Совершенствование налоговой системы рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Управление налоговым  администрированием должно происходить  по нескольким направлениям. Прежде всего, это улучшение работы самих налоговых  органов. Это сложная, комплексная  задача создания оптимальной структуры  налоговых органов, специализированных налоговых инспекций и качественного  изменения взаимоотношений налоговых  органов с налогоплательщиками.

Таким образом, государственный  налоговый менеджмент – это управление налоговыми процессами с использованием всех функций налогов (регулирующая, стимулирующая, фискальная), а также  построение «оптимальной» налоговой  системы и повышения эффективности  всех элементов налогового механизма. При таком подходе учитываются интересы корпоративного налогового менеджмента и государственного налогового менеджмента. Государственный налоговый менеджмент находит свое отражение в используемых государством методах и формах налогового администрирования в соответствии с реализуемой налоговой политикой в стране. Налоговое администрирование является тем связующим элементом между государством и обществом, который непосредственно отражает основные направления и параметры государственной налоговой политики. Наличие подсистемы налогового администрирования в системе налогового менеджмента является одним из элементов, которые отличают государственный налоговый менеджмент от налогового планирования и прогнозирования.

Можно сделать следующий  ключевой вывод: являясь частью процесса организации налоговой политики государства, государственный налоговый  менеджмент имеет не только общие  свойства, но и особенные, отличительные  черты и функции в налоговой  сфере. Особенность государственного налогового менеджмента заключается  в том, что он выступает в форме  комплексной системной организации  отношений между налогоплательщиками  и налоговой администрацией в  лице налоговых органов в целях  исполнения доходной части бюджетов различных уровней. Государственный  налоговый менеджмент нацелен на построение комфортной налоговой системы  в мобильной форме, в виде гибкого  механизма, способного оперативно реагировать  как на внешние, так и на внутренние изменения. Эта комплексная система  направлена на повышение эффективности  совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия, конкретную технологию налоговых отношений и стабильное поступление доходов в бюджетную  систему государства.

Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение  прогнозных налоговых поступлений  в бюджет в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования  и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налогового регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики [9].

Следует отметить, что, несмотря на методологические принципы, методы и организацию государственного налогового менеджмента любой страны, все они характеризуются успешностью  разрешения следующих задач:

- обеспечение поступления  и роста налоговых доходов;

- повышение инвестиционной  привлекательности государства  для иностранного и внутреннего  капитала;

- обеспечение экономической  стабильности общества и экономики,  роста ВВП;

- повышение качества налогового  администрирования.

Разрешение данных задач  сопряжено с необходимостью проведения налоговых реформ и возрастанием роли государственного налогового менеджмента.

Важно подчеркнуть, что государственный  налоговый менеджмент нельзя рассматривать  в качестве эфемерного объекта теоретического и методологического изучения. Государственный  налоговый менеджмент всегда является тем инструментом, который обязательно  влияет на налогоплательщиков независимо от того, являются ли они физическими  или юридическими лицами.

Основываясь на мировом опыте  развития и функционирования государственного налогового менеджмента, можно сделать  вывод о том, что налоговый  менеджмент представляет собой инструмент повышения стабильности государства  по многим позициям, среди которых  такие определяющие, как планирование бизнеса, налоги, бюджетное планирование, стабильность развития бизнеса, устойчивость определенных секторов экономики, социальная стабильность и развитие общества, повышение качества жизни в стране в целом. 

3.2 Основные методы  совершенствования налоговой системы  РФ

Налоговая политика РФ на протяжении последних 20 лет постоянно находится  в центре внимания властных структур страны и бизнеса, так как она  оказывает непосредственное влияние как на формирование бюджетов всех уровней, так и на развитие экономики страны в целом. Осуществленные за последние годы налоговые реформы позволили создать рыночный тип налоговой системы в нашей стране. Однако налоговая реформа еще не завершена. Центральными проблемами современной налоговой системы РФ являются:

-чрезмерная налоговая  нагрузка;

-несбалансированность между  уровнями налоговой системы, гипертрофированность  федерального уровня;

-отсутствие налоговых  стимулов для развития инновационной  экономики.

Наряду с решением перечисленных  проблем современная налоговая  политика РФ должна способствовать реализации приоритетных национальных проектов в  области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, развития агропромышленного  комплекса, проведения структурных  преобразований в экономике, модернизации инфраструктуры, перехода на инновационный  путь развития экономики, реформирования социальной сферы. Решить эти масштабные и сложные задачи невозможно без  изменений в налоговой сфере, осуществляемых в рамках налоговой  политики. Эффективная налоговая  политика является одним из основных условий динамичного развития экономики  России.

В условиях посткризисного развития Президентом Российской Федерации был задан курс на определение оптимального уровня налоговой нагрузки и структуры налогов, соответствующих современной стадии развития российской экономики и стимулирующих развитие предпринимательства, поиск и применение инновационных технологий. Данные положения нашли отражение в Основных направлениях налоговой политики России на 2009, 2010 и 2011 годы и на плановый период 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 годов. Характеризуя данные документы, можно сказать, что они разработаны на основании того, что в среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики заключаются в создании эффективной налоговой системы. При этом продекларирован отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Центральной задачей налоговой  политики РФ в условиях перехода на модернизационный путь развития, когда центральную роль играют инновационные производства, инвестиции в новые технологии, является сокращение реального налогового бремени путем перехода к макроналоговому регулированию, усиление дискреционных элементов в налоговой политике для решения задач модернизации российской экономики и привлечения прямых инвестиций.

