Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Налоги, их сущность и функции в системе экономических отношений привлекали внимание ученых многих поколений. В целом налогообложение прошло длительный путь в своем развитии. Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. Возникновение налогов связывают с периодом появления первых государств, с разделением общества на классы. Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства

Содержание

Введение
1. Сущность и виды косвенных налогов РФ
1.1 Теория косвенных налогов
1.2 Сущность НДС и история его введения в России

2. Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ
2.2 Налоговая реформа системы косвенного налогообложения в России

Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Сущность и виды косвенных  налогов РФ

1.1 Теория косвенных налогов

1.2 Сущность НДС и  история его введения в России

 

2. Современная система  налогообложения косвенными налогами  в РФ

2.1 Оценка и анализ  косвенных налогов, взимаемых налоговыми  органами РФ

2.2 Налоговая реформа  системы косвенного налогообложения  в России

 

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги, их сущность и функции в системе экономических отношений привлекали внимание ученых многих поколений. В целом налогообложение прошло длительный путь в своем развитии. Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. Возникновение налогов связывают с периодом появления первых государств, с разделением общества на классы. Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом, государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Следовательно, первоначальная ставка налога составляла 10% всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства короля, императора, монарха, и регалиями доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью. По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства и приобретают преимущественно денежную форму.

Налоги как экономическая категория носят исторический характер. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта. Налоговые отношения это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д.

создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Из сказанного можно заключить, что налог - это определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен такой вид косвенного налога как НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности взимания косвенных налогов, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогам, объеме и структуре льгот, порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг в т. ч. со странами СНГ и таможенного союза. Все это делает актуальным исследование основных направлений совершенствования косвенных налогов в России.

В данной работе поставлены следующие цели:

изучить различные виды классификации налогов и выявить сущность деления налогов на простые и косвенные;

проанализировать различные виды косвенных налогов;

изучить косвенные налоги, применяемые в настоящее время в России;

рассмотреть систему косвенных налогов РФ и пути ее оптимизации.

Объектом анализа данной работы является система косвенных налогов.

Предмет анализа - косвенные налоги РФ.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

косвенный налог налогообложение россия

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и виды косвенных  налогов РФ

1.1 Теория косвенных налогов

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К неналоговым доходам относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
· средства, полученные в результате применения государством мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;
· иные неналоговые доходы.
Налоги являются важной частью финансово-бюджетной системы. Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд - государство получает возможность "содержать" себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и ограничивает в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является обеспечением взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Наиболее важная классификация построена на основе критерия перелагаемости налогов. В рамках данной классификации выделяются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги - это налоги на предпринимательскую прибыль владельца и заработную плату наемного работника. В РФ к ним относятся, например:
· налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций,
· земельный налог, подоходный налог с физических лиц,
· налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения и т.д.
Косвенные налоги связаны с расходами и перелагаются на потребителя. Кудряшова В.Е. выделяет следующие признаки косвенных налогов: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов.
Термин "косвенные налоги" встречается в законодательстве советского периода и в российском законодательстве постсоветского периода. Наиболее известные примеры использования понятия "косвенные налоги" связаны с законодательством об акцизах. Например, в п.7 Декрета СНК РСФСР от 15.02.1923 "О порядке наложения взысканий за нарушение Постановлений о косвенных налогах (акцизах)" устанавливалось, что акциз и патентный сбор, взыскиваемые с нарушителей постановлений о косвенных налогах, обращаются полностью в доход казны. В российском законодательстве, принятом в рамках налоговой реформы начала 90-х годов, на законодательном уровне к косвенным налогам прямо относились только акцизы.
О косвенных налогах упоминается в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2001 N КАС 01-208, где отчисления на содержание управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации были признаны одним из видов налога - косвенным налогом, включавшимся в цену товара, продукции, поскольку отчисления представляли собой денежную форму отчуждения собственности с целью содержания государственных учреждений (обеспечение расходов публичной власти), осуществлявшуюся на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
Понятие "косвенные налоги" активно использовалось в практике Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлении от 20.02.2001 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Востокнефтересурс" Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, относит НДС к косвенным налогам и приравнивает косвенные налоги к налогам на потребление: реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2000 N 5-П "По делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Конфетти" и гражданки И.В. Савченко"" утверждается, что НДС является косвенным налогом (налогом на потребление): реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога; при этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма НДС указывается отдельной строкой; сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Опираясь на тот факт, что НДС является косвенным налогом, и отождествляя косвенные налоги с налогами на потребление, Конституционный Суд Российской Федерации делает вывод о том, что, по общему правилу, лицом, облагаемым НДС, является обладатель товара, передающий его другой стороне (получателю) за определенную сумму.
Кудряшова Е.В. высказывает мнение, что в российской практике абсолютизируется критерий переложения налога, причем ему приписывается значение жестко установленной нормы. Выводы, сделанные на основе только одного из критериев, заведомо не отражают сути классификации и характеристики каждой группы налогов, взятой в отдельности. При толковании законодательства возможно обращение к категории "косвенные налоги", но при этом необходимо учитывать три критерия отнесения налогов к косвенным: их перелагаемость, способ взимания налога и способ определения платежеспособности (согласно последнему критерию косвенные налоги причисляются к налогам на потребление).

Информация о работе Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