Соглашения об устранении двойного налогообложения как форма реализации налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ действия соглашений об избегании двойного налогообложения как формы реализации налоговой политики РФ.
Для достижения поставленной цели должны быть выполнены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы двойного налогообложения;
2. Проанализировать деятельность РФ по созданию условий для избежания двойного налогообложения;
3. Выявить проблемы действия соглашений об избежании двойного налогообложения
4. Предложить пути решения проблем.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы двойного налогообложения 5
Соглашения об избежании двойного налогообложения в Российской Федерации 12
Лица, к которым применяются соглашения 15
Налоги, на которые распространяется Соглашение 17
Некоторые общие определения, даваемые в соглашениях 19
Существующие проблемы избежания двойного налогообложения в Российской Федерации и пути их решения 28
Экономический эффект 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нечепури.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

 Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Государственный университет управления»

Институт  налогов и налогового менеджмента

Кафедра налоговой политики и налогового менеджмента 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Налоговая политика государства»

на тему:

«Соглашения об устранении двойного налогообложения как форма реализации налоговой политики». 
 

Выполнила студентка

Очной формы обучения

Института налогов и налогового менеджмента

Специальности: «Налоговый менеджмент»

  III-ого курса 1-ой группы  

        _______________ Аджоева Н.Л. 
 

Проверила

Доцент, к.э.н

        _______________  Кознышева Л.В. 
 

Москва, 2010 

Содержание 

Введение

     Международные налоговые отношения приобретают  все  большую  актуальность  с  точки  зрения  реализации  и  повышения эффективности  внешнеэкономической  деятельности  каждого государства, это одна  из наиболее динамично  развивающихся сфер экономической жизни, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.

     Российская  Федерация в этом отношении не является исключением. В дореформенный   период   экономические  контакты  СССР  с  зарубежными партнерами  осуществлялись  в основном в форме отдельных ограниченных по  объему  внешнеторговых  сделок  и  операций. Поэтому вопросы, затрагивающие международные аспекты налогообложения, для нашей страны, как  правило,  не  возникали.  В  современных  условиях,  с  переходом отечественной  экономики  на  рыночные рельсы, их недооценка не только влечет  за собой крупные финансовые потери в виде недополучения казной значительной  части  государственных  доходов,  но и заметно ослабляет позиции России в свете требований нового международного экономического порядка,  проявляющегося  во  взаимодействии отечественной экономики с мировым  хозяйством,  ее  участии  в  международном  разделении труда, обращении   к   ресурсам  межгосударственного  рынка  капиталов.  Так, отсутствие  на  начальном  этапе  экономических реформ урегулированных правовыми    нормами    способов    разрешения    проблемы    двойного налогообложения,   отвечающих   потребностям   зарождающегося   рынка, сдерживает расширение внешнеторговых связей России и служит источником крайне  негативного с точки зрения налоговой теории и практики явления - уклонения от уплаты налогов.

     Поэтому, дабы избежать такой ситуации заключаются  международные  налоговые соглашения. В которых оговариваются все аспекты внешнеэкономических взаимоотношений между государствами.

     Целью моей работы является анализ действия соглашений об избегании двойного налогообложения как формы реализации налоговой политики РФ.

     Для достижения поставленной цели должны быть выполнены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы двойного налогообложения;
  2. Проанализировать деятельность РФ по созданию условий для избежания двойного налогообложения;
  3. Выявить проблемы действия соглашений об избежании двойного налогообложения
  4. Предложить пути решения проблем.

Теоретические основы двойного налогообложения

 

     Для того чтобы избежать двойного налогообложения, Россия заключила соответствующие договоры с более чем шестью десятью странами.

       Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деловую активность за границей, и для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение.

     В налоговой практике и теории различаются  двойное экономическое налогообложение и двойное юридическое налогообложение.

      Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.1

      Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

      Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при несостыковке общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей земель), а также на уровне органов местного самоуправления.2 Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 90-е гг. в Российской Федерации и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствие с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.

      В устранении двойного налогообложения  доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

      Устранение  двойного экономического и юридического налогообложения в принципе возможно и в одностороннем порядке. Для  этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

      Другим  путем урегулирования проблемы двойного налогообложения является заключение международных соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.

