Сущность и принципы налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы – выявить основные положения налогового законодательства, касающиеся постановки на налоговый учет, а также общую характеристику налогового учета и принципы его ведения. Задачи исследования: 1. Изучить основную характеристику налогового учета; 2. Рассмотреть основные элементы и принципы налогового учета; 3. Выявить основные перспективы налоговой политики на 2014 год. Объект исследования – система налогового учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Сущность и принципы налогового учета…………………………………4
Понятие, сущность и виды налогового учета……………………...4
Основные элементы налогового учета……………………………..8
Принципы налогового учета………………………………………12
Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов…………………………………………...…………………………..14
2.1. Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015 – 2016 годов…………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………...………………………25
Список используемой литературы…………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. налоговый учет.docx

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

 

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Сущность и принципы налогового учета…………………………………4
    1. Понятие, сущность и виды налогового учета……………………...4
    2. Основные элементы налогового учета……………………………..8
    3. Принципы налогового учета………………………………………12
  2. Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов…………………………………………...…………………………..14

2.1. Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015 – 2016 годов…………………………………………………………………15

Заключение…………………………………………...………………………25

Список используемой литературы…………………………………………..26

 

Введение   
 
 Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины.      Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов. Взимание налогов -  одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.    Учет налогоплательщиков - это первый этап налоговой работы. Прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать.            В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.            Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия1.      Цель моей работы – выявить основные положения налогового законодательства, касающиеся постановки на налоговый учет, а также общую характеристику налогового учета и принципы его ведения.  Задачи исследования:           1. Изучить основную характеристику налогового учета;    2. Рассмотреть основные элементы и принципы налогового учета;  3. Выявить основные перспективы налоговой политики на 2014 год.            Объект исследования – система налогового учета.

 

 

  1. Сущность и принципы налогового учета

1.1. Понятие, сущность и виды налогового учета 

Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.   Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым Кодексом Российской Федерации.        Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.   Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.            Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.2   В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.       Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.3         Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т.ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.     Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.            Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.        Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.   Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.    За нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.        Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:            - налоговый учет организаций;         - налоговый учет физических лиц.       Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица - по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.     К основным процедурам, связанным с учетом плательщиков, можно отнести следующие:            1. Получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).            2. Получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации об изменении документов налогоплательщика в базу данных.     3. Получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).    4. Выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также - различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.      5. Ответы на запросы, поступающие из налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся сведений, содержащихся в учредительных документах налогоплательщиков и их счетов в банках.              6. Представление базы данных ЕГРН на региональный уровень.    7. Составление отчетности о работе по учету плательщиков и участие в составлении отчетности о работе инспекции.       8. Выверка сведений, содержащихся в базе данных.     9. Прочие работы, не вошедшие в перечень, но связанные с учетом плательщиков.

 

1.2. Основные элементы налогового учета.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов: 1) субъекты налогового учета;        2) объекты налогового учета;        3) основания налогового учета;       4) место постановки на налоговый учет;       5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;   6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.          Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы4.     Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.    Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций и физических лиц по предоставлению информации, необходимой для постановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.        Основания налогового учета - это юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета.   Основаниями постановки на налоговый учет являются:    1) государственная регистрация юридического лица;    2) государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;      3) выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;             4) государственная регистрация физического лица по месту жительства;             5) создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организации;           6) обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.        Основаниями же для переучета и снятия с налогового учета являются:  1) изменение юридического адреса и государственная перерегистрация организации;             2) изменение места жительства физического лица;     3) ликвидация (банкротство) организации;      4) ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;   5) ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя без образования юридического лица;            6) отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;   7) прекращение или утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).  5  Важнейшим элементом и инструментом учета налогоплательщиков является ИНН - идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код, а для налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:         - код налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер (4 знака, при этом, первые два - код региона, вторые два - код налоговой инспекции внутри региона);     - собственно порядковый номер (для налогоплательщиков - организаций - 5 знаков, для налогоплательщиков - физических лиц - 6 знаков);              - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России (для налогоплательщиков - организаций - 1 знак, для налогоплательщиков - физических лиц - 2 знака).     Идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе:              - для организации - по месту нахождения;      - для физического лица - по месту жительства;      - для организации - налогового агента, не учтенной в качестве налогоплательщика, - по месту нахождения6.      Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена постановка на учет юридических лиц не только по месту нахождения, но и по месту нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждому плательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика - организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.      Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо:              - код налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;            - код причины постановки на учет;        - порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.  МНС России разработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.  Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика - организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет. 

 

1.3  Принципы ведения налогового учета

 

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами:         1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).              2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям.             3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.).           4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.             5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.       6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности. 

 

 

Перспективы налоговой политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов

Основные направления налоговой политики состоят из следующих частей:           1) основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде;            2) меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов;    3) сравнительный анализ налоговой нагрузки в российской экономике и зарубежных странах.           В 2013 году государством был начат налоговый маневр, заключающийся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Ставя задачи на 2014 год и период 2015 – 2016 годов, Минфин констатирует, что существенных изменений в структуре налоговой системы, а также введения новых налогов в среднесрочном периоде не требуется. Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет реализовываться путем мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.            

 

Меры в области налоговой политики на 2014 год и период 2015 – 2016 годов

В целях налогового стимулирования Минфин предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:   – поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;   – совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;      – упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;             – создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;     – совершенствование налогообложения торговой деятельности;   – налогообложение добычи природных ресурсов;     – страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.        В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, Минфин планирует внести изменения по следующим направлениям:            – совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;            – совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;            – акцизное налогообложение;        – противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;         – совершенствование налогового администрирования. 

 

Налогообложение физических лиц

Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет нацелено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала. Приоритетной задачей станет выравнивание налоговой нагрузки доходов от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества). Минфин предлагает перераспределить налоговое бремя таким образом, чтобы за счет урезания льгот владельцам недвижимости и вкладчикам банков инвесторы фондовой биржи получили налоговые преференции.

Налогообложение финансовых инструментов

Крупный блок поправок в налоговом законодательстве приурочен к созданию в России Международного финансового центра. В целях стимулирования инвестиционной деятельности будет изменен порядок уплаты налогов на финансовых рынках. В частности, планируется снизить контроль за ценами по сделкам на фондовых биржах, а также за ставками по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями. Последнее изменение представляет наибольший интерес, поскольку потенциальных заемщиков гораздо больше, чем потенциальных инвесторов.

Информация о работе Сущность и принципы налогового учета