Совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление возможностей совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
изучить состав и структуру косвенных налогов в РФ;
оценить роль косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ;
рассмотреть основные тенденции развития косвенных налогов в РФ;
раскрыть проблемы косвенного налогообложения в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…..………….6
1.1. Сущность косвенного налогообложения…………………. ………….……….6
1.2. История развития косвенного налогообложения…………………….…….9
1.3. Система косвенных налогов…………………………………….…………… 12
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСЧЕТА И ВЗАИМСТВОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ..... ………..…………………25
2.1. Способы взимания косвенных налогов и его правовой эффект………...…. 25
2.2. Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет. ………...28
2.3.Тенденции и перспективы косвенного налогообложения……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовичок (Автосохраненный).doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

4) передача на территории  Российской Федерации лицом произведенных  им из давальческого сырья  (материалов) подакцизных товаров  собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

5) передача в структуре  организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

6) передача на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных  товаров для собственных нужд;

7) передача на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

8) ввоз подакцизных товаров  на таможенную территорию Российской Федерации; 4

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных  товаров одним структурным подразделением  организации, не являющимся самостоятельным  налогоплательщиком, для производства  и (или) реализации других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация денатурированного  этилового спирта из всех видов  сырья организациям по специальным  разрешениям на его поставку  в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

3) реализация спиртосодержащей  денатурированной продукции организациям  по специальным разрешениям на  ее поставку в пределах выделенных  квот, утвержденных (согласованных)  уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

4) реализация подакцизных  товаров, помещаемых под таможенный  режим экспорта за пределы  территории Российской Федерации; 

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости  от установленных в отношении  этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем  реализованных (переданных) подакцизных  товаров в натуральном выражении  - по подакцизным товарам, в  отношении которых установлены  твердые (специфические) налоговые  ставки (в абсолютной сумме на  единицу измерения);

2) как стоимость  реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ, без учета налога, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость  переданных подакцизных товаров,  исчисленная исходя из средних  цен реализации, действовавших в  предыдущем налоговом периоде,  а при их отсутствии исходя  из рыночных цен без учета  налога, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией  подакцизных товаров.

Сумма налога по подакцизным товарам (в том числе  при ввозе на территорию Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма налога по подакцизным товарам (в том числе при их ввозе на территорию Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.  

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки.

На всей территории России установлены следующие ставки:

-         адвалорные — в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акциза.

-         специфические — в рублях и копейках за единицу измерения товара.

Преобладающими  являются специфические ставки. Адвалорные ставки установлены для таких видов товаров как сигареты (папиросы).

Таблица 1.2

Единые ставки, действующие на всей территории Российской Федерации, указаны в статье 193 НК РФ. 

Виды  подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт  из всех видов сырья (в том числе  этиловый спирт-сырец из всех видов  сырья)

19 руб. 50 коп.  за 1 литр безводного этилового  спирта

Алкогольная продукция  с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

146 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Алкогольная продукция  с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25  процентов включительно (за исключением вин)

108 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция  с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением  вин)

76 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих)

95 руб. за 1 литр  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10 руб. 50 коп.  за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих)

2 руб. 20 коп.  за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием  объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно

1 руб. 75 коп.  за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием  объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

6 руб. 28 коп.  за 1 литр

Табачные изделия:

 

Табак трубочный

620 руб. за 1 килограмм

Табак курительный, за исключением табака, используемого  в качестве сырья для производства табачной продукции

254 руб. за 1 килограмм

Сигары

15 руб. за 1 штуку  

Сигариллы

170 руб. за 1 000 штук 

Сигареты с фильтром

65 руб. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее  20 процентов от отпускной цены  

 

 

Сигареты без  фильтра, папиросы

28 руб. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее  20 процентов от отпускной цены  

Автомобили  легковые с мощностью двигателя  до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт  (1 л.с.)

Автомобили  легковые с мощностью двигателя  свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

15 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили  легковые с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

153 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Бензин автомобильный  с октановым числом до "80" включительно

2 657 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный  с иными октановыми числами

3 629 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо

1 080 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2 951 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за 1 тонну


 

Порядок исчисления акциза

1. Сумма акциза  по подакцизным товарам (в том  числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 настоящего Кодекса.

2. Сумма акциза  по подакцизным товарам (в том  числе ввозимым на территорию  Российской Федерации), в отношении  которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная  доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191 настоящего Кодекса.

3. Сумма акциза  по подакцизным товарам (в том  числе ввозимым на территорию  Российской Федерации), в отношении  которых установлены комбинированные  налоговые ставки (состоящие из  твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

(п. 3 введен Федеральным  законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ; в ред.  Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ)

4. Общая сумма  акциза при совершении операций  с подакцизными товарами, признаваемыми  в соответствии с настоящей  главой объектом налогообложения,  представляет собой сумму, полученную  в результате сложения сумм  акциза, исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСЧЕТА И ВЗАИМСТВОВАНИЯ  КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

2.1. Способы взимания  косвенных налогов и его правовой  эффект

Изначально в качестве способов взимания налогов рассматривались взимание налогов по кадастру (прямые налоги) и тарифу (косвенные налоги). С.И. Иловайский в своей книге приводит мнение немецкого автора А. Вагнера, который пытается объяснить различия между прямыми и косвенными налогами исходя из "основания назначения и взимания налогов". А. Вагнер считал, что с точки зрения способа назначения и взимания прямые налоги назначаются и взимаются на основании постоянных или считаемых за постоянные данных, заранее определенных, т.е. по кадастрам. Напротив, косвенные налоги взимаются на основании единичных, изменяющихся, более или менее случайных, а потому не определенных заранее данных.

Способ назначения и взимания может пониматься и  как выбор объекта налога. К  косвенным налогам в данном случае относят налоги, которые вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций.

Существенным  для способа взимания налога часто  является ответ на вопрос о том, "существует ли прямое юридическое отношение  или есть тут чье либо посредничество".

Согласно первому  подходу, где под способом понимаются основания назначения и взимания налогов, к прямым налогам должны быть отнесены те, которые взимаются  периодически, посредством именных  списков плательщиков и по заранее  определенным признакам. В основу их кладется оценка облагаемых предметов, и прямые налоги в этом смысле называют еще оценочными, а в дореволюционном русском законодательстве и литературе окладными. Косвенные налоги согласно этому подходу уплачиваются населением вне всякой связи со сроками, обычно при покупке товара по установленному для таких налогов тарифу. Отсюда их наименование - тарификационные, или по русскому законодательству - неокладные.

Вторая точка  зрения на способ взимания налога заключается  в том, что способ взимания налога вряд ли можно сводить только к выбору объекта обложения. Возникают сомнения относительно того, насколько выбор объекта является самостоятельным по отношению к иным критерием оценки характеристик налога: перелагаемости, платежеспособности. Как уже отмечалось выше, переложение чаще всего осуществляется в процессе обмена, по этой причине в качестве объектов избираются акты хозяйственной жизни. Как справедливо замечает М.Н. Соболев, совпадение взимания налога с каким-либо объектом не есть дело усмотрения государства. Оно вытекает из мысли, что наличие данного объекта дает право умозаключить об известной налогоспособности. Следовательно, выбор объекта подчинен критериям перелагаемости и платежеспособности.

Наконец, третья точка зрения, которая предполагает, что способы взимания прямых и косвенных налогов отличаются в зависимости от того, взимается ли налог напрямую или через посредничество третьего лица. Хотя этот критерий, на наш взгляд, в большей степени, нежели предыдущие, дает представление именно о способе взимания налога.

Наличие посредника между фактическим плательщиком налога и бюджетом определяет "косвенный" характер взимания налога. "Косвенный" здесь означает взимаемый не прямо  с фактического плательщика, а через  третье лицо.

Соответственно, классификация налогов по критерию взимания налога напрямую или через посредника (или необходимого наличия плательщика и носителя) не охватывает всех возможных способов косвенного налогообложения и не дает двух взаимоисключающих категорий налогов.

Действительно, в литературе часто критерий разделения налогов по способу их взимания называют "административно-техническим", но это не совсем правильно отражает суть способа взимания косвенных налогов. Если принимать во внимание только административные аспекты, то тогда способов взимания налога будет четыре:

- кадастровый;

- самоначисление (декларационный);

- административный;

- авансовый  (удержание "у источника").

Особенностями способа взимания косвенных налогов  являются, на наш взгляд, следующие:

- Обязанности по учету объекта, исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога возложены на налогоплательщика, который имеет законодательно закрепленную возможность переложить налог на третье лицо (носителя налога).

- Государство  не обязывает носителя уплачивать  налог и не применяет мер принуждения к носителю; государство вступает в отношения по поводу взимания налога только с налогоплательщиком.

- Косвенные  налоги более тесно связаны  с объектом налога.

Акцизный способ допускает четыре формы взимания:

- обложение  по площади посева сырья;

- обложение  по характеристикам средств производства, служащим для выработки данного  продукта (например, заторные чаны  в пивоваренной промышленности);

- обложение  по характеристикам сырья или  полуфабрикату (например, солодо  для акциза с пива);

- по готовому  продукту.

Итак, подведем итог. Способ взимания косвенных налогов  не предполагает, что налогоплательщик играет роль посредника. Главной особенностью способа взимания косвенных налогов  является наличие полноправного  налогоплательщика, который несет обязанности по учету объекта, исчислению, удержанию и уплате налога в бюджет, а также имеет законодательно закрепленную возможность переложить налог на третье лицо (носителя налога), не участвующее в налоговых правоотношениях.

 

2.2. Анализ поступления косвенных налогов в федеральный бюджет

Основное место  в налоговой системе страны занимают косвенные налоги, к которым относят  НДС, акцизы. Такое количество косвенных  налогов неизбежно приводит к  неоднократному обложению одного и  того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

НДС   относится   к   федеральным   налогам   и   действует   на   всей территории  РФ. Согласно  Закону  «О  НДС»  налог представляет  собой  форму

Информация о работе Совершенствования косвенного налогообложения в Российской Федерации