в России. - М.: Инфра-М, 2003.

6. Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003.

7. Черник Д. Г. Налоги. -5-е изд., -М.: Финансы, 2003.

 


Информация о работе Сущность налогов как финансово-экономической категории