Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Сформированная в России в 90-х гг. XX в. налоговая система, предусматривала достаточно широкий диапазон налоговых льгот для малых предприятий, однако их результативность была значительно снижена общей нестабильностью макроэкономической среды и отсутствием внимания властей к остальным направлениям развития малого предпринимательства. В работе рассмотрены специальные налоговые режимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

    Коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, устанавливается на 2013 год в целях гл. 26.2 НК РФ равным 1.

    Также с 1 октября 2012 года изменяются сроки подачи уведомления о переходе на УСНО. Если сегодня, чтобы перейти на этот спецрежим, надо подать заявление в налоговый орган в срок с 1 октября по 30 ноября, то согласно изменениям надо представить уведомление в налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСНО. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации также указывают остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО.

     Отметим, что начиная с 1 октября 2012 года при переходе на УСНО с 2013 года в уведомлении не указываются остаточная стоимость нематериальных активов и сведения о средней численности работников за девять месяцев текущего года. Это означает, что средняя численность работников на дату подачи уведомления может превышать 100 человек, но в налоговом периоде применения УСНО средняя численность эту величину превышать не может. Иначе налогоплательщик утрачивает право на применение УСНО (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

     Что касается формы уведомления, по всей видимости, утверждаться она не будет. Напомним, что действующая сегодня форма заявления о переходе на УСНО носит рекомендательный характер. Соответственно, уведомление можно написать в произвольной форме, указав все реквизиты и требуемые данные.

      А вот для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя с 1 января 2013 года срок подачи уведомления о переходе на УСНО продляется с пяти до 30 календарных дней (с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве). При этом «упрощенцами» организация и индивидуальный предприниматель будут считаться с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве.

      С 1 января 2013 года изменится порядок перехода на УСНО налогоплательщиков, применяющих ЕНВД: организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, будут вправе на основании уведомления перейти 
на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. Напомним, что сегодня данная норма связана с прекращением применения ЕНВД и возможностью перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате ЕНВД, только в случаях, когда в силу нормативных правовых актов организация перестает быть плательщиком ЕНВД (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

 

Изменение объекта налогообложения

 

    Согласно действующему законодательству «упрощенцы» имеют право изменять объект налогообложения. При этом делать это можно ежегодно при условии уведомления об этом налогового органа до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. Напомним, что в течение налогового периода изменять объект налогообложения налогоплательщик не может.

С 1 октября 2012 года срок уведомления налогового органа об изменении  объекта налогообложения продлен  до 31 декабря.

 

Право на применение УСНО

 

   Согласно пп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ УСНО не вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. С 1 января 2013 года из этого подпункта исключены индивидуальные предприниматели. Но это не означает, что индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, смогут применять УСНО. В силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ, так что данное новшество - это, скорее, приведение в соответствие норм законодательства.

    Согласно действующему положению пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ УСНО не вправе применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. С 2013 года из данного расчета исключаются нематериальные активы, то есть для целей применения УСНО будет учитываться только остаточная стоимость основных средств.

     Кроме этого, п. 3 ст. 346.12 НК РФ дополнен новым пп. 19, согласно которому УСНО не вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на него в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ. Об этих сроках мы уже сказали выше. Отметим, что данные новшества теперь исключают споры о том, может ли организация или индивидуальный предприниматель применять УСНО, если пропустил сроки подачи уведомления о переходе на него. Минфин и налоговые органы всегда стояли на том, что без поданного в установленный срок заявления применять УСНО нельзя (Письмо Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-11-11/75), но суды поддерживали налогоплательщиков (постановления ФАС ПО от 09.08.2011 № А12-23585/2010, ФАС СЗО от 14.02.2011 № А52-2827/2010, ФАС ЗСО от 24.01.2012 № А27-6733/2011). Теперь судьи уже не смогут помочь налогоплательщикам, которые не уведомят налоговые органы о переходе на УСНО в установленные сроки.

    Что касается предельной величины доходов для целей применения УСНО, согласно внесенным в п. 4 ст. 346.13 НК РФ изменениям, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, превысили 60 млн руб., он считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие требованиям. То есть о 20 млн руб. также можно забыть, как и о 15 млн руб. При этом 60 млн руб. будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. Поскольку в 2013 году коэффициент-дефлятор будет равен 1, реальное увеличение размеров ограничений по доходам произойдет с 2014 года.

    Напомним также, что п. 4 ст. 346.13 НК РФ, действие которого приостановлено до 1 января 2013 года, согласно рассматриваемым новшествам с указанной даты снова в силе, но в новой редакции.

