Сущность налогов как финансово-экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:04, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Сущность налогов как финансово-экономической категории……..3
3. Функции налогов, их взаимосвязь………………………………………………..5
4. Экономическое содержание акцизов как разновидности косвенных налогов, их назначение…………………………………………………..9
5. Характеристика элементов налога……………………………………………...14
6. Заключение…………………………………………………………………………………..22
7. Список литературы……………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………………………….2

2. Сущность налогов как финансово-экономической категории……..3

3. Функции налогов, их взаимосвязь………………………………………………..5

4. Экономическое содержание акцизов как разновидности косвенных налогов, их назначение…………………………………………………..9

5. Характеристика элементов налога……………………………………………...14

6. Заключение…………………………………………………………………………………..22

7. Список литературы……………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.                                                                                                       Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

1) гасить возникшие «сбои» в  системе распределения;

2) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или  иной формы деятельности.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая  политика и финансовое воздействие  на предпринимательство. Осуществляя  это воздействие, государство преследует следующие цели:

- достижение постоянного устойчивого  экономического роста;

- обеспечение стабильности цен  на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости  трудоспособного населения;

- обеспечение минимального уровня  доходов населения;

- создание системы социальной  защищенности граждан, в первую  очередь пенсионеров, инвалидов,  многодетных;

- равновесие во внешнеэкономической  деятельности.

Найти правильно сбалансированное соотношение этих целей и есть главное в экономической политике государства. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Сущность налогов как  финансово-экономической категории.

Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.

НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог  как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

Данное определение содержит следующие  признаки налога:

- обязательность - все налогоплательщики  должны уплачивать законно установленные  налоги и сборы;

- индивидуальная безвозмездность  - взамен уплаты налога плательщики  не получают со стороны государства  какие-либо блага, носящие индивидуальный  характер;

- уплата в денежной форме  - уплата налогов в натуральной  или другой форме, отличной  от денежной, осуществлена быть не может;

- цель взимания налога - финансовое  обеспечение расходов, осуществляемых  государством в процессе своей  деятельности.

Налог - категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог»  с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных  изъятий и установить его отличие  от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении  экономической природы налога важнейшим  критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной  системе общества.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для  удовлетворения общественных потребностей.

 Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями,  складывающимися у государства  с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог»  приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и  правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории «налог»  являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает  взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов  государства. Налог обычно рассматривают  как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом.

Отчуждение собственности в  результате налоговых отношений  происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые  денежные средства, а часть денежного  дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению  налогом или иной собственности, которая служит основой экономических  отношений.

Следовательно, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти - с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

 

 

 

 

Функции налогов, их взаимосвязь.

Являясь основной формой финансового  обеспечения деятельности государства  в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним из мощнейших  рычагов в руках государства, посредством которого оно может  осуществлять регулирование процессов  и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот  и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, работ и услуг.

С помощью налогов государство  решает экономические, политические,

социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического  назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога - это способ выражения  сущностных свойств налога. Функция  показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и  контролирующую роль.

 Функции налогов взаимосвязаны  - реализация фискальной функции  создает материальную основу  для осуществления экономической  роли государства, т.е. экономической  функции.

В экономической литературе до сих  пор не существует единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых  указываются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая и другие, часть из которых не имеет под собой научного и теоретического основания.

Во-вторых, часто подменяются понятия  «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».

Между тем функции налоговой  системы являются выражением ее внутренней сущности и не сводятся к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный во времени характер и  формулируются государством. Задачи налоговой системы и налоговой  политики, в которой она проявляется, определяются на конкретный период развития соответствующими органами власти.

В этой связи функции, с одной  стороны, и цели, и задачи - с другой, можно различать как объективное и субъективное, как результат экономических отношений и экономической политики. Отказ от признания объективности функций налога лишает процесс их реализации объективной основы, что создает иллюзию возможности решения проблем налогообложения субъективными актами введения одних налогов или отмены других. В то время анализ налоговых отношений, проявляющихся в их функциях, придает налоговой политике объективную обусловленность и содержательность.

Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельных функций налогов можно выдвинуть социальную и контрольную функции.

1) Фискальная (распределительная)  функция налогов. Посредством  этой функции реализуется основное  общественное назначение налогов  - формирование финансовых ресурсов  государства, необходимых для  осуществления им возложенных  на него обществом функций.

В рамках фискальной функции реализуются  экономические отношения между  налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических  агентов к государству.

2) Регулирующая функция налогов.  Данная функция призвана решать  посредством налоговых механизмов  те или иные задачи налоговой  политики государства, а также  предполагает влияние системы  налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т.п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.

В случае нарушения соотношения  между денежной массой, находящейся  в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в  сфере обращения средств, не подкрепленных  товаром, государство может усилить  роль косвенного налогообложения для  изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.

С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связаны  его социальная и контрольная функции.

3)Социальная функция затрагивает  проблемы справедливого налогообложения  и реализуется посредством:

- использования прогрессивной  шкалы налогообложения;

- применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых  на приобретение или строительство  нового жилья);

- введения акцизов на предметы  роскоши (например, акциз на ювелирные  изделия);

- введения в структуру налоговой  системы ряда отчислений, направляемых  во внебюджетные государственные  социальные фонды и т.п.

Поэтому граждане, получающие большие  доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция  регулирует размер налогового бремени  исходя из величины доходов физического  лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся  за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения  национального дохода с целью  поддержания социального баланса  в обществе. Она базируется на сложной  системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть - плательщик, федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между  экономическими агентами, субъектами Федерации.

4) Контрольная функция. Сущность  ее состоит в количественном  отражении и соответствии налоговых  платежей и налоговых поступлений.  Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.

Полная реализация всех функций  налогообложения обеспечивает эффективность  финансово-бюджетных отношений и  налоговой политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическое содержание акцизов как разновидности косвенных налогов, их назначение.

В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически  всех стран рыночной экономики, что  связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным  налогом, акцизы выступают одним  из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая  тем самым свою высокую фискальную значимость.

Следует отметить, что взимаемый  в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной  продукции, ни показателем эффективности  производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров  для изъятия в доход государства  части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров  вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают  средством ограничения потребления  подакцизных товаров и регулирования  спроса и предложения на них. Сумма  акциза включается производителем подакцизной  продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С  целью ослабить его негативное влияние  на малообеспеченные слои населения  в число подакцизных товаров  традиционно включают предметы роскоши  и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь  дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

Информация о работе Сущность налогов как финансово-экономической категории