Сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит во всестороннем изучении налогов и налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ....................................................................................4
1.1 Сущность и принципы налогообложения......................................................4
1.2 Элементы налогов...........................................................................................7
1.3 Функции налогов.............................................................................................11
1.4 Способы взимания налогов............................................................................14
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ...............................................................15
2.1 Основные виды налогов в Российской Федерации......................................15
2.2 Налогообложение в Российской Федерации................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ....................................................................................4

1.1 Сущность и принципы налогообложения......................................................4

1.2  Элементы налогов...........................................................................................7

1.3 Функции налогов.............................................................................................11

1.4 Способы взимания налогов............................................................................14

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ...............................................................15

2.1 Основные виды налогов в Российской Федерации......................................15

2.2 Налогообложение в Российской  Федерации................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей. 

Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь — выравнивания уровня доходов граждан. Роль механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны. 

Постоянно расширяется  поток нормативных документов по дополнению уже принятого законодательства, касающегося как всей системы  налогообложения, так и отдельных элементов налога. Особое значение для современной России имеет формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи — строгое соблюдение действующего налогового законодательства. 

Законопослушный налогоплательщик даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса часто имеет  возможность минимизировать свои платежи  по налогам. Соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению. Поэтому знание налогов и налоговой политики очень важно в настоящее время.  
Цель работы состоит во всестороннем изучении налогов и налоговой системы.

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ

1.1. Сущность  и принципы налогообложения

Прежде всего, остановимся  на необходимости налогов. Налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для  содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность  налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более  глубоко вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые  сформулировал Адам Смит в форме  четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений  и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные  принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или  тройного обложения.

 

1.2 Элементы налогов

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при  их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

Объектом налогообложения  может быть действие, состояние или  предмет, подлежащий налогообложению. , В этом качестве выступают:

· имущество;

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

· прибыль;

· доход (в виде процентов и дивидендов);

· иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу - сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу - рубль.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база - это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка - это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные  ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) -- по ставке 20%; третья (более 150000 руб.) -- по ставке 30%.

Информация о работе Сущность налогов