     В 1963 году свою модель налогового соглашения об избежании двойного налогообложения  предложила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С  тех пор большинство заключаемых  налоговых соглашений следует именно этой модели, ввиду чего все они имеют примерно одинаковую структуру, хотя и различаются в деталях, в частности в ставках налогов у источника (рис. 3).3

     Рис. 3. Структура налогового соглашения (договора, конвенции)

     

     Эта модель со временем модернизируется. В 1977 и 1992 годах ОЭСР были предложены усовершенствованные модели. Структура  договора тем не менее остается в  основном неизменной.

      Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретически можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции: по признаку территориальности, резиденства и гражданства. К наиболее распространенным относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.4

      Принцип резиденства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидента определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов. Наряду с указанными принципами отдельные страны традиционно используют принцип гражданства, который является во многом сходным с принципом территориальности.5

      В современных условиях деятельность многих предприятий приобрела международный характер, т.е. она осуществляется на территории нескольких государств. В связи с этим часто возникает вопрос о распределении и перераспределении доходов предприятия между источниками, расположенными в разных странах. Особую важность эта проблема имеет для транснациональных компаний, деятельность которых в сфере международных экономических отношений является основной.

      Международное налогообложение юридических лиц  в принципе схоже с международным  налогообложением физических лиц, при  этом оно имеет определенную специфику, как в определении субъекта налогообложения, так и исчислении базы налогообложения. Кроме того, существуют нормы и правила международного налогообложения, которые действуют только в отношении юридических лиц, например статьи соглашений об устранении двойного налогообложения дивидендов.

      Проблемы  международного налогообложения юридических лиц можно подразделить на следующие группы:

       — определение национальной привязки юридического лица — субъекта налогообложения;

       — порядок определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории страны деятельности;

       — проблемы, связанные с установлением источника дохода;

       — учет налогов, уплаченных за рубежом, при  определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;

       — порядок определения налоговой  базы по подоходному налогообложению  при осуществлении внешнеэкономической деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами.

      В отличие от физических лиц, национальную принадлежность которых иногда трудно определить (из-за режима двойного гражданства, отсутствия гражданства или несовпадения гражданства и постоянного места проживания), юридические лица всегда имеют единственное место регистрации, которое является основным юридическим адресом. В стране регистрации все юридические лица всегда имеют статус налогового резидента. Вместе с тем статус налогового резидента юридическое лицо может получить и в той стране, в которой оно осуществляет коммерческую или иную экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной территории используются следующие режимы: деятельность через собственное деловое учреждение, деятельность через независимого агента и деятельность по контрактам, заключаемым с местными фирмами. Как правило, внешнеторговая деятельность не приводит к распространению на национальное предприятие налоговой юрисдикции другого государства.

      Источники дохода юридического лица могут определяться по месту заключения сделки, по месту  нахождения у покупателя товара или  потребителя услуги, по месту фактической  передачи товара или по месту перехода права собственности на товар.

      В связи со спецификой налогообложения  физических и юридических лиц в сфере международных экономических отношений соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества содержат как общие нормы и правила, так и отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица. 
 
 
 
 
 

Соглашения  об избежании двойного налогообложения  в Российской Федерации

 

     Международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества можно подразделить на три группы.

     Первую  группу составляют соглашения со странами — членами Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 г.

     Во  вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством РФ постановления от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».

     В третью группу выделяются соглашения, подписанные до указанного постановления, а также продолжающие действовать соглашения, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.6

     Основным  документом, регламентирующим взаимоотношение  стран — членов Содружества Независимых  Государств в сфере налогообложения, является Соглашение между правительствами государств-участников «О согласованных принципах налоговой политики» от 13 марта 1992 г. В соответствии с этим документом, с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была закреплена в Протоколе «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» от 15 мая 1992 г. Протокол был подписан в г. Ташкенте (Узбекистан) в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр Протокола хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан представителями 11 правительств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и Республики Молдова.

Информация о работе Соглашения об устранении двойного налогообложения как форма реализации налоговой политики