Отметим, что для снижения реального налогового бремени на экономику в развитых странах  упор делается на налогообложения основных потребителей – физических лиц. В  РФ осуществить подобное невозможно, так как база налогообложения  будет критически мала, что обусловлено  низкими доходами населения и  отсутствием сильного среднего класса.

Представляется, что в  среднесрочной перспективе налоговая  политика для гражданина должна обеспечить:

- установление налогового  бремени, соразмерного доходам  населения;

- прозрачность налоговой   системы;

- создание партнерских  отношений с государством.

Наиболее эффективное  направление совершенствования  прямого налогообложения в РФ связано с трансформацией взимания таких прямых налогов, как НДФЛ, налог  на прибыль в части веления  прогрессивного налогообложения, усилением объективности при налогообложении имущества, возвратом инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

Для стимулирования инноваций  и инвестиций важную роль играет и  совершенствование косвенного налогообложения. В настоящее время в литературе всё чаще при обсуждении направлений  совершенствования системы взимания НДС можно найти рассуждения  о необходимости замены НДС на налог с продаж. При этом, несмотря на критику, в  большинстве стран  мира применяется именно налог на добавленную стоимость. Учитывая международный  опыт взимания НДС и особенности  применения НДС в России, можно  сделать вывод, что дальнейшее реформирование данного налога следует проводить  в направлении снижения ставки НДС  при сохранении ее дифференциации.

Еще одно важное направление  оптимизации налоговой политики РФ – это формирование региональной налоговой политики, обеспечивающей надежное финансовое существование  территорий, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития. Актуальность данной задачи обусловлена наличием региональной дифференциации всех аспектов жизнедеятельности общества. Соответственно существует необходимость разработки и проведения конкретизированной налоговой  политики, которая исходила бы из общегосударственных  целей, но учитывала ресурсные возможности  и интересы отдельных регионов.

Для совершенствования в  Российской Федерации региональной налоговой политики важно осуществить  следующие преобразования:

- увеличить список налогов,  зачисляемых непосредственно в  региональные и муниципальные  бюджеты, что увеличивает налоговую  компетенцию субъектов РФ и  муниципалитетов, а также будет  способствовать их стимулированию  к расширению налогооблагаемой  базы;

- законодательно расширить  налоговую компетенцию субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований по установлению  специальных налоговых режимов;

- стимулировать региональные  и муниципальные власти к формулированию  и совершенствованию территориальной  налоговой политики.

При реализации перечисленных  выше направлений необходимо учитывать  специфику хозяйственной деятельности в отдельных субъектах РФ и  муниципальных образованиях, обусловленные  их территориальным расположением, отраслями специализации, уровнем  налогового потенциала. Важно следить  за тем, чтобы цели и задачи региональной и муниципальной налоговой политики соответствовали государственным  стратегическим целям развития.

Новейшим направлением налоговой  политики РФ в условиях создания Таможенного  союза между Россией, Казахстаном  и Белоруссией является формирование единых подходов к организации налогового администрирования. Национальные системы  управления налогообложением стран  – участниц Таможенного союза  по многим направлениям  являются несопоставимыми  с точки зрения организации взаимодействия между плательщиком и налоговыми органами относительно таких важных проблем, как порядок начисления и погашения налогового обязательства, порядок декларирования, ответственность  плательщика, механизм обжалования  решений налоговых органов, механизм применения косвенных методов расчета  налоговых обязательств. Различия в  этой сфере существенно затрудняют свободное перемещение капиталов  между странами Таможенного союза, поэтому первоочередной задачей  в этой сфере является разработка единых концептуальных подходов к идеологии  и процедурам налогового администрирования.

В сложившихся условиях можно  следующим образом сформулировать перспективные направления налоговой  политики РФ:

- внедрение основного  принципа налогообложения западной  модели – исключение из налогообложения  капиталов, вложенных в производство, и прибыли, реинвестируемой на  развитие производства;

- сокращение не номинальной,  а эффективной налоговой нагрузки;

- введение прогрессивного  налогообложения;

- совершенствование косвенного  налогообложения;

- установление льготных  налоговых режимов для инвестирования  капиталов в научно-исследовательскую  и опытно-конструкторскую деятельность  и развитие малого и среднего  бизнеса;

- расширение состава налогов,  закрепленных за регионами и  муниципальными образованиями;

- обеспечение соответствия  подходов к налоговому администрированию  в Российской Федерации порядку  управления налоговыми отношениями  Казахстана и Белоруссии.

Предложенные мероприятия  по совершенствованию налоговой  политики РФ в среднесрочной перспективе  имеют научно обоснованный характер и могут выступать в качестве альтернативных вариантов реформирования налогообложения в России. В соответствии с ними налоговое законодательство России имеет вид, отвечающий современным  тенденциям налогообложения в мире и учитывающий последние реалии экономического состояния страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот  и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

 В соответствии с  Налоговым кодексом РФ под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены поступательным развитием общества. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы рф