Сущность и необходимость налогов, пошлин и сборов, установленных на территории РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать порядок расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на современном этапе.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть теоретические основы налогообложения в РБ;
· дать экономико-финансовую характеристику ИП «Штотц Агро-Сервис»;
· проанализировать налоговую систему РБ и подоходное налогообложение;
· изучить совершенствование подоходного налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

На сегодняшний день в Республике Беларусь в основном сформирована налоговая  система, создана законодательная  база по налогообложению, действуют  нормативно-методические документы, позволяющие  аккумулировать в бюджете необходимые  государству финансовые ресурсы  и оказывать стимулирующие воздействие  на экономику. Однако признать существующую налоговую систему достаточно совершенной  было бы большим преувеличением, тем  более что по мере реформирования экономических отношений в республике требуются соответствующие изменения  в подходах к налогообложению.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных резидентами, осуществляется по ставке 13%, а доходы, полученные лицами, не являющимися резидентами, облагаются по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола  «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года», подписанного 24.01.2006.

Вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве  в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве, составляющего не менее 183 дней в  календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в  текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.

Указанный налоговый режим применяется  с даты начала работы по найму в  другом Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола).

Таким образом, если у организации  имеются трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь, предусматривающие  их нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном  году, то такие белорусские граждане признаются налоговыми резидентами  Российской Федерации с даты заключения договоров. Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, в отличие от иностранных граждан других государств, изначально производится налоговым агентом по ставке 13%.

Тема дипломной работы - «Порядок расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на современном этапе».

Актуальность темы. НДФЛ связан с  потреблением, и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие  ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение  доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Цель работы - проанализировать порядок  расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на современном этапе.

Для достижения цели дипломной работы необходимо решить ряд задач:

· рассмотреть теоретические основы налогообложения в РБ;

· дать экономико-финансовую характеристику ИП «Штотц Агро-Сервис»;

· проанализировать налоговую систему  РБ и подоходное налогообложение;

· изучить совершенствование подоходного  налогообложения.

Объектом исследования является иностранное  частное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Штотц Агро-Сервис».

Предметом исследования является система  уплаты налогов на доходы физических лиц.

Теоретической и методологической основой написания дипломной  работы послужили труды учёных-экономистов, нормативная документация и специальная  литература по теме. При написании  дипломной работы были использованы фактические данные годовых отчетов  за 2007-2009 года, данные бухгалтерских  регистров синтетического и аналитического учета за 2009 год «Штотц Агро-Сервис».

В работе использовались такие методы исследования как аналитический, сравнения, графический, монографический.

1. Теоретические основы  налогообложения в РБ

1.1 Сущность и необходимость налогов, пошлин и сборов, установленных на территории РБ

Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов  оказывает мощное регулирующее воздействие  на жизнь общества.

В начале рыночных преобразований в  Республике Беларусь отсутствовали  традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области  налогообложения. Большинство государственных  контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально  новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства.

Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной  структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

В РБ к числу государственных  органов, осуществляющих налоговое  администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные  органы, обладающие полномочиями налоговых  органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права  и обязанности, права и обязанности  должностных лиц налоговых органов  изложены в Законе РБ «О государственной  налоговой инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых органов - это:

1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,

2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения  налогов в бюджет,

3. обеспечение учета налогов,

4. разработка предложений по  совершенствованию налогового законодательства  и организации работы государственных  налоговых органов,

5. осуществление валютного контроля  в пределах своей компетенции,

6. предупреждение, пресечение правонарушений  в сфере своей компетенции,

7. привлечение к ответственности  лиц, виновных в правонарушениях,  предусмотренных законодательством  о налогах и предпринимательстве,

8. подготовка налоговых соглашений  с другими государственными, осуществление  связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,

9. издание методических указаний  и разъяснений о порядке исчисления  и взимания налогов.

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами  управления принято считать организационные  действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый  контроль, который определяется как  контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.

Основными условиями осуществления  налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В  настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим  и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми  актами.

Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования - обеспечение «собираемости» налогов - зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется, прежде всего, возможностями самой экономики.

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

1. Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками налога являются организации  и физические лица, признаваемые плательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РБ в  соответствии с таможенным законодательством  РБ, филиалы, представительства и  иные обособленные подразделения белорусских  организаций, имеющих отдельный  баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения  являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности  за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.

С 01.01.2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость по стране назначения - освобождение от налога экспортируемых (ввозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.

Ставки налога на добавленную стоимость:

· 0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных  с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая  транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

· 10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

· 18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),

· 9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам  с учетом НДС,

· 15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам  с учетом НДС.

Освобождаются от налогообложения  НДС обороты от реализации на территории РБ:

Информация о работе Сущность и необходимость налогов, пошлин и сборов, установленных на территории РБ