    Важное дополнение внесли законодатели в порядок определения предельной величины доходов в случае, если налогоплательщик применяет одновременно УСНО и ПСН. В этом случае при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения установленного ограничения в 60 млн руб. учитываются доходы по обоим спецрежимам.

    А вот действующий сегодня (до 31.12.2012) п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ будет действовать с 2013 года в новой редакции: если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15, пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 60 млн руб. и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3, 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, он вправе продолжать применять УСНО в следующем налоговом периоде. Таким образом, подтверждением права на применение УСНО в следующем налоговом периоде будет являться выполнение требований по соответствию критериям гл. 26.2 НК РФ в настоящем налоговом периоде. То есть, если «упрощенец» по итогам 2012 года соответствует им, он может применять УСНО в 2013 году.

     Статья 346.13 НК РФ дополнена новым п. 8, согласно которому в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО, он обязан уведомить об этом с указанием даты прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения деятельности.

 

Учет доходов

 

      Принципиальным новшеством в учете доходов при УСНО, внесенным Федеральным законом № 94-ФЗ, является отмена учета курсовых разниц: переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, в целях гл. 26.2 НК РФ не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются (новый п. 5 ст. 346.17 НК РФ).

     Напомним, что учет курсовых разниц при УСНО был спорным моментом. Фискальные органы всегда настаивали на том, что «упрощенцы» обязаны учитывать доходы в виде положительной курсовой разницы во внереализационных доходах (п. 1 ст. 346.15, п. 11 ст. 250 НК РФ). При этом они признавали, что ст. 273 НК РФ, устанавливающая порядок признания доходов и расходов при кассовом методе, не содержит положений, определяющих порядок признания доходов и расходов в виде положительных и отрицательных курсовых разниц налогоплательщиками, применяющими кассовый метод. Исходя из этого они считали, что «упрощенцы» должны учитывать курсовые разницы в порядке, установленном п. 8 ст. 271 НК РФ, где говорится о порядке признания доходов при методе начисления. Логика, конечно, в данном случае сильно хромала, если вспомнить, что для «упрощенцев» установлен кассовый метод учета доходов, но это не смущало ни налоговиков, ни финансистов.

Здравый смысл в данном вопросе победил, и с 2013 года о  курсовых разницах «упрощенцы» могут  забыть.

     Федеральный закон № 94-ФЗ внес изменения в порядок учета доходов, полученных в натуральной форме. Уточнено, что они учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Данные новшества связаны с принятием Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ: положения ст. 40 НК РФ, которая определяла порядок исчисления рыночной цены, со дня вступления в силу этого закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу этого закона.

    Отметим, что в соответствии со ст. 105.3 НК РФ рыночными признаются цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

 

Учет расходов

 

    Изменения также затронули и порядок определения расходов при УСНО. Новшества вступают в силу 1 января 2013 года.

     Согласно пп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения «упрощенец» может уменьшить полученные доходы на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР), признаваемые таковыми на основании п. 1 ст. 262 НК РФ. Федеральным законом № 94-ФЗ установлено, что данные расходы будут учитываться в соответствии со ст. 262 НК РФ, а не только п. 1 этой статьи. Указанные изменения важны с точки зрения учета расходов на НИОКР, так как возникали вопросы по возможности применения коэффициента 1,5, который предусмотрен п. 7 ст. 262 НК РФ. И хотя финансисты не возражали по поводу учета в расходах расходов на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, сомнения у налогоплательщиков оставались (Письмо Минфина РФ от 13.02.2012 № 03-11-06/2/23). Теперь данный вид расходов прописан более четко.

    Согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения «упрощенцы» уменьшают полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. С 2013 года слова «Российской Федерации» будут исключены. Это должно означать, что в расходах «упрощенцы» смогут учесть фактически уплаченные налоги и сборы в соответствии не только с законодательством РФ, но и с законодательством других стран.

Подпункт 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ признан утратившим силу. Это изменение идет во взаимосвязи с отменой обязательного пересчета курсовых разниц.

Порядок исчисления и уплаты налога

   Изменения внесены и в ст. 346.21 НК РФ. В основном они затрагивают «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы»: для них с 1 января 2013 года вводится п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, при этом абз. 2 п. 3 ст. 346.12 НК РФ признается утратившим силу.

Изменен порядок уменьшения налога при УСНО с объектом налогообложения «доходы». Налогоплательщики, выбравшие этот объект налогообложения, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ;
  • расходов на выплату в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом № 255-ФЗ;
  • платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом № 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом № 255-ФЗ.

Информация о работе Специальные налоговые режимы