Совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление возможностей совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
изучить состав и структуру косвенных налогов в РФ;
оценить роль косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ;
рассмотреть основные тенденции развития косвенных налогов в РФ;
раскрыть проблемы косвенного налогообложения в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…..………….6
1.1. Сущность косвенного налогообложения…………………. ………….……….6
1.2. История развития косвенного налогообложения…………………….…….9
1.3. Система косвенных налогов…………………………………….…………… 12
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСЧЕТА И ВЗАИМСТВОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ..... ………..…………………25
2.1. Способы взимания косвенных налогов и его правовой эффект………...…. 25
2.2. Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет. ………...28
2.3.Тенденции и перспективы косвенного налогообложения……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовичок (Автосохраненный).doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

изъятия в бюджет части  добавленной  стоимости, создаваемой на всех  стадиях

производства  и определяемой   как  разница  между  стоимостью  реализованных  товаров,   работ  и   услуг    и     стоимостью     материальных     затрат, отнесенных  на  издержки  производства  и  обращения.

    С   появлением  НДС  и  акцизов  в  налоговой   системе   РФ   косвенные налоги  стали  открыто  играть  решающую  роль   при   мобилизации   доходов в   бюджет.   В   консолидированном   бюджете   РФ   поступления   от    НДС уступают  только  налогу  на  прибыль  и  составляют  около  четверти   всех  доходов.  В   то   же   время   в   федеральном   бюджете   РФ   налог   на добавленную  стоимость  стоит  на  первом  месте,  превосходя   по   размеру все  налоговые  доходы.

    Несмотря  на  огромное  фискальное  значение  данного  налога,   нельзя

отрицать   его   регулирующее   влияние   на   экономику.   Через   механизм обложения  НДС  и,  в  частности,  через  систему  построения   ставок    он влияет   на    ценообразование    и    инфляцию,    так    как    фактически увеличивает цену  товара  на  сумму налога.

    Проанализировав   действующий  механизм  обложения   НДС  в   РФ,   стало очевидным,   что   налог   на   добавленную   стоимость   прочно   вошел    в налоговую  систему  Российской  Федерации. Он,   безусловно,   имеет   свои

достоинства  и  недостатки.  В  целом  налог  имеет   позитивное   значение, и   тенденции   его   развития   в   последнее   время   позволяют   сделать вывод,  что  за  ним  и  дальше  сохранится  ведущая   роль   среди   прочих налогов и платежей  в Российской  Федерации.

О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009 года.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале  2009 года составили 251,5 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2008  года выросли в 1,8 раза.  
            Кроме того, некоторыми  налогоплательщиками, сумма НДС, причитающаяся к уплате в марте 2009 года, была досрочно уплачена в январе-феврале 2009 года.

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,  в 2009 году  составили 1 177 млрд. руб. (по сравнению с 2008 годом рост составил 18%).

Всего в январе-феврале 2009 года в федеральный бюджет поступило 480,6 млрд. рублей администрируемых ФНС России доходов, что на 13,5% меньше, чем в январе-феврале 2008 года, что обусловлено снижением поступлений налога на прибыль и НДПИ.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-феврале 2009 года 10,8 млрд. рублей и снизились относительно января-февраля 2008 года в 1,9 раза.

Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2009 года составили 0,3 млрд. рублей, что в 1,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2008 года.

В федеральный бюджет в январе-феврале 2009 года мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 11,0 млрд. рублей, что на 8,7% больше поступлений января-февраля 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 82 млрд. руб. и снизились относительно 2008 года на 35%. Снижение связано с изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-апреле 2010 года поступило 496,5 млрд. рублей, что на 20% больше, чем в январе-апреле 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-апреле 2010 года составили 34,2 млрд. рублей и выросли относительно января-апреля 2009 года в 1,5 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

Вместе с  тем в первом полугодии текущего года, по данным ФНС России, собираемость по НДС составила 74,6%, наблюдается  рост задолженности по налогу на 13,3%. Прогнозные показатели по НДС по состоянию на 1 сентября 2009 года исполнены на 57%, в то время как по доходам федерального бюджета в целом исполнение составляет 69%. Поэтому расчетный уровень собираемости НДС на уровне 91,3%, из которого исходят бюджетные проектировки на 2010 год, является явно завышенным.

В 2010 году прогнозируется увеличение поступлений акцизов  в федеральный бюджет на 31,3% (131,0 млрд. рублей). Это связано с тем, что  Правительство Российской Федерации  предлагает проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 10% по отношению к уровню предыдущего года (в том числе начинается индексация ставок акцизов на нефтепродукты). Более высокая индексация предусматривается для ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, спиртосодержащую продукцию и вино (в среднем на 30%), на пиво (на 50%), на сигареты с фильтром (в среднем на 30%) и сигареты без фильтра (на 50%). Адвалорная составляющая ставки акцизов на сигареты увеличивается на 0,5% ежегодно. Однако федеральный закон об индексации ставок акцизов еще не принят.

 

2.3.Тенденции  и перспективы косвенного налогообложении

Переход от административно-командных  методов управления к рыночным методам  хозяйствования существенным образом изменил сущность, принципы, порядок, методы и формы межбюджетных отношений всех звеньев бюджетной системы. Причём в России эти отношения всегда имели свои специфические особенности. По мнению Б.М. Сабанти специфика развития финансовой системы России порождена особенностями "становления и развития Русского государства..., развития производительных сил и производственных отношений". Кроме того, как полагает учёный, "на формирование финансовой системы и финансовой науки большое влияние оказывает и система развития государственного управления".

С 1991 года началась "коренная перестройка бюджетной  системы страны, новые финансовые взаимоотношения между центром  и суверенными республиками, между  суверенными и автономными республиками и местными Советами". В рамках осуществляемых реформ значительное место отводилось децентрализации процесса управления бюджетной системой, формированию новой, рыночной структуры доходов бюджета, сокращению и повышению эффективности бюджетных расходов.  Бюджетная система страны распалась на союзный бюджет, самостоятельные республиканские и местные бюджеты,  в результате чего появилось более чем 55 тыс. автономных  бюджетов.  Потребовалась перестройка межбюджетных отношений и возникла объективная необходимость выработки и формирования новых принципов этих отношений.

Основные тенденции  в развитии косвенного налогообложения  следующие:

- универсализация  объекта;

- повышение  регулирующей функции таможенных  пошлин и тенденция к снижению  их ставок;

- расширение  доли косвенных налогов в доходах бюджетов за счет стабильности числа носителей косвенных налогов.

Среди перспектив развития косвенных налогов можно  назвать следующие. Прежде всего, будет  совершенствоваться налогообложение  косвенными налогами услуг, а также  включение в сферу косвенного налогообложения все новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения НДС финансовых услуг. Уже сегодня ведется работа в рамках институтов Европейского союза по созданию адекватной техники налогообложения для финансовых услуг.

В связи с расширением влияния ВТО нормы и документы, созданные в ее рамках, получат дальнейшее распространение и приобретут обязательный характер. Данная общая тенденция затронет в том числе и регулирование косвенных налогов.

В области разграничения  юрисдикции государств надлежит усовершенствовать механизм устранения двойного налогообложения услуг, оказываемых субъектами одного государства в другом государстве. В частности, предстоит решить вопрос возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного на территории одного государства, в случае, когда услуга реализуется за рубежом и конечный потребитель услуги находится в другом государстве.

В связи с  развитием коммуникаций и средств  связи, а также дальнейшей "дематериализации" товаров и услуг за счет интернет-торговли механизм косвенного налогообложения должен адаптироваться к новым реалиям жизни. Доля "электронных товаров" продолжает расти и создавать целый ряд проблем для косвенного налогообложения и в особенности для администрирования косвенных налогов

За косвенными налогами сохраняются и политические перспективы. Уменьшение политической активности населения со временем отодвигает на второй план концепцию "услуг" со стороны государства за внесение налоговых платежей, что требует преобладания доли прямых налогов. Постепенно в обществе все большую роль играет экономическая составляющая, либерализация экономических процессов. В связи с этим более популярной становится концепция нейтральности налога. НДС, именно в виде косвенного налога, как он существует в Европе, наиболее полно отвечает требованиям нейтральности налогообложения и отсутствия влияния на принятие субъектом экономических решений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система  является одним из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и так далее, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Время показало несостоятельность сделанного упора  на чисто фискальную функцию налоговой  системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой  системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний  день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в  странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Необходимо  отметить, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции  реформирования налогообложения и  его правовой формы, результаты любых  изысканий в этой сфере останутся  не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов. В  настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый Кодекс, однако, он тоже не лишён недостатков.

С помощью косвенных  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть следующее: косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексашенко  С. Налоговые реформы в развитых странах: опыт 80-х. М., 1999.  
2.Бен Дж.М.Терра. Введение в налог на добавленную стоимость в ЕС. - Paris: OECD, 1995. - C. 5.  
3.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.  
4.Владимирова В.И. Экономический анализ финансового состояния предприятий. М.: ФАРМИМЕКС, 1993. 290 с.  
5.Герасименко Н.С. Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов / Автореф. канд. юрид. наук. М. 2002. 212 с.  
6.Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 2002.  
7.Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М., 2003.  
8.Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - Уч. пос., М., 2001.  
9.Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). Под редакцией проф. О.Н. Садикова, - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, издательская группа ИНФРА-М НОРМА, 1996. 800 с.  
10.Кошкин В. Н. О дополнительных налогах и сборах, вводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления//Налоговый вестник. 2004. 3. с. 54.  
11.Куксин КН. Налоговая политика России. Дисс. д-ра юрид. наук. СПб... 2004. 152 с.  
12.Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. - Петроград, 1919. - С. 85-120.  
13.Методика финансового анализа. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. М., ИН-ФРА-М, 2002  
14.Налоги: Учеб. пособие \ Под ред. Д.Г. Черника - М., Финансы и статистика, 2002.  
15.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. СПб.: Издательский дом Греда, 2001.  
16.Пансков В. Целостная налоговая система действует// Финансы. 1992. 9. с. 68.  
17.Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 2002.  
18.Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 177.  
19.Родионова В.М. Финансы: Уч. пособ. - М.: Финансы и статистика, 1999.  
20.Салов О.А. Местное самоуправление сегодня. М., ЮНИТИ, 2001. 214 с.  
21.Свод законов Российской Империи. Т. И. СПб., 1915. 452 с.  
22.Сокол Л.Н. Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам // Налоговый вестник", N N 9, 10, сентябрь, октябрь 2004. с. 42.

Информация о работе Совